РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июня 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.
при помощнике судьи Шуваркиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1381/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Нанакину В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Нанакину В.А. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 18 391,13 руб., в том числе по транспортному налогу: за 2020 г. налог в размере 18 359,00 руб., пени на сумму 32,13 руб. (с 02.12.2021 по 08.12.2021), ссылаясь на то, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога за 2020 г. в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в налоговом уведомлении. На момент подачи административного иска Нанакин В.А. сумму задолженности не оплатил.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки в судебное заседание не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 7).
В судебном заседании административный ответчик Нанакин В.А. указал, что автомобиль <данные изъяты> фактически выбыл из пользования, владения Нанакина В.А. в 2005 году, что установлено вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 16.01.2020 по административному делу № 2а-133/2020.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца, административного ответчика не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-1088/2022 по заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области о взыскании налога с Нанакина В.А., суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения транспортным налогом, согласно ст. 358 НК РФ, являются указанные в данной статье транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства, а налогоплательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства.
Ст. 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» установлены размеры ставок, применяемых для транспортного налога.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию данного имущества на территории РФ.
Согласно сведениям, представленным У МВД России по г. Самаре, Нанакину В.А. на праве собственности в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 принадлежал автомобиль <данные изъяты>), государственный регистрационный знак № (л.д. 36-37).
На основании ст. 32 НК РФ налогоплательщику выставлено налоговое уведомление № 43096119 от 01.09.2021 об уплате транспортного налога за 2020 год в общем размере 18 359,00 руб., из которых: 13 650,00 руб. за автомобиль <данные изъяты>, 4 709,00 руб. - за автомобиль <данные изъяты>) (л.д. 16).
В соответствии со ст. 363 НК РФ налоги подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоги уплачиваются по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующий в период возникновения обязательств по уплате налогов) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пункт 2 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующий в период возникновения обязательств по уплате налогов) устанавливает, если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно п. 45 НК РФ (в редакции, действующий в период возникновения обязательств по уплате налогов) неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения задолженности) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В адрес административного ответчика направлено требование № 58675 от 09.12.2021 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 18 359,00 руб. и пени в размере 32,13 руб. сроком уплаты до 11.01.2022 (л.д. 22).Направление как налогового уведомления, так и требования подтверждается представленными скриншотами из личного кабинета АИС Налог-3 ПРОМ.
Указанное требование оставлено без исполнения.
Как следует из ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1-3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Так, согласно п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения недоимки) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения недоимки) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию № 58675 от 09.12.2021, размер задолженности по которому превышает 10 000 рублей, - до 11.07.2022 (11.01.2022 + 6 мес.).
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Нанакина В.А. задолженности налоговый орган обратился 20.05.2022, то есть в установленный срок.
Поскольку в установленный срок задолженность не погашена, мировым судьей судебного участка №5 Железнодорожного судебного района г. Самары по заявлению МИФНС России №23 по Самарской области 20.05.2022 вынесен судебный приказ №2а-1088/2022 о взыскании Нанакина В.А. задолженности по налогам.
Определением мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного судебного района г. Самары, и.о. мирового судьи судебного участка №5 Железнодорожного судебного района г. Самары, от 08.09.2022 судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями (л.д. 18).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 02.03.2023, то есть в течение шести месяцев с 08.09.2022.
Таким образом, в данном случае сроки для обращения в суд административным истцом не нарушены.
Судом установлено, что Нанакину В.А. за 2020 год начислен транспортный налог в общем размере 18 359,00 руб., из которых: 13 650,00 руб. за автомобиль <данные изъяты>, 4 709,00 руб. - за автомобиль <данные изъяты>), в связи с чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 43096119 от 01.09.2021, в последующем направлено требование № 58675 от 09.12.2021 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 18 359,00 руб. и пени в размере 32,13 руб., вынесен судебный приказ № о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 18 359,00 руб. и пени в размере 32,13 руб., который был отменен.
Вместе с тем, по информации У МВД России по г. Самаре, на праве собственности в 2020 году Нанакину В.А. принадлежал только автомобиль <данные изъяты>).
Автомобиль <данные изъяты> фактически выбыл из пользования, владения Нанакина В.А. в 2005 году, что установлено вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 16.01.2020 по административному делу № 2а-133/2020 (л.д. 59-64).
В связи с изложенным правовые и фактические основания для взыскания с Нанакина В.А. недоимки по транспортному налогу за 2020 год и начисленных на указанную недоимку пени за автомобиль <данные изъяты> отсутствуют.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства (22.06.2023) административным ответчиком осуществлена оплата единого налогового платежа в размере 4 709,00 руб. (транспортного налога) и в размере 32,13 руб. (пени на транспортный налог), что подтверждается представленной в материалы дела информацией по платежам, подтвержденной ПАО Сбербанк.
С учетом представленных в материалы дела доказательств суд приходит к выводу, что уплаченная административным ответчиком сумма в размере 4 709,00 руб. и 32,13 руб. направлена в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2020 год и начисленной на сумму задолженности пени, заявленных ко взысканию налоговым органом в настоящем административном деле.
Указанные обстоятельства налоговым органом не оспаривались, в связи с чем оснований не доверять представленным в материалы дела доказательствам у суда не имеется.
Таким образом, установлено и подтверждено материалами дела, что Нанакиным В.А. оплачена заявленная к взысканию задолженность.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для взыскания с административного ответчика указанной задолженности и об отказе в административном иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Нанакину В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2023 года.
Судья Е.А. Чиркова