УИД 24RS0048-01-2018-016117-46
Дело №2-4230/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2019 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.С.
при секретаре Френдаке А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска, действующего в интересах Матюшовой Кристины Юрьевны, к администрации Советского района в г. Красноярске о признании распоряжения незаконным,
установил:
прокурора Советского района г. Красноярска, действующий в интересах Матюшовой Кристины Юрьевны, обратился в суд с иском к администрации Советского района в г. Красноярске о признании распоряжения незаконным. Требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав Матюшовой К.Ю. Установлено, что представитель Матюшовой К.Ю. обратилась в администрацию Советского района в г. Красноярске с заявлением о принятии на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для участия в целевых жилищных программах. Распоряжением администрации района от 11.05.2018 № семье Матюшовой К.Ю., 1989 года рождения, имеющей 3 малолетних детей-ФИО1, 2012 года рождения, ФИО2, 2015 года рождения, и ФИО3 2018 года рождения отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях со ссылкой на то, что в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ Матюшовой К.Ю. представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Матюшовой К.Ю. на праве общей совместной с Матюшовым В.Л. собственности принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 40.6 кв.м., которое было продано 24.07.2014. В настоящее время заявителю принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 11.9 кв.м. В связи с тем, что формально в действиях Матюшовой К.Ю. усматриваются признаки намеренного ухудшения своих жилищных прав, с учетом требований ст. 53 ЖК РФ, согласно которой заявитель может быть принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, то есть с 24.07.2019, администрацией района осуществлено суммирование площадей указанных жилых помещений, по результатам которой обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составила сверх учетной нормы. Вместе с тем, выводы распоряжения от 11.05.2018 № основаны на неверном толковании и применении норм материального права. В соответствии с диспозицией ст. 53 ЖК РФ последствия приведенной статьи наступают только при их намеренности. Установлено, что при заключении договора купли-продажи жилого помещения от 20.11.2013, расположенного по адресу: <адрес> заявителем и ее супругом Матюшовым В.Л. был заключен договор ипотечного кредитования с ПАО «Сбербанк» с ежемесячным взносом в размере 30 000 рублей, при этом Матюшова К.Ю. находилась в отпуске по беременности и родам, ее ежемесячный доход составлял 7 500 рублей, в связи с чем, реальной возможности осуществить выплаты по погашению кредита семьи Матюшовой К.Ю. не представилось возможным, в связи с чем, последней ДД.ММ.ГГГГ осуществлено отчуждение данного помещения. Продажа единственного жилого помещения с последующим приобретением другого единственного жилого помещения не свидетельствует о том, что Матюшова К.Ю. и члены ее семьи ухудшили свои жилищные условия, так как она распорядилась своим имуществом в целях приобретения другого единственного жилого помещения. В действиях Матюшовой К.Ю. намеренного ухудшения жилищных условий не имеется, на момент подачи заявления заявитель и члены ее семьи были обеспечены жилым помещением менее 12 кв.м. на человека. В связи с чем, просит признать распоряжение администрации района от 11.05.2018 № незаконным, принять семью Матюшовой К.Ю. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Сапинская Е.В. и истец Матюшова К.Ю. требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Советского района в г. Красноярске в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежаще, о причинах неявки не уведомил.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившегося представителя ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании п.п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года N 514-П утверждена государственная программа Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан".
Постановлением администрации г. Красноярска от 01.03.2012 № 86 принято Положение о порядке реализации мероприятия "Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджета города" подпрограммы 2 "Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан" муниципальной программы "Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья.
Администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) - уполномоченный орган администрации города, в рамках реализации жилищных программ выполняющий следующие функции: принимает документы для признания молодых семей нуждающимися в жилом помещении и имеющими достаточные доходы или средства для участия в государственной жилищной программе в порядке, установленном федеральными, краевыми нормативными правовыми актами, правовыми актами города, проверяет данные документы, заверяет их; принимает решения о признании молодых семей нуждающимися в жилом помещении и имеющими достаточные доходы или средства для участия в государственной жилищной программе в порядке, установленном федеральными, краевыми нормативными правовыми актами, правовыми актами города, в том числе настоящим Положением (п. п. 17 п. 3 раздел 1 Положения).
Право на участие в муниципальной жилищной программе с целью получения муниципальной социальной выплаты имеют молодые семьи, отвечающие следующим критериям:
члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;
члены молодой семьи имеют регистрацию по месту постоянного жительства на территории города Красноярска;
возраст каждого из супругов в молодой семье либо одного родителя в неполных семьях с детьми не достиг 40 лет на дату обращения в управление учета и реализации жилищной политики с письменным заявлением на участие в муниципальной жилищной программе;
молодая семья поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 либо признана администрацией города нуждающейся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) после 01.03.2005 по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном правовыми актами города, регламентирующими порядок реализации жилищных программ по улучшению жилищных условий молодых семей, в том числе настоящим Положением;
(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 25.12.2017 N 845)
молодая семья признана имеющей достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах;
члены молодой семьи на момент обращения с заявлением на участие в муниципальной жилищной программе не являются участниками других целевых жилищных программ по обеспечению жильем молодых семей, полностью или частично финансируемых из средств бюджета города.
К членам молодой семьи относятся: супруги (мать или отец в неполных семьях с детьми), дети (в том числе усыновленные (удочеренные), не достигшие возраста 18 лет на дату обращения в управление учета и реализации жилищной политики с письменным заявлением на участие в муниципальной жилищной программе (п. 5 раздел 1).
Перечень документов, необходимых для признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении определен в п. 8 раздел 11.
Определение нуждаемости молодой семьи в жилом помещении для участия в государственной жилищной программе производится в случае, если члены молодой семьи зарегистрированы по месту жительства в жилых помещениях, в которых они являются участниками общей долевой собственности определение нуждаемости молодой семьи в жилых помещениях производится исходя из общей площади данных жилых помещений пропорционально количеству граждан, являющихся участниками общей долевой собственности на данные жилые помещения (п. 2 п. 10).
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, могут быть отнесены отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения (ст. 4 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории края»).
Как видно из материалов дела, Матюшова К.Ю. в лице представителя обратилась в администрацию Советского района в г. Красноярске с заявлением о принятии на учет молодой семьи Матюшовой К.Ю., 1989 года рождения, имеющей 3 малолетних детей-Матюшова М.В., 2012 года рождения, Матюшова Н.В., 2015 года рождения, и Матюшова Е.М., 2018 года рождения в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в целях участия в целевых жилищных программах, приложив к заявлению необходимые документы.
Распоряжением администрации Советского района в г. Красноярске от 11.05.2018 № отказано в принятии на учет нуждающихся молодой семье Матюшовой по основаниям, предусмотренным п.п. 2 п. 2 ст. 54 ЖК РФ.
Пунктом 1 Постановления администрации г. Красноярска от 14.04.2005 г. N 192 установлена для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Красноярска, - в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания (в домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается).
Из дела видно, что Матюшова К.Ю. 06.06.2016 является собственником жилого помещения, общей площадью 11.9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 21).
Кроме того, Матюшовой К.Ю. принадлежало на праве общей совместной собственности (вместе с Матюшовым В.Л.) жилое помещение, общей площадью 40.60 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, которое было приобретено по договору купли-продажи от 16.11.2013 за 2 704 000 рублей, в том числе за счет кредитных средств (в размере 2 433 600 рублей) по кредитному договору № от 15.11.2013 (л.д. 103-108).
По договору купли-продажи от 17.07.2014 вышеуказанное жилое помещение было продано за 2 550 000 рублей. В счет погашения кредита по кредитному договору от № от 15.11.2013 из суммы продажи была внесена сумма в размере 930 569.18 рублей и 1 486 671.31 рублей, что подтверждается справкой ПАО Сбербанк России.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях Матюшовой К.Ю. отсутствуют признаки намеренного ухудшения своих жилищных условий, так как отчуждение жилого помещения было связано с невозможностью семьи оплачивать ипотечный кредит, в связи с чем, квартира была продана и денежные средства были уплачены в счет погашения кредита по кредитному договору № от 15.11.2013.
Таким образом, распоряжение администрации Советского района в г. Красноярске № от 11.05.2018 является незаконным.
Поскольку на момент обращения с заявлением Матюшова К.Ю. и члены ее семьи (3-ое детей) были обеспечены жилым помещением менее учетной нормы на человека, то суд обязать администрацию Советского района в г. Красноярске принять на учет молодую семью Матюшовой К.Ю. в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным распоряжение администрации Советского района в г. Красноярске № от 11.05.2018.
Обязать администрацию Советского района в г. Красноярске принять на учет молодую семью Матюшовой К.Ю. в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.С. Морозова
Решение в окончательной форме изготовлено: 23.03.2019