Дело № 2-491/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2015 г. с. Богородское
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Хегай Л.А.,
при секретаре судебного заседания Шакировой Л.В.,
с участием истца Портнягиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Портнягиной А.А. к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о взыскании единовременной денежной выплаты и материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Портнягина А.А. обратилась в суд с иском к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия ответчика по невыплате ей единовременной денежной выплаты в размере двух должностных окладов и материальной помощи в размере одного должностного оклада за ДД.ММ.ГГГГ год незаконным и обязании ответчика произвести данные выплаты в сумме <данные изъяты>.
В обоснование требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ замещает должность <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на больничном по беременности, по окончанию больничного ей была представлена по ее заявлению часть неиспользованного ежегодного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за отработанный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ей представлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявление к работодателю о выплате к части очередного использованного ею отпуска единовременной денежной выплаты и материальной помощи, однако ответчиком ей было отказано, что считает незаконным. Согласно расчета, взысканию подлежит сумма <данные изъяты>.
Представителем ответчика на иск представлен отзыв, согласно которому, законодательством Хабаровского края предусмотрено производство один раз в год единовременной денежной выплаты в размере двух должностных окладов, с увеличением на районный коэффициент и надбавки за стаж работы в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска. Нормативными актами органа местного самоуправления установлено, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска производится на основании распоряжения администрации района, при уходе муниципального служащего в ежегодный основной оплачиваемый отпуск один раз в год в размере двух должностных окладов. Портнягиной А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представлен отпуск по беременности и родам. На период ее отпуска на замещаемую ею должность принята ФИО1, которая уволена ДД.ММ.ГГГГ с выплатой единовременной выплаты и материальной помощи. С ДД.ММ.ГГГГ на должность назначена ФИО2, которая уволена ДД.ММ.ГГГГ, с выплатой единовременной выплаты и материальной помощи. С ДД.ММ.ГГГГ должность замещает ФИО3. Выплаты на период отпусков Портнягиной А.А. производились другим работникам, замещавшим должность, в том числе единовременной выплаты и материальной помощи. Федеральным законодательством определено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, на основании муниципальных правовых актов. Положением об оплате труда муниципальных служащих администрации района установлено, что источником выплаты должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат является фонд оплаты труда, сформированный в утвержденном порядке на очередной финансовый год. В соответствии с данным положением при формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год): единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех должностных окладов денежного содержания. Нормативными актами Хабаровского края установлено органам местного самоуправления учитывать нормативы при формировании проекта местного бюджета на очередной финансовый год, а так же при подготовке изменений в решение о местном бюджете текущего финансового года в качестве предельной доли объемов расходов на содержание органов местного самоуправления от доходов местного бюджета, состоящих из налоговых и неналоговых доходов, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии местным бюджетам, иных межбюджетных трансфертов, не имеющих целевого назначения. Требуемые истцом выплаты, запланированные на год в фонде оплаты труда администрации района по должности истца, были произведены лицам, временно замещавшим должность на период отпусков основного работника Портнягиной А.А.. Часть отпуска истец брала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с заявлением о выплатах обратилась ДД.ММ.ГГГГ, находясь в отпуске по уходу за ребенком, при предоставлении которого данные выплаты не предусмотрены.
В судебном заседании Портнягина А.А. требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, указанным в иске, дополнительно пояснила, что при написании заявления на предоставление ей части ежегодного оплачиваемого отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не указала о выплате единовременной денежной выплаты и материальной помощи, так как забыла, заявление писала в спешке, поскольку торопилась вернуться домой к ребенку. Обычно, заявления об отпуске проверяются кадровыми работниками или юристами администрации, и в случае, если имеются недочеты, просят заявление переписать, но ей не сообщили о том, что заявление написано неверно. Заработная плата, иные выплаты в связи с трудовой деятельностью производятся на банковскую карту, поэтому, находясь в отпуске, она не могла определить по поступившим платежам, выплатили ли ей материальную помощь и единовременную денежную выплату в положенном размере вместе с отпусными. В ДД.ММ.ГГГГ от специалистов администрации района узнала, что ей к представленной части ежегодного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не произведена единовременная денежная выплата и выплата материальной помощи в положенных размерах, в связи с чем, написала заявление о выплате данных сумм. Через некоторое время ей сообщили об отказе главы района в выплатах. Поэтому она обратилась в суд.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом, на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика, не сообщившего об уважительности причин неявки.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 45, 46 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 11 названного Кодекса определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
В соответствии со статьей 260 Трудового кодекса Российской Федерации, перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее ФЗ № 131 от 06.10.2003 г.) определяет, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42).
Статьей 34 данного Закона установлено положение о том, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Согласно ст. 22 Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Одними из перечисленных в ст. 23 названного Закона гарантиями, предоставляемыми муниципальному служащему, являются условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией; право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска.
Пунктом 9 ст. 9, ст. 10 Закон Хабаровского края от 25 июля 2007 г. N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае" (с изменениями и дополнениями) установлено, что при предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух должностных окладов. Данная выплата увеличивается на районный коэффициент и величину соответствующей процентной надбавки за стаж работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в южных районах Дальнего Востока, в соответствии со статьей 10 настоящего закона. Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих, относятся к дополнительным выплатам. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер дополнительных выплат, порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и края.
Согласно пп. 3.1, 3.2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципального служащего за особые условия муниципальной службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи в администрации Ульчского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Ульчского муниципального района Хабаровского края от 31.10.2012 г. № 453 (далее Положение о порядке выплаты), единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска производится на основании распоряжения администрации района, при уходе муниципального служащего в ежегодный основной оплачиваемый отпуск один раз в год в размере двух должностных окладов. Если отпуск не использовался в течение года, выплата производится служащему в декабре текущего года. При использовании отпуска частями, выплата производится по заявлению муниципального служащего к одной из частей отпуска. Материальная помощь выплачивается за счет средств фонда оплаты труда на основании заявления один раз в календарном году, при предоставлении основного оплачиваемого отпуска, по распоряжению администрации района, в размере одного должностного оклада. Материальная помощь и единовременная выплата увеличиваются на районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы в организациях, расположенных в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что Портнягина А.А., на основании распоряжения главы администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность <данные изъяты>. Распоряжением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № – лс, истец назначена с ДД.ММ.ГГГГ на муниципальную должность <данные изъяты>, с освобождением от обязанностей по ранее занимаемой должности.
Соответственно назначениям на указанные должности работодателем с истцом были заключены трудовой договор (контракт) от ДД.ММ.ГГГГ, а так же дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, администрация обязуется выплачивать денежное содержание, включающее в себя помимо прочего, единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов в год, материальную помощь в размере одного должностного оклада в год, с учетом районного коэффициента в размере 1,5 и процентной надбавки за стаж работы в организациях, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 1,5.
Согласно листкам нетрудоспособности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была временно нетрудоспособна.
На основании распоряжения администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №-о, истцу был представлен отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с распоряжением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №-о, Портнягиной А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 20 календарных дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно распоряжению №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, истцу представлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из заявления истца работодателю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Портнягина А.А. просит выплатить материальную помощь и единовременную денежную выплату за ДД.ММ.ГГГГ год к очередному отпуску, который использован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данное заявление содержит отметки, сделанные рукописным текстом, свидетельствующие о том, что в ДД.ММ.ГГГГ г. выплаты к отпуску истцу не производились.
Таким образом, из правового анализа положений указанных норм, региональных и муниципальных актов, с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение при предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, единовременной выплаты в размере двух должностных окладов, материальной помощи в размере одного должностного оклада, с учетом районного коэффициента - 1,5 и процентной надбавки – 1,5, поскольку данное право муниципального служащего предусмотрено законом, за 2015 год истцу указанные выплаты не производились, трудовые отношения истца с ответчиком не прекращены.
Доводы ответчика об отсутствии у истца такого права в связи с обращением по поводу выплат во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, когда такие выплаты не производятся на основании положений муниципального акта, не состоятельны, так как из существа заявления Портнягиной А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, она просит выплатить материальную помощь и единовременную денежную выплату за 2015 год к очередному отпуску, который был использован истцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные выплаты не были произведены работодателем при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Кроме того, в соответствии с вышеуказанным Положением о порядке выплаты, единовременная выплата производится и в случае, если служащий не использовал отпуск в текущем году, что подразумевает обязательный характер производства таких выплат.
В своих возражениях на иск ответчик указывает, что требуемые истцом выплаты, запланированные на год в фонде оплаты труда администрации района по должности истца, были произведены лицам, временно замещавшим должность на период отпусков основного работника, при этом при формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год): единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, но только в размере трех должностных окладов денежного содержания.
Однако, нормы федерального законодательства, нормативные акты Хабаровского края и Ульчского района не содержат положений, ограничивающих основного работника в получении предусмотренных этими актами дополнительных выплат, при условии производства данных выплат временно замещавшему должность работнику.
Представленные суду документы, а именно распоряжения администрации района №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствуют о принятии на должность, замещаемую Портнягиной А.А., в связи с ее временным отсутствием, других работников, в том числе ФИО1, проработавшей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, отработавшей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и констатируют факт выплаты единовременной денежной выплаты и материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год только ФИО1, причем в размере пропорционально отработанному времени, которое за ДД.ММ.ГГГГ года составляет один месяц и два дня.
В связи с чем, доводы ответчика, содержащиеся в возражениях на иск, из смысла которых следует, что в связи с производством дополнительных выплат временным работникам, основному работнику данные выплаты не производятся, поскольку фонд оплаты труда, сформированный в утвержденном порядке на очередной финансовый год, дополнительных средств на такие расходы не предусматривает, не состоятельны.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 7 августа 2008 г. N 183-пр "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Хабаровском крае" (с изменениями и дополнениями), на которое ссылается ответчик, предписывает органам местного самоуправления в Хабаровском крае учитывать нормативы при формировании проекта местного бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), а также при подготовке изменений в решении о местном бюджете на текущий финансовый год в качестве предельной доли объемов расходов на содержание органов местного самоуправления края от доходов местного бюджета, состоящих из налоговых и неналоговых доходов, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств в соответствии со статьями 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иных межбюджетных трансфертов, не имеющих целевого назначения.
Указанное Постановление принято Правительством Хабаровского края в целях реализации пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в котором сказано, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако, каких-либо доказательств, подтверждающих обстоятельства, при которых к ответчику применяются положения указанных норм и актов, и доказательств того, что данные обстоятельства являются основаниями для не выполнения имеющихся перед истцом обязательств, предусмотренных законом, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме, в связи с их законность и обоснованностью, в том числе по размеру требуемых сумм, расчет которых судом проверен и признается правильным.
Судебные расходы в виде государственной пошлины, от уплаты которой освобожден истец, при удовлетворении иска взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в бюджет муниципального района, что следует из положений ст. 103 ГПК РФ и ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку ответчиком является распорядитель бюджета муниципального района - администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края, суд считает взыскание государственной пошлины по данному делу нецелесообразным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Портнягиной А.А. к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края по невыплате Портнягиной А.А. единовременной денежной выплаты и материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год.
Обязать администрацию Ульчского муниципального района Хабаровского края произвести выплату Портнягиной А.А. единовременной денежной выплаты в размере двух должностных окладов и материальной помощи в размере одного должностного оклада за ДД.ММ.ГГГГ год, в общей сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья Л.А. Хегай