№ 2-10/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2017 г. р.п.Первомайский
Первомайский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Федотова Л.А.,
при секретаре Козловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сергеевой Н.В. к администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области об обязании предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Сергеева Н.В. обратилась в суд с иском к главе Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания.
В заявлении указала, что она на основании договора социального найма, является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, р.<адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом был признан ветхим, однако ответчик до настоящего времени не принимает мер для переселения Сергеевой Н.В. из ветхого жилья. В связи с чем, истец вынуждена регулярно снимать жилье, проживать у родственников, знакомых, испытывать трудности и материальные неудобства.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены собственники и наниматели квартир по <адрес> <адрес> <адрес> - Сухарева Е.И., Кондратьева Г.П. и Осипова В.А.
В ходе рассмотрения гражданского дела Сергеева Н.В. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению - не менее <данные изъяты> кв.м., отвечающее установленным требованиям, в черте населенного пункта р.<адрес> и взыскать с администрации Первомайского поссовета <адрес> компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика главы администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области на администрацию Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Первомайского района Тамбовской области.
Истец Сергеева Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Представитель истца по доверенности Махина Г.П. и представитель истца по ордеру и доверенности адвокат Анисимов А.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представить ответчика по доверенности Бондарь А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, предоставив соответствующий отзыв.
Третье лицо Осипова В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Надлежаще извещенные третьи лица Сухарева Е.И., Кондратьева Г.П. и представитель администрации Первомайского района Тамбовской области в судебное заседание не явились, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 40Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.8 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно положениям ст.91 ЖК РСФСР, граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом, в котором находится жилое помещение подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд либо дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой, выселяемым из него гражданам другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию дом (жилое помещение).
В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (92 ЖК РСФСР).
В силу ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
В соответствии со ст.85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст.86 названного Кодекса).
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В судебном заседании установлено, что истец Сергеева Н.В. по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, в жилом помещении истец зарегистрирована одна по месту жительства (л.д.4 - 6).
ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение администрации <адрес> № - р о разработке областной программы «<данные изъяты>» (далее - Распоряжение) (л.д.185).
Согласно п.2 Распоряжения, мэрии <адрес>, администрациям городов и районов области рекомендовано разработать муниципальные (территориальные) программы «<данные изъяты>» (л.д.185).
Пунктом 3 Распоряжения, мэрии <адрес>, администрациям городов и районов области предложено привлечь постоянно действующие муниципальные (территориальные) межведомственные комиссии к подготовке реестра ветхих и аварийных жилых строений с указанием численности проживающего в нем населения (л.д.186).
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден реестр ветхих жилых домов в <адрес>, в указанный реестр также вошел жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (л.д.10 - 11).
Вместе с тем, в областную программу «<данные изъяты>» дом не включен, мероприятия по расселению ветхого и аварийного жилья на территории <адрес> не проводились, средства на эти цели не предоставлялись (л.д.185-186). Областная программа «<данные изъяты>» в настоящее время является не действующей.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и <адрес> был заключен договор о проведении строительно - технического исследования <адрес> <адрес>» по <адрес>, р.<адрес> (л.д.195).
Согласно акту экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ спорная <адрес> жилого <адрес> <адрес> <адрес>, р.<адрес>, является непригодной для проживания, поскольку отопительные приборы в жилом помещении находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, требуется проведение ремонта отопительных приборов, поскольку при их текущем техническом состоянии использование по назначению в период отопительного сезона невозможно, в связи с чем будут нарушены параметры микроклимата в зимний период. При этом строительные конструкции жилого дома находятся в ограниченно - работоспособном состоянии, опасность внезапного разрушения отсутствует (л.д.195-227).
В соответствии с заключением межведомственной комиссия № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> <адрес> <адрес>, р.<адрес> является аварийным и подлежащим сносу (л.д. 183).
Постановление администрации <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> <адрес> по <адрес>, р.<адрес> признан аварийным, подлежащим сносу и снят с технического учета (л.д.178).
Распоряжение администрации <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок отселения физических лиц в связи признанием жилого дома по <адрес> <адрес> аварийным и подлежащим сносу - не ранее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.177).
В целевую программу по переселению из аварийного жилья жилой дом не включен.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч.1 ст.49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч.2 указанной статьи).
В соответствии со ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст.40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец Сергеева Н.В. не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, юридически значимым обстоятельством является установление объективной нуждаемости Сергеевой Н.В., в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч.2 ст.49 ЖК РФ.
Таким образом, наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма по правилам п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
При этом, из протокола заседания жилищной комиссии администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истцу Сергеевой Н.В. отказано в постановке на учет на улучшении жилищных условий, в связи с не предоставлением необходимых документов (л.д.228).
Таким образом, истец на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признавалась. Доказательств обратного, в силу ст.56 ГПК РФ, суду не предоставлено.
Представителям истца предлагалось представить доказательства, свидетельствующие о том, что Сергеева Н.В. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, является малоимущей либо у нее имеются иные основания для внеочередного предоставления жилья, однако таких доказательств представлено не было.
Из пояснений представителя ответчика по доверенности Бондарь А.Н. следует, что истцу неоднократно предлагалось для проживания жилье из маневренного фонда, на что Сергеева Н.В. ответила отказом, данные сведения представители истца ее мать -ФИО11 и адвокат Анисимов А.А. подтвердили.
Кроме того, сторонами не оспаривалось, что Сергеева Н.В. в <адрес>, р.<адрес> фактически не проживает с ДД.ММ.ГГГГ., в настоящее время истец проживает вместе с семьей в <адрес>.
Таким образом, по мнению суда такие юридически значимые факты, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении у истца Сергеевой Н.В. отсутствуют, в связи с чем, у органа местного самоуправления отсутствует обязанность предоставить истцу другое жилое помещение по договору социального найма вне очереди, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Сергеевой Н.В. следует отказать.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании морального вреда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сергеевой Н.В. к администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области об обязании предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и взыскании морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Первомайский районный суд Тамбовской области в течение одного месяца, со дня изготовления в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 07.08.2017 г.
Судья Федотов Л.А.