2-507/2022 (2-6388/2021)
73RS0001-01-2021-012130-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Сизова И.А., при секретарях Лысовой Д.В., Чуваковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, поданного в интересах Маркеловой Е.М. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеназванным иском.
Иск мотивирован следующим. Прокуратурой проведена проверка по обращению Маркеловой Е.М. о нарушении её прав на предоставление льготного обеспечения изделиями медицинского назначения.
Установлено, что Маркелова Е.М. является <данные изъяты>. Выставлен диагноз: <данные изъяты>.
В соответствии с заключением врачебной подкомиссии Поликлиники № 2 ГУЗ «ЦК МСЧ имени заслуженного врача России В.А. Егорова» от 23.09.2021 № 4861 по жизненным показаниям Маркеловой Е.М. рекомендовано применение системы непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг).
Протоколом врачебной подкомиссии Поликлиники №2 ГУЗ «ЦК МСЧ имени заслуженного врача России В.А. Егорова» от 23.09.2021 принято решение о направлении Маркеловой Е.М. к главному внештатному специалисту-эндокринологу Министерства здравоохранения Ульяновской области Милюковой Г.Н. для решения вопроса об обеспечении системой непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) на основании заключения врачей Поликлиники №2.
Согласно заключению главного внештатного специалиста - эндокринолога Милюковой Г.Н. от 05.10.2021, использование Маркеловой Е.М. сенсора FreeStyle Libre позволит предупредить развитие гипогликемии.
Просил суд, обязать ГУЗ «ЦК МСЧ имени заслуженного врача России В.А. Егорова» г.Ульяновска выписывать Маркеловой Елене Михайловне льготные рецепты на изделия медицинского назначения: датчики Freestyle Libre (Flash-мониторинг) в соответствии с медицинскими показаниями на основании врачебной подкомиссии Поликлиники № 2 ГУЗ «ЦК МСЧ имени заслуженного врача России В.А. Егорова» от 23.09.2021 № 4861; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать Маркелову Е.М. за счет средств областного бюджета изделиями медицинского назначения - датчиками Freestyle Libre (Flash- мониторинг) в количестве 27 штук в год до отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям.
В судебное заседание прокурор исковые требования поддержал, привел доводы, аналогичные изложенным в иске.
Истец Маркелова Е.М. участия в судебном заседании не принимала, извещалась.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела. В отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, иск не признает, поскольку отсутствуют законные основания для его удовлетворения.
Представитель ответчика ГУЗ «ЦКМСЧ им. В.А. Егорова» просил рассмотреть дело в свое отсутствие, иск не признает
Представитель третьего лица Государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека» в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве указал, что на склад ГУ «Ульяновская государственная аптека» система постоянного мониторинга глюкозы в крови FreeStyle Libre в 2021 года не поступала.
Представитель третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие
Суд, определил рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон по делу, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации".
На основании пункта 9 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая, в том числе, обеспечение медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия (пункт 6.2).
В силу статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Приказом Минздрава России от 22.01.2021 N 22н утверждены Стандарты медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)".
В указанный стандарт не включены датчики системы флеш-мониторинга. не включены.
Назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии
Доказательств того, что применение Маркеловой Е.М. системы флеш-мониторинга обусловлено жизненными показаниям, суду не представлено
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
На основании ст. 18 ФЗ от 18.10.2007 года за № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» полномочия по обеспечению необходимыми лекарственными средствами. Изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» переданы органам исполнительной власти субъекта РФ.
Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья является Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Исходя из Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и(или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2019 г. N 792-П утверждена ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.
Пунктом 34 Приказа Минздрава России № 1175н от 20.12.2012 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПИСЫВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, А ТАКЖЕ ФОРМ РЕЦЕПТУРНЫХ БЛАНКОВ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ УКАЗАННЫХ БЛАНКОВ, ИХ УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ установлено, что назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное их получение в соответствии с Перечнем групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется работником в случае типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболеваний согласно утвержденным в установленном порядке Стандартом медицинской помощи.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Датчики для системы флеш-мониторинга в Перечень медицинских изделий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р, не входят.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций" в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внесены изменения, пункт 2 части 3 статьи 80 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Помимо этого, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан приказ от 05.05.2012 №502н, которым утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
Так, врачебная комиссия медицинской организации создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам (п.2).
Согласно п.4 Порядка врачебная комиссия осуществляет, в том числе, и следующие функции:
4.1.принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;
4.2.определение трудоспособности граждан;
4.3.продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
4.4.принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4.5.проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;
4.6.оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
4.7.принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям):
не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;
по торговым наименованиям.
4.8. направление сообщений в Федеральную службу по надзору сфере здравоохранения в целях осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе послуживших основанием для назначения лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом 4.7 настоящего Порядка
4.12. принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Из материалов дела не усматривается, что в отношении Маркеловой Е.М. проводилась врачебная комиссия согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 №502н, по вопросу нуждаемости истицы исключительно в применении системы флеш-мониторинга, установления противопоказаний, серьезных нежелательных реакций организма и непредвиденных нежелательных реакций при применении иных способов предупреждения развития гипогликемии.
Представленное в материалы дела заключение врача-эндокринолога ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница» от 05.10.2021, не отвечает требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 №502н, носит рекомендательный характер.
Доказательств постановки самой Маркеловой Е.М. вопроса о проведении такой врачебной комиссии в материалы дела не представлено.
Представленная в материалы дела копия заявления Маркеловой Е.М. от 10.02.2022 об уменьшении количества выписываемых тест-полосок, правового значения для рассматриваемого спора не имеет.
Ссылка прокурора на иную судебную практику является несостоятельной, поскольку основана на иных фактических обстоятельствах дела, отличных от настоящего спора.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска суд отказывает в полном объеме.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, согласно ч.1 ст. 123 Конституции РФ суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, поданного в интересах Маркеловой Е.М. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Сизов
Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2022