РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2018 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В.,
при секретаре Нагиевой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1460\2018 по иску Багровой Натальи Николаевны к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Багрова Н.Н. обратилась в Ставропольский районный суд с указанным иском, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг - Багров П.И. Истец по закону является наследником первой очереди, что подтверждается свидетельством о заключении брака, также наследниками первой очереди не принявшими наследство являются дети истца и наследодателя – Багров А.П., Багров И.П. При жизни Багрову П И. на праве собственности принадлежал земельный участок, площадью 0,20 га, расположенный по адресу: <адрес>. Фактически приусадебный участок состоит из двух частей, обозначенных на схеме земельных участков Администрации с. Ягодное с адресами <адрес> и <адрес> инвентаризации №, Администрации <адрес> в отношении земельных участков с условными кадастровыми номерами № и №, принадлежащих Багрову П.И., в графе «Правоустанавливающий документ» в обоих случаях (ошибочно) значатся данные свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ. Фактическая площадь двух земельных участков значительно больше <данные изъяты>., в связи с чем, потребовалось проведения кадастровых работ по уточнению площади и установление координат границ земельного участка. Истица обратилась в Федеральную Кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, где выяснилось, что земельный участок с кадастровым номером № ДД.ММ.ГГГГ был снят с регистрационного учета, кадастровый номер № имеет статус «Аннулированный». В связи с этим, земельный участок, принадлежащий Багрову П.И на основании Свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ. серия САМ 320023 №, был вновь поставлен на кадастровый учет как «ранее учтенный» и ему был присвоен новый кадастровый №. При подготовке документов были проведены кадастровые работы и кадастровым инженером был подготовлен межевой план указанного земельного участка. По результатам кадастровый работ было выявлено, что фактическая площадь земельного участка составляет <данные изъяты>. а по правоустанавливающем документу <данные изъяты>
С учетом уточнения просит признать за Багровой Н.Н., право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>, кадастровый №.
Установить площадь земельного участка <данные изъяты> и местоположение границ по установленным координатам характерных точек в соответствии с межевым планом от 16.04.2018г., изготовленным кадастровым инженером ООО «ЭкоСфера» Силантьевой Н.Е. в конкретных координатах.
В судебном заседании представитель истца Багрова Н.А. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ полностью поддержала исковые требования.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения Ягодное в судебное засевание не явился, просит рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя. Представитель третьих лиц Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управления Росрестра по самарской области - о дне слушании дела извещался, о причинах неявки суд не уведомил. Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.
Закон СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР" введен в действие с 01 июля 1990 г. (пункт 1 Постановления Верховного Совета СССР от 06 марта 1990 г. N 1306-1).
В соответствии с пунктом 14 Указа Президента РСФСР от 27.12.1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР поручено обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на земельные участки.
В соответствии с Порядком выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20 мая 1992 г., документами в отношении земельных участков являются: прежде всего, государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии - земельно-шнуровые и похозяйственные книги, другие документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истицы - Багров П.И. При жизни Багрову П И. на праве собственности принадлежал земельный участок, площадью 0,20 га, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю САМ 320023 № выданным на основании решения правления колхоза от ДД.ММ.ГГГГ №.
Фактически приусадебный участок состоит из двух частей, обозначенных на схеме земельных участков Администрации <адрес> адресами <адрес> и <адрес>
Согласно выписки из Книги инвентаризации № Администрации с. Ягодное в отношении земельных участков с условными кадастровыми номерами № и № принадлежащих Багрову П.И., в графе «Правоустанавливающий документ» в обоих случаях (ошибочно) значатся данные свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
Фактическая площадь двух земельных участков значительно больше <данные изъяты> в связи с чем возникла необходимость в проведения кадастровых работ по уточнению площади и установление координат границ земельного участка.
Согласно Плана инвентаризации с. Ягодное Ставропольского района Самарской области, выполненного Институтом ВолгоНИИгипрозем в ДД.ММ.ГГГГ Багров П. И является землепользователем земельного участка с кадастровым номером №, <адрес>. План участка соответствует расположению и Форме участка, обозначенного на схеме расположения земельных участков <адрес> адресом <адрес>
С момента предоставления земельных участков и до настоящего времени схема расположения и границы участков не менялись.
Истица обратилась в Федеральную Кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, где выяснилось, что земельный участок с кадастровым номером № ДД.ММ.ГГГГ был снят с регистрационного учета, кадастровый № имеет статус «Аннулированный».
В связи с этим, земельный участок, принадлежащий Багрову П.И на основании Свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ. серия САМ 320023 №, был вновь поставлен на кадастровый учет как «ранее учтенный» и ему был присвоен новый кадастровый №.
Согласно распоряжения Администрации с. Ягодное Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ., земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащему на праве собственности Багрову Поликарпу Ивановичу, присвоен почтовый адрес: <адрес>
Истица обратилась к кадастровому инженеру для составления межевого плана.
В результате выполнения кадастровых работ было установлено, что площадь земельного участка по материалам инвентаризации составляет <данные изъяты>., по свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты>
Местоположение границы земельного участка определено, исходя из вышеуказанного Плана, а также с учетом сведений ЕГРН на смежные земельные участки с КН №, №,№, №, ранее поставленных на государственный кадастровый учет. Таким образом, соблюсти размеры в соответствии с Планом не предоставляется возможным.
Конфигурация земельного участка изменилась. Площадь земельного участка составила - <данные изъяты>
Права смежных землепользователей не нарушены, споров по границам нет.
Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действующей в изложенной редакции на момент возникновения спорных правоотношений, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе.
Указанные положения Закона свидетельствуют о том, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры землепользователей о признании права собственности на земельные участки, об определении границ земельных участков.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски о признании права.
На основании изложенного исковые требования об установлении площади и местоположения границ земельного участка - подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истца – Багров Поликарп Иванович, что подтверждается свидетельством о смерти.
Истец по закону является наследником первой очереди, что подтверждается свидетельством о заключении брака, также наследниками первой очереди не принявшими наследство, являются дети истца и наследодателя – Багров А.П., Багров И.П.
Дети истца и наследодателя на наследственное имущество не претендуют.
После смерти Багрова П. И в установленный законом срок истица обратилась с заявлением о принятии наследства к нотариусу Сергиной Н.А, которая открыла наследственное дело №.
Однако в связи с тем, что при вступлении в права наследования и оформлении права собственности, истица полагала, что земельный участок, обозначенный на схеме расположения земельных участков <адрес> под условным кадастровым номером №, расположенный по адресу Советская 48А, являлся частью земельного участка, расположенного по адресу Советская 48, принадлежавшего Багрову П. И на основании Свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истица не оформила свои права на указанный земельный участок в установленный законом срок.
Истец несла и до настоящего времени несет бремя содержания наследственного имущества.
В силу ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствии с ч.1 ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется. Согласно п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования. С учетом изложенного, а также учитывая отсутствие претензий в отношении наследственного имущества со стороны детей наследодателя на наследственное имущество, исковые требования о признании за Багровой Н.Н., право собственности на земельный участок, в порядке наследования после смерти супруга - подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 – 214, 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ :
Признать за Багровой Натальей Николаевной, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кадастровый №.
Установить площадь земельного участка <данные изъяты> и местоположение границ по установленным координатам характерных точек в соответствии с межевым планом от 16.04.2018г., изготовленным кадастровым инженером 000 «3коСфера» Силантьевой Н.Е.:
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |