РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«26» апреля 2016 г. г.о. Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Головиной Е.А..
при секретаре Абдулловой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1765/2016 по административному иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара к Лебедеву А.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам и начисленных пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара обратилось в суд с административным исковым заявлением к Лебедеву А.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам и начисленных пени, указав, что согласно выписке из ЕГРИП, Лебедев А.Ю., зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ года, утратил статус предпринимателя в связи с принятием своего решения о прекращении деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. Управлением была получена информация из налогового органа о лицах, прекративших индивидуальную деятельность, но не представивших отчетность о доходах. Согласно указанной информации административный ответчик не представил в налоговый орган необходимую отчетность о доходах за ДД.ММ.ГГГГ. Минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014г. составляет 5554 руб. Ранее административному ответчику выставлялось требование об уплате задолженности по страховым взносам, которая исчислена в минимальном размере в связи с отсутствием на момент выставления требования, сведений из налогового органа о предоставлении (непредоставлении) необходимой отчетности, либо о фактическом размере доходов должника. В настоящее время административный ответчик надлежащим образом не исполнил обязанности по уплате страховых взносов и предоставлению налоговой декларации за расчетный период, в связи с чем, образовалась задолженность: в Пенсионный фонд РФ по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере <данные изъяты> руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ в размере 0.00 руб. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате страховых взносов должнику на дату выставления требования начислены пени: по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере <данные изъяты> руб., по страховым взносам на накопительную часть пенсии - <данные изъяты> руб., по страховым взносам в ФФОМС в размере <данные изъяты> руб. Общая сумма недоимки и пени составляет <данные изъяты> руб. Административный истец просит суд взыскать с Лебедева А.Ю. в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара недоимку по страховым взносам и начисленных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности пеней за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ год всего в сумме <данные изъяты> руб.
В судебное заседание представитель административного истца УПФ (ГУ) РФ в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Лебедев А.Ю. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом по последнему известному месту жительства и месту регистрации, о чем свидетельствуют почтовые уведомления и адресная справка.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
С 01 января 2014 года в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02 декабря 2013 года N 336-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5 554 рублей.
Пунктом 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ определено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.
В силу части 4.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
Согласно части 8 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Таким образом, начиная с 16-го дня с даты государственной регистрации прекращения указанными категориями плательщиков предпринимательской деятельности включительно осуществляется начисление пени на неуплаченную в установленный законодательством Российской Федерации срок сумму страховых взносов.
В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.
Как усматривается из материалов дела, индивидуальный предприниматель Лебедев А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ. являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан был уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.
ДД.ММ.ГГГГ. Лебедев А.Ю. утратил статус предпринимателя в связи с принятием своего решения о прекращении деятельности.
По сообщению ИФНС по Кировскому району от ДД.ММ.ГГГГ.Лебедевым А.Ю. за ДД.ММ.ГГГГ год налоговая отчетность не представлялась.
Как установлено судом, в связи с не предоставлением Лебедевым А.Ю. сведений в налоговую инспекцию о доходах налогоплательщика, органом пенсионного фонда начислены страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ год, задолженность составляет: в Пенсионный фонд РФ по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере <данные изъяты> руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ в размере 0,00 руб. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате страховых взносов должнику на дату выставления требования начислены пени: по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере <данные изъяты> руб., по страховым взносам на накопительную часть пенсии - <данные изъяты> руб., по страховым взносам в ФФОМС в размере <данные изъяты> руб. Общая сумма недоимки и пени составляет <данные изъяты> руб.
Суд принимает представленный расчет как правильный, доказательств обратного суду не представлено.
В адрес административного ответчика направлено требование об уплате страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ. на общую сумму <данные изъяты> руб., которое плательщиком в добровольном порядке не исполнено.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
Суд учитывает, что поскольку действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по предоставлению в налоговые органы сведений о финансово-хозяйственной деятельности, необходимых для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, УПФ РФ, как орган контроля, в случае неполучения от налоговых органов соответствующей информации лишен возможности определить величину фактически полученного дохода индивидуального предпринимателя и исчислить подлежащие уплате страховые взносы.
При этом, следует иметь в виду, что в таком случае Законом N 212-ФЗ обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы в вышеуказанном размере, не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода.
Формирование взыскиваемого фиксированного размера страхового взноса в таком случае не увязывается с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей.
Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с Лебедева А.Ю. страховых взносов и пени в указанном в административном иске размере.
Поскольку Лебедев А.Ю. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя только ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, он не мог быть освобожден от уплаты страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ года и задолженности по пени за ДД.ММ.ГГГГ год.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, а именно период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Указанный перечень оснований для освобождения плательщиков страховых взносов, в том числе индивидуальных предпринимателей, от их уплаты является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Доказательств того, что ответчик имеет основания для освобождения его от уплаты страховых взносов, суду не представлено.
Таким образом, суд приход к выводу, что исковые требования о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени подлежат удовлетворению в полном объеме. Общая сумма недоимки и пени составляет <данные изъяты> руб., которая подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с указанным, с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара к Лебедеву А.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам и начисленных пени, - удовлетворить.
Взыскать с Лебедева А.Ю. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара недоимку по страховым взносам и пени за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>
Взыскать с Лебедева А.Ю. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.А. Головина
Решение в окончательной форме изготовлено: 02 мая 2016г.