№2-190/2020
УИД 26RS0002-01-2019-006629-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Полякова О.А.,
при секретаре Малиновской Ю.Ю.,
с участием:
истца Онуфриенко Г.Д.,
представителя истца – Пащенко С.И. по доверенности,
представителя ответчика ГУ-Ставропольское региональное отделение ФСС РФ – Русанова В.В. по доверенности,
представителя третьего лица – ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по СК» - Моисеевой Л.Ю. по доверенности,
специалистов – Кинсфатор Н.В., Бородиной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Онуфриенко Г. Д. к ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты населения РФ о признании незаконным решения об исключении из программы реабилитации, возложении обязанности предоставить государственную услугу по проведению реабилитационных мероприятий,
установил:
Онуфриенко Г.Д. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты населения РФ о признании незаконным решения об исключении из программы реабилитации, возложении обязанности предоставить государственную услугу по проведению реабилитационных мероприятий. В обоснование заявленных требований указал, что является нетрудоспособным инвалидом второй группы инвалидности по причине: трудовое увечье, связано с производством, бессрочно, что подтверждается Справкой ВТЭК серии ВТЭ-199 <номер обезличен> от 21.11.2000.
Последствия трудового увечья, производственной травмы от 1984 года: Ампутационная культя левого бедра.
Несмотря на полученное увечье и установленную бессрочную инвалидность, Истец занимает активную жизненную позицию, принимает участие и успешно выступает в спортивных мероприятиях, организуемых обществом инвалидов, для лиц, с ограниченными возможностями. Для достижения более высоких результатов нуждается в современном высокотехнологическом протезе, что рекомендовано Ставропольской городской местной организацией Всероссийского общества инвалидов, согласно справки <номер обезличен> от 21.02.2019 года.
В соответствии с Актом МТК (Медико-технической комиссии) от 21.03.2019, составленного ООО «Центр протезирования и ортопедии» (ООО «ЦПО», 355029, <адрес обезличен>, литер А, офис 4, тел. <номер обезличен>), у пациента (Истца): Высокий (четвертый) уровень активности: Неограниченные возможности передвижения во внешнем мире с повышенными требованиями к протезированию: Пациент уверенно передвигается с помощью протеза. Продолжительность и дальность ходьбы не ограничены. Отличное управление протезом. Вследствие активной эксплуатации протеза и повышенных функциональных потребностей, повышаются требования к конструкции протеза (повышенная надежность узлов и их динамическая активность, надежное крепление протеза и увеличенные амортизационные функции).
Медико-технической комиссией рекомендовано: Протез бедра модульный с внешним источником энергии с приемной гильзой индивидуального изготовления по слепку с культи пациента.
18 апреля 2019 года Истец был освидетельствован в Бюро медико-социальной экспертизы № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю «Минтруда России».
По результатам освидетельствования, в соответствии с Программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; карта № 11.4.26/2019 к акту освидетельствования № 594.4.26/2019 от 18 апреля 2019 года ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю «Минтруда России», Бюро медико-социальной экспертизы № 4, Истец нуждается в проведении реабилитационных мероприятий: Протезирование и обеспечение приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту, а также их ремонт: (8-07-12) Протез бедра модульный с внешним источником энергии - с 18.04.2019 до 21.05.2021.
17 мая 2019 года экспертным решением Бюро № 4 филиала Главного бюро ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России было подтверждено проведении реабилитационных мероприятий Истца с предоставлением «протеза бедра модульного с внешним источником энергии».
По поручению Ответчика - ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, от 31.07.2019 года о проведении медико-социальной экспертизы в порядке осуществления контроля обоснованности решения бюро № 4 о содержании ПРП № 594.4.26/2019 Истец был вызван на повторную медико-социальную экспертизу для очного освидетельствования.
В Приглашении на медико-социальную экспертизу от 07.08.2019 года <номер обезличен> указано, что данный вызов осуществляется в целях контроля Главным бюро медико-социальной экспертизы за деятельностью первичных бюро медико-социальной экспертизы.
15 августа 2019 года по результатам медико-социальной экспертизы экспертным составом № 1 Главного бюро ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России, проведенного в порядке контроля экспертного решения бюро № 4 - филиала Учреждения от 17.05.2019 года,^было подтверждено проведении реабилитационных мероприятий Истца с предоставлением «протеза бедра модульного с внешним источником энергии».
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом-извещением Третьего лица -ФКУ «ГБ МСЭ по СК» Минтруда России, от 29.10.2019 <номер обезличен>.
Однако, в дальнейшем, приглашением <номер обезличен> от 09 сентября 2019 года, Истец был вызван на очередную очную медико-социальную экспертизу в Экспертный состав
У2 2 (общего профиля) ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, в город Москва на 25 сентября 2019 года.
По результатам очередного освидетельствования в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, Экспертный состав № 2 общего профиля, была составлена новая Программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; карта № 7.2.ФБ/2019 к акту освидетельствования № 659.2.ФБ/2019 от 02 октября 2019 года, в соответствии с которой из списка нуждаемости в проведении реабилитационных мероприятий: Протезирование и обеспечение приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту, а также их ремонт: исключена графа «(8-07-12) Протез бедра модульный с внешним источником энергии - с 18.04.2019 до 21.05.2021».
При этом включена графа «Протез бедра модульный... бессрочно».
Истец полагает, что ответчик ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России необоснованно исключил из Программы реабилитации Истца проведение необходимых реабилитационных мероприятий: Протезирование и обеспечение приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту, а также их ремонт, в виде предоставления «(8-07-12) Протез бедра модульный с внешним источником энергии».
Просил суд признать незаконным решение Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации об исключении из Программы реабилитации Онуфриенко Г. Д. проведение реабилитационных мероприятий: Протезирование и обеспечение приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту, а также их ремонт, в виде предоставления «(8-07-12) Протез бедра модульный с внешним источником энергии», согласно Программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; карта № 7.2.ФБ/2019 к акту освидетельствования № 659.2.ФБ/2019 от 02 октября 2019 года; Обязать Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Онуфриенко Г. Д. государственную услугу по проведению реабилитационных мероприятий: Протезирование и обеспечение приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту, а также их ремонт, в виде предоставления «(8-07-12) Протез бедра модульный с внешним источником энергии», согласно Программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; карта № 11.4.26/2019 к акту освидетельствования № 594.4.26/2019 от 18 апреля 2019 года ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю «Минтруда России», Бюро медико-социальной экспертизы № 4.
В судебном заседании истец Онуфриенко Г.Д. и его представитель Пащенко С.И. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме и просили суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-Ставропольское региональное отделение ФСС РФ Русанов В.В. по доверенности иск не признал, представил письменные возражения относительно заявленных истцом требований.
Представитель ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В отзыве просил в иске отказать по основаниям, в нем изложенным. В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.
Представитель третьего лица ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по СК» Моисеева Л.Ю. по доверенности оставила решение по делу на усмотрение суда, пояснив, что решение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по СК» в отношении Онуфриенко Г.Д. было отменено ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, кроме того, пояснила, что при составлении третьим лицом программы реабилитации истца не проводился рентген культи, что было сделано впоследствии ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России и явилось причиной пересмотра программы реабилитации и изменение параметров протеза.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статья 5.1 этого федерального закона предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее также - Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Частью 7 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно пунктам 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.
Как усматривается из материалов дела, Онуфриенко Г. Д. 09 ноября 1984г. получил производственную травму. Последствиями повреждения здоровья явились короткая ампутационная культя левой нижней конечности на уровне верхней трети бедра; посттравматический деформирующий артроз левого тазобедренного сустава 2 Rg ст. По последствиям травмы ему установлена вторая группа инвалидности с причиной «трудовое увечье» бессрочно, что подтверждается Справкой ВТЭК серии ВТЭ-199 <номер обезличен> от 21.11.2000.
Обеспечен и пользуется протезом бедра модульным. Последнее протезирование осуществлено в 2017 году.
Специалистами ГБУЗ СК «Городская поликлиника № 2» г. Ставрополя Онуфриенко Г.Д. повторно был направлен на медико-социальную экспертизу (направление на МСЭ № 188 от 17.04.2019) с целью разработки программы реабилитации. В рекомендуемых мероприятиях по медицинской реабилитации, в том числе, указан протез бедра модульный с внешним источником энергии, тогда как рентгенологическое исследование культи не проведено (в направлении отсутствуют указания на данный вид исследования.
06.05.2019 проведена экспертиза в бюро МСЭ № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России, где была разработана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, Карта № 11.4.26/2019 к акту освидетельствования № 594.4.26/2019 от 18.04.2019, где в разделе «протезировании и обеспечении приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту», в том числе, указан протез бедра модульный с внешним источником энергии. При этом экспертиза проводилась без учета рентгенологических данных о состоянии ампутационной культи, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами.
В последующем в порядке контроля Онуфриенко Г.Д. была проведена очная медико-социальная экспертиза по вопросу разработки программы реабилитации пострадавшего в экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России (протокол № 416.101.Э.26/2019 от 15.08.2019). Решение бюро № 4 в Главном бюро не изменено. Однако экспертиза проведена также без учета рентгенологических данных о состоянии ампутационной культи истца.
В заключении МТК № 25 от 29.05.2019 ООО «Центр протезирования и ортопедии» на Онуфриенко Г.Д., 1962г.р., указан диагноз: Ампутационная культя в/3 левого бедра. Рекомендован протез бедра с внешним источником энергии.
25.09.2019 специалистами экспертного состава № 2 Федерального бюро Онуфриенко Г.Д. проведена очная повторная в порядке контроля медико-социальная экспертиза (протокол № 659.2.ФБ/2019). Были изучены документы, представленные сведения, проведен личный осмотр Онуфриенко Г.Д.
В ходе экспертизы Онуфриенко Г.Д. указал жалобы на боли в ампутационной культе как фантомные, а также при ходьбе на протезе. Снимает болевой синдром приемом медицинских препаратов (анальгетики). Со слов, из-за болевого синдрома, пользование протезом не ежедневное, длительностью от 2 до 4 часов в течение дня.
Проведенный личный осмотр выявил: Повышенного питания. Ходит на протезе бедра модульном в замедленном темпе с дополнительной опорой на трость. Рисунок ходьбы нарушен, не симметричный, выражен тазовый компонент при переносе протеза (короткая культя). По снятии протеза, определяется короткая (13,0 см) ампутационная культя левой н/конечности на уровне в/3 бедра. Послеоперационный рубец спаян с костной культей, расположен на торце. Костный опил недостаточно укрыт мышечным слоем. Пальпаторно на торце костного опила определяется крупный остеофит. Левый тазобедренный сустав в положении сгибательной контрактуры под углом в 15 гр.
Проведенная функциональная проба (ходьба на протезе по ровной поверхности на расстояние 50 м) выявила гипотонический (отрицательный) тип реакции со стороны сердечно-сосудистой системы с разницей в цифрах артериального давления и частоты сердечных сокращений: АД -163/101 мм.рт.ст., ЧСС - 96 в мин; АД - 149/94 мм.рт.ст., ЧСС - 93 в мин, АД - 140/92 мм.рт.ст., ЧСС - 89 в мин. По результатам личного осмотра была выявлена необходимость в получении дополнительных данных. Разработана программа дополнительного обследования, предусматривающая рентгенологическое исследование культи левой бедренной кости в 2х проекциях. Онуфриенко Г.Д. ознакомлен с содержанием программы, дал согласие на проведение исследования. Проведенное 25.09.2019 исследование выявило: по задне-внутренней поверхности культи бедренной кости имеется остеофит 4,4 х 2,16 см. Левосторонний деформирующий коксартроз 2 стадии.
Анализ документов, сведений, результатов личного осмотра и дополнительного обследования выявил, что у Онуфриенко Г.Д. имеются последствия производственной травмы от 1984 года в виде короткой ампутационной культи левой нижней конечности на уровне верхней трети бедра, осложненная болезнью (крупный остеофит опила бедренной кости), требующей реконструктивного хирургического вмешательства. Онуфриенко Г.Д. нуждается в проведении медицинской реабилитации, направленной на устранение болезни культи, а также коррекцию артериального давления. Он освоил протез бедра модульный, однако из-за болезни культи достигнут 2 уровень двигательной активности по системе Mobis. При получении положительного эффекта от проведенного лечения, возможно вновь вернуться к рассмотрению вопроса обеспечения истца протезом бедра модульным с внешним источником энергии.
В силу положений статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2347-р от 30.12.2005 г. утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Пунктом 4 названного перечня к реабилитационным мероприятиям отнесено протезирование и ортезирование. К техническим средствам реабилитации отнесено обеспечение инвалидов протезами и ортезами (пункт 8).
Из содержания пункта 1 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.09.2014 года N 657н и действовавшего до вступления в силу Приказа Минтруда России от 16.05.2019 N 334н, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.10.2019), следовало, что Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется, в том числе, предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
Пунктом 12 Регламента устанавливалось, что государственной услугой является услуга по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
Подпунктом "а" пункта 14 Регламента было установлено, что результатами предоставления государственной услуги являются, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. № 240.
Приказ ФСС РФ от 16.05.2019 № 256 "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2019 № 56166) в свете рассматриваемого спора содержит аналогичные положения в пп.8-10.
Таким образом, из содержания указанных положений Регламента следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет мероприятия по обеспечению инвалида техническим средствами реабилитации либо по компенсации инвалиду за приобретенные технические средства реабилитации.
По результатам проведенной медико-социальной экспертизы Онуфриенко Г.Д. разработана ПРП, Карта № 7.2.ФБ/2019 к акту освидетельствования № 659.2.ФБ/2019 от 02.10.2019, где в «протезировании и обеспечении приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту», в том числе, указан протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии, бессрочно (л.д. 20-21).
Указанный вид технического средства реабилитации не содержит указаний на «вариант для низкой степени активности пациента, что предполагает пассивную эксплуатацию протеза, снижение функциональных потребностей и возможностей». Данный вид TCP обеспечивает повышенный (3 уровень) двигательной активности по системе Mobis, что позволяет передвигаться на протезе с различной скоростью, преодолевая препятствия. В состоянии выполнять значительные физические нагрузки. Продолжительность и дальность ходьбы, в сравнении со здоровыми людьми, ограничена незначительно.
Опрошенные в судебном заседании специалисты Кинсфатор Н.В. и Бородина Н.И. полагали возможным обеспечение Онуфриенко Г.Д. протезом бедра модульным с внешним источником энергии, указывая, что оба протеза выполняют свои функции при 3 и 4 уровнях двигательной активности, однако более дорогой и совершенный протез бедра модульным с внешним источником энергии делает это лучше, позволяя инвалиду передвигаться более естественно, не перегружая организм.
Однако, в соответствии с положениями Приказа Минтруда России от 28.12.2017 N 888н (ред. от 06.05.2019) "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2018 N 50276) наличие болезни культи, в том числе в виде имеющегося остеофита, является абсолютным медицинским противопоказанием для обеспечения Онуфриенко Г.Д. протезом бедра модульным с внешним источником энергии, что не противоречит положениям статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что истец Онуфриенко Г.Д. после выполнения рекомендаций ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты населения РФ о необходимости проведения медицинской реабилитации, направленной на устранение болезни культи, а также коррекции артериального давления, в случае получения положительного эффекта от проведенного лечения, вправе будет вновь вернуться к рассмотрению вопроса обеспечения его протезом бедра модульным с внешним источником энергии.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░