Копия
Дело № 2-260/2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Инсар 02 октября 2012 г.
Судья Инсарского районного суда Республики Мордовия Андронов С.В.
при секретаре Оськиной И.Н.
с участием истца ФИО2,
представителя истца ФИО8, действующей на основании доверенности от 25 июня 2012 года, удостоверенной исполняющей обязанности нотариуса Рузаевского нотариального округа Республики Мордовия ФИО5, зарегистрированной в реестре за № 3-1455,
представителей ответчика – Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия ФИО9, действующего на основании доверенности №1174 от 25.09.2012 года, ФИО10, действующей на основании доверенности №1200 от 02.10.2012г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании бездействий администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия незаконными и возложении обязанности включить в список претендентов на получение социальной выплаты вне очереди
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании бездействий администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия незаконными и возложении обязанности включить в список претендентов на получение социальной выплаты вне очереди, указав, что в марте 2008 года его семья была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010г.г.. Им были представлены все необходимые документы, подтверждающие нуждаемость его семьи в жилье, в том числе и акты проверки жилищных условий.
Согласно проверки прокуратуры Республики Мордовия от 03.07.2009 года при рассмотрении его жалобы подтвержден факт не направления администрацией Инсарского муниципального района Республики Мордовия сведений о включении его семьи в список участников подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» в Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи для включения в сводный список, несмотря на признание 05.03.2008г. администрацией района его семьи участницей подпрограммы на 2009г. на основании его заявления от 10.08.2007 года. В связи с указанными нарушениями и бездействиями администрацией района и.о. прокурора Инсарского муниципального района Республики Мордовия вынесено представление главе Инсарского района от 24.06.2009 года об устранении нарушений закона. Во исполнении данного представления его семья была включена в список участников подпрограммы на 2010 год, который направлен в Комитет, где в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году его семья не включена в связи с включением в него в первоочередном порядке льготных категорий граждан. В связи с этим на получение социальной выплаты он и его семья лишились и в 2009 году, и в 2010 году.
Госкомитетом Республики Мордовия по делам молодежи было определено предоставление социальных выплат в 2010 году по Инсарскому муниципальному району на 11 молодых семей. В связи с чем, в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты включены первые 11 семей из списка молодых семей по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия. Семья заявителя в данном списке находилась под №16, поэтому и не была включена в список претендентов на 2010 год.
В 2009 году заявителю пришлось оформить кредитный договор на приобретение жилья, так как необходимо было улучшать жилищные условия его семьи. Считает, что его семья не была включена в список претендентов на получении субсидии в 2009г. по вине администрации Инсарского района, в связи с чем до настоящего времени они не могут получить указанную субсидию.
Просит обязать администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия включить его и его семью в список молодых семей-участников на получение социальной выплаты в 2011 году подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» в 2011-2015г.г. в первоочередном порядке и обязать выдать сертификат на получение социальной выплаты вне очереди.
В судебном заседании заявитель ФИО2 и его представитель ФИО8, заявленные требования поддержали по указанным в заявлении основаниям, суду объяснили, что они просят включить семью истца в список претендентов в 2011г. для получения субсидии в текущем 2012г. Данная ситуация возникла в связи с тем, что между истцом и заместителем Главы администрации Инсарского муниципального района ФИО6, возглавляющего работу жилищной комиссии администрации и курирующего организацию работы по предоставлению субсидий молодым семьям, возникли неприязненные отношения. Его семья не была включена в список на получение субсидии в 2009г. в связи с тем, что не были предоставлены сведения из банка о его платежеспособности, но ему в администрации Инсарского района не разъяснили о необходимости предоставления таких сведений. Прокуратура района выявила указанные нарушения. В 2010г. программа обеспечения жильем молодых семей перестала действовать, с 2011г. действует новая программа до 2015г., однако администрация Инсарского района его не уведомила об этом при наличии его жилищного дела, в связи с чем он обратился с заявлением о предоставлении субсидии только в октябре 2011г. и его семья была включена в список претендентов лишь на 2013г. после неоднократного обращения с жалобами в государственные органы. Истец в настоящее время выплачивает ипотечный кредит и получение субсидии через год лишает его семью значительной части этой субсидии.
Представители ответчика администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия – начальник отдела архитектуры и градостроительства ФИО9 и ФИО7 исковые требования не признали, суду объяснили, что не получение субсидии семьей истца в 2009г. было установлено прокуратурой района по вине администрации и должностное лицо понесло наказание, было установлено, что истцу не была разъяснена необходимость предоставления сведения о наличии в банке собственных средств, достаточных для уплаты стоимости жилья, превышающей предоставленную субсидию. В 2010г. семья истца была включена в списки претендентов, представляемых администрацией Инсарского района в Государственный Комитет по делам молодежи Республики Мордовия, однако субсидии были предоставлены лишь для 11 семей, а семья истца числилась в списке за №16. С 2011г. начала действовать новая программа обеспечения молодых семей жильем, изначально она не предусматривала предоставления субсидий на погашение ипотечного кредита, затем 14.07.2011г. в программу были внесены соответствующие изменения, истец в Инсарскую администрацию обратился 06.12.2011г., списки на предоставление социальной выплаты согласно Постановления Правительства РФ №1050 от 17.12.2010г., формируются до 1 сентября соответствующего года, предшествующего году предоставления субсидии, поскольку денежные средства закладываются в соответствующие бюджеты. В связи с чем его семья включена в список претендентов на 2013г., в настоящее время включить указанную семью в список претендентов для получения субсидии в 2012г. не предоставляется возможным и не исполнимо, поскольку список претендентов на получение субсидии был утвержден в Комитете по делам молодежи Республики Мордовия, он направлялся в федеральный орган для согласования, денежные средства выделены для 17 семей, которых уведомили согласно правилам о получении субсидии. Кому-либо другому выделить указанные средства и выдать сертификат не представляется возможным, поскольку субсидия формируется из денежных средств федерального, республиканского и районного бюджетов, они были заложены в указанные бюджеты на 2012г. с учетом конкретной семьи и их льгот.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец ФИО2 и его семья участвовала в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. в соответствии постановлением Главы администрации Инсарского муниципального района от 05.03.2008г. №91.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. №285, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, семья истца могла быть включена в список претендентов на получения субсидии только на 2009г., однако в указанный список она включена не была в связи с не уведомлением о необходимости предоставления сведений о наличии достаточных доходов либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, предусмотренные пунктом 8 Положения о реализации указанной федеральной программы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 13.11.2006г. №493.
Указанные сведения истцом в администрацию Инсарского муниципального района были представлены 05.06.2009г., после чего его семья была включена администрацией Инсарского района в список претендентов на получение субсидии на 2010г., однако субсидию она не получила в связи с включением Комитетом по делам молодежи Республики Мордовия в список льготных категорий граждан.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, письмами прокуратуры Республики Мордовия по результатам проведения проверок по заявлению истца( л.д.9-14), письмом администрации Инсарского района(л.д.15).
В настоящее время действует Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015годы». В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010г. выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В соответствии с пунктом 15.1 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
В силу п.20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
В соответствии с п.22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
В соответствии с п.23 после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Далее, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В соответствии с п.25 Правил орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
В соответствии с п.26 Правил в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, участие в указанных программах носит добровольный и заявительный характер, включение в список претендентов производится после письменного обращения заявителя и предоставления необходимых документов, в связи с чем отсутствуют основания для признания незаконным бездействия Администрации Инсарского муниципального района о не информировании истца о начале действия федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы».
Из приведенных выше положений Правил предоставления субсидий в рамках реализации Федеральных целевых программ «Жилище» на 2002-2010года и на 2011-2015годы следует, что списки претендентов для получения субсидий формируются органом местного самоуправления до 1 сентября каждого года, предшествующего году в котором предоставляется субсидия. Далее указанные Списки направляются в Комитет по делам молодежи Республики Мордовия, где с учетом средств выделяемых на софинансирование программы, составляется и утверждается сводный список претендентов, направляемый в Министерство регионального развития РФ, где с учетом определения размера выделяемых средств на реализацию программы утверждает указанные списки претендентов.
В связи с чем, включить истца и его семью во внеочередном порядке в списки претендентов на получение субсидии в 2011г. для получения субсидии в 2012г. в настоящее время не представляется возможным, поскольку список претендентов указанными органами уже утвержден и с учетом льгот и численности каждой семьи списка выделены денежные средства, которые предусмотрены в соответствующих бюджетах на текущий год.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности включить его самого и его семью в список молодых семей-участников на получение социальной выплаты в 2011г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» в 2011-2015 годах» в первоочередном порядке и обязать выдать сертификат на получение социальной выплаты вне очереди- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия в течение 30 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Судья
Инсарского районного суда
Республики Мордовия подпись С.В. Андронов
Решение в законную силу не вступило.
Копия верна
Судья
Инсарского районного суда
Республики Мордовия С.В. Андронов