Мотивированное решение изготовлено «19» октября 2015 года Дело № 2-403/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полярный 06 октября 2015 года
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего по делу судьи Смирновой Л.В.,
при секретаре Фроловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к войсковой части №..., филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области о взыскании выплат компенсационного характера за работу с вредными и опасными условиями труда и применении дополнительных тарифов страховых взносов лицевого счета в Пенсионный фонд Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к войсковой части №..., филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области (далее - филиал № 1 УФО МО РФ) о взыскании выплат компенсационного характера за работу с вредными и опасными условиями труда и применении дополнительных тарифов страховых взносов лицевого счета в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В обоснование требований указав, что он является работником в/ч №... в должности *** плавучей технической базы ПТБ-7 г. Снежногорске. ПТБ-7 входит в состав войсковой части №... с <дата>, является кораблем специального назначения Атомного технологического обслуживания (обеспечения) кораблей, судов с ЯЭУ. ПТБ-7 осуществляет хранение, транспортировку жидких и твердых радиоактивных отходов, работы с закрытыми контрольными И.И.И., является объектом 1 категории по классификации потенциальной опасности воздействия радиационных факторов на персонал и население при радиационной аварии. На финансовом довольствии судно состоит в филиале №1 УФО МО РФ по Мурманской области.
В период времени с <дата> по <дата> была проведена аттестация рабочих мест в войсковой части №... в том числе гражданского персонала ПТБ-7. Результаты аттестации рабочих мест ПТБ-7 поступили в войсковую часть №... в <дата>. По результатам аттестации, командиром войсковой части №..., издан приказ от <дата> №... «Об установлении льгот и компенсаций гражданскому персоналу ТНТ-12, ТХТН «Амур» и «ПТБ-7», вследствие которого издан приказ от <дата> №... «Об установлении должностных окладов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда».
Вместе с тем, данный приказ командира войсковой части №... возвращен филиалом № 1 УФО МО РФ без исполнения по тем основаниям, что не доказано фактическое время, проведенное с вредными условиями труда, в течение которого исполнял трудовые обязанности работник.
Истец считает, что ответчик филиал № 1 УФО МО РФ обязан пересчитать заработную плату с учетом доплат за работу с вредными условиями труда за период с <дата> по настоящее время.
Просит обязать филиал № 1 УФО МО РФ произвести оплату труда в соответствии с приказом командира восковой части №... от <дата> №... и от <дата> №... и с учетом индексации взыскать оплату труда в размере *** рублей. Обязать филиал № 1 УФО МО РФ в соответствии со ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ внести изменения в индивидуальный лицевой счет (СНИЛС №...) в Пенсионном фонде РФ в части стажа, дающего права на досрочное назначение пенсии по списку № 2 согласно картам аттестации и указать дополнительные тарифы страховых взносов лицевого счета в соответствии с «Перечнем рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости», поименным списком работников, пользующихся правом на досрочное назначение трудовых пенсий переданных войсковой частью №....
Истец ФИО2 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика филиал № 1 УФО МО РФ, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил отзыв, в котором считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку не доказано фактическое время, проведенное с вредными условиями труда, в течение которого исполнял трудовые обязанности работник. Указано на то, что заключение аттестационной комиссии по комплексной оценке условий труда основано на нормативных правовых актах, которые признаны утратившим силу ввиду введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Следовательно, на момент издания приказов командира войсковой части №... отсутствовали достаточные основания для подтверждения вредных условий труда каждого из работников. Кроме того, обращает внимание на то, что командиром восковой части №... не представлены локальные акты (коллективный договор) с утвержденным новым порядком оплаты труда, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, которым установлен порядок формирование и использования годового фонда оплаты труда. На <дата> лимит денежных средств в счет оплаты труда отсутствует, бюджетный год завершен.
Ответчик войсковая часть №..., извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В представленном отзыве полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в г. Полярный ЗАТО Александровск просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В представленном отзыве привел положения Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», устанавливающие основания и размеры дополнительных страховых взносов.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Изучив доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
На основании статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Условия оплаты труда гражданского персонала воинских частей установлены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (далее - Приказ от 23 апреля 2014 года № 255).
Согласно пунктам 14, 15 Главы Ш названного приказа, выплаты компенсационного характера, в частности, за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных, бюджетных автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 822.
Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Ранее аналогичные положения предусматривались Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 « О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 г. № 583» утратившим силу в связи с введением в действие Приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255.
Из материалов дела следует, что <дата> между войсковой частью №... и ФИО2 заключен трудовой договор, по условиям которого ФИО2 принят на работу в качестве *** (л.д. 49-51). Согласно п. 6.2 договора рабочее место работника характеризуется вредными условиями труда. Выплаты компенсационного характера за работу в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда и их размер трудовым договором не обусловлены (раздел 5 договора).
Войсковая часть №... находится на финансовом обслуживании в филиале № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области (договор на обслуживание №... от <дата>).
По условиям договора филиал № 1 УФО МО Российской Федерации обязался производить начисление заработной платы и других установленных выплат работникам войсковой части, а также выплачивать начисленные денежные средства, войсковая часть обязалась предоставлять филиалу № 1 УФО МО Российской Федерации сведения, необходимые для начисления положенных выплат личному составу части.
Согласно материалам дела следует, что в <дата> в войсковой части №... проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой рабочее место старшего электрика судового ПТБ-7 аттестовано как рабочее место с вредными условиями труда, с общей оценкой условий груда по степени вредности 3,3, что следует из карты аттестации №... (л.д. 56-62)
<дата> командиром войсковой части №... издан приказ №... о частичном завершении аттестации рабочих мест по условиям труда гражданского персонала некоторых подразделений войсковой части, в том числе, плавучей технической базы (ПТБ-7).
С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в соответствии с частью 4 статьи 27 которого, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям груда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части первой статьи 17 настоящего Федерального закона (внеплановой специальной оценки условий труда).
Из материалов дела следует, что проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в войсковой части №... начато в <дата>, до принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года № 342н, действовавшему в период начал проведения аттестации в войсковой части, аттестация завершалась подписанием работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации (пункт 44),
Таким образом, датой окончания аттестации является дата издания данного приказа, а не срок, когда аттестующей организацией были осуществлены замеры вредных факторов воздействия и результаты оказанных услуг сданы работодателю. Ранее издания приказа результаты аттестации рабочего места не могли быть использованы работодателем для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Фактически аттестация рабочих мест войсковой части №... не завершена, что подтверждено не оформленным (отсутствуют дата, подписи членов комиссии) протоколом заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и сводной ведомостью результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Отчет и результаты аттестации рабочих также не были утверждены приказом командира войсковой части №....
Следовательно, результаты аттестации, утвержденные приказом командира войсковой части №... от <дата> №..., неправомерно использованы работодателем для установления объема гарантий и компенсаций истцам, в том числе установления надбавки компенсационного характера в связи с занятостью во вредных условиях труда.
Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут являться лишь результаты проведения специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах.
Перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (Приложение № 1 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255), в связи с занятостью на которых пунктом 16 Положения предусмотрено повышение окладов (тарифных ставок), соответственно, на ***% и на ***%, работы, выполняемые истцом, *** ПТБ-7, не поименованы.
В Перечне работ с тяжелыми и вредными условиями труда, являющимся приложением к Приказу Минобороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555, должность старшего электрика судового электромеханической службы также не предусматривалась.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания в его пользу выплат компенсационного характера за работу с вредными и опасными условиями труда за период с <дата> по <дата> не имеется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 (далее по тексту - Порядок), при формировании фонда оплаты труда учитываются следующие показатели (по состоянию на 1 октября года, предшествующего планируемому): по должностям (профессиям), исполнение обязанностей (выполнение работ) по которым связано с работой с тяжелыми работами, во вредных и (или) опасных условиях труда, должностные оклады (тарифные ставки) учитываются в фонде оплаты труда с предусмотренными повышениями должностных окладов (тарифных ставок), (за исключением вакантных должностей); выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей) за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда - в фактически установленном на 1 октября текущего года размере.
Согласно Порядку, главный распорядитель бюджетных средств на основании представленных сводных расчетов фондов оплаты труда утверждает контрольные суммы фондов заработной платы гражданского персонала для каждого распорядителя и получателя бюджетных средств, состоящего у него на финансовом обеспечении, на соответствующий период (пункт 10); распорядители (получатели) бюджетных средств распределяют утвержденные контрольные суммы фондов заработной платы гражданского персонала (далее - контрольные суммы) и доводят их до воинских частей и организаций, состоящих у них на финансовом обеспечении, не позднее 31 декабря текущего финансового года (пункт 11); руководители воинских частей и организаций в пределах утвержденных контрольных сумм (лимитов бюджетных обязательств) направляют денежные средства на выплату должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), компенсационных и стимулирующих выплат (пункт 13); должностные лица, принявшие решения, повлекшие за собой перерасход и (или) незаконное расходование контрольных сумм, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16).
Анализ приведенных положений в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что денежные средства на выплату работникам войсковых частей, иных организаций Министерства обороны Российской Федерации должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат могу быть направлены только в пределах контрольных сумм, утвержденных в приведенном выше порядке (лимитов бюджетных обязательств).
В связи с утверждением результатов аттестации рабочих мест по условиям труда лишь в <дата>, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала войсковой части №... на <дата> и <дата> повышение должностного оклада ФИО2 за работу с вредными условиями груда, а также выплаты ему соответствующей компенсации за период с <дата> по <дата> не могли быть учтены.
Наличие дополнительных лимитов бюджетных обязательств, либо экономии фонда оплаты труда, за счет которых истцу могут быть произведены соответствующие выплаты, стороной ответчика - филиала №1 УФО МО Российской Федерации оспаривается; соответствующих доказательств, подтверждающих наличие дополнительных лимитов в материалы дела не представлено.
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, по результатам которой предусматриваются повышение должностных окладов и компенсационные выплаты работникам, не относится к числу обстоятельств, позволяющих проводить корректировку уже утвержденных контрольных сумм (фонда оплаты труда), в соответствии с пунктом 12 Порядка.
При таких обстоятельствах выплата истцу компенсации за работу с вредными условиями труда за период с <дата> по <дата> приведет к увеличению расходов на различные выплаты работникам воинской части №..., и, таким образом, к перерасходу лимитов бюджетных обязательств.
Поскольку судом установлено отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания в его пользу выплат компенсационного характера за работу с вредными и опасными условиями труда, то, соответственно, не могут быть удовлетворены и требования истца о возложении на ответчика обязанности уточнить индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде Российской Федерации в части указания стажа и дополнительного тарифа страховых взносов за работу с вредными условиями труда, установленного частью 2 статьи 583 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», как взаимосвязанные с основным требованием, производные от основного.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к войсковой части №..., филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области о взыскании выплат компенсационного характера за работу с вредными и опасными условиями труда и применении дополнительных тарифов страховых взносов лицевого счета Пенсионным фондом Российской Федерации, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Л.В. Смирнова