Дело №7-2234-2016 (21-1371/2016)
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е. при ведении протокола судебного заседания секретарём Добрыдневой Т.С., с участием защитника Маматовой В.И., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Кац Р.Ю., рассмотрев в судебном заседании в г.Перми 26 декабря 2016 года жалобу защитника Уханова Н.Б. - Маматовой В.И. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 1 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Уханова Н.Б.,
у с т а н о в и л а:
постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 сентября 2016 года № ** Уханов Н.Б. - заместитель главы администрации г. Перми, начальник Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере трёх тысяч рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Перми от 1 декабря 2016 года, вынесенным по результатам пересмотра дела по жалобе Уханова Н.Б., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Уханова Н.Б. – Маматова В.И. просит об отмене решения судьи Ленинского районного суда г.Перми от 1 декабря 2016 года, указав, что оснований для привлечения Уханова Н.Б. к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ не имелось, поскольку Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми при проведении электронного аукциона были соблюдены все требования, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), в данном случае к участникам закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соостветствии с ч.2 ст.31 данного Федерального закона, эта позиция подтверждается письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.06.2015 № Д-25и-1755.
В судебном заседании в краевом суде защитник Маматова В.И. поддержала изложенные в жалобе доводы, просила жалобу удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Кац Р.Ю. полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.
ООО «РОСМАШ», будучи извещённым о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.1 ст.59 Закона о закупках под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статьей 66 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного закона.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением № 2 к названному постановлению.
Согласно пункту 1 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 к участникам закупки на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда устанавливаются следующие дополнительные требования, в том числе наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка; наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Исходя из части 1 статьи 107 Закона о закупках лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 29.07.2016 Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликовал извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасада объекта культурного наследия «***», расположенного по адресу: г.Пермь, ул. **** (извещение **).
Решением Управления антимонопольной службы по Пермскому краю от 17.08.2016 года, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ООО «Росмаш», в действиях Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасада объекта культурного наследия «***», расположенного по адресу: г.Пермь, ул. ****, установлены нарушения требований п.2 ч.1 ст.64, ч.3 ст.64, ч.4 ст.64 Закона о закупках, которые выразились в том, что в аукционной документации заказчиком не были установлены дополнительные требования, указанные в Приложении № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99.
Должностным лицом заказчика - Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми, на основании Постановления администрации г.Перми от 12.01.2015 № 2, является начальник Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми Уханов Н.Б.
Таким образом, установлено, что Ухановым Н.Б. допущены нарушения требований ч.2 ч.1 ст.64, ч.3 ст.64, ч.4 ст.64 Закона о закупках. В связи с чем Уханов Н.Б. подлежит привлечению к административной ответственности в силу ст. 2.4 КоАП РФ, примечания к ней, согласно которым привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Следовательно, действия Уханова Н.Б. по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ квалифицированы верно. Выводы должностного лица ФАС России и судьи районного суда о наличии в действиях Уханова Н.Б. состава вменяемого административного правонарушения, о доказанности его вины, являются правильными. Выводы должностного лица ФАС России, судьи районного суда должным образом мотивированы, сделаны с учетом имеющихся материалов дела, оценки собранных по делу доказательств. Административное наказание назначено Уханову Н.Б. в соответствии с санкцией ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ и с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ.
Утверждение заявителя жалобы со ссылкой на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.06.2015 № Д-28и-1755 о том, что к участникам закупок путём проведения электронного аукциона не применяются дополнительные требования, установленные в соостветствии с ч.2 ст.31 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, нельзя признать состоятельным. Юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае, если данный орган наделён в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Согласно действующему законодательству, в том числе Положению о Министерства экономического развития Российской Федерации, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437, указанное Министерство не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Следует указать, что позиция Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы по вопросу применения постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 изложена в совместном письме от 28 августа 2015 года № 23275-ЕЕ/Д28и, № АЦ/45739/15. Согласно п.5 указанного совместного письма, учитывая положения частей 2, 2.1 статьи 56 Закона о закупках, заказчик вправе осуществить закупку работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения № 1 к постановлению № 99, путем проведения электронного аукциона. При этом, учитывая положения части 2 статьи 31 Закона о закупках, заказчик обязан установить дополнительные требования, указанные в приложении № 1 к постановлению № 99, как при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, так и электронного аукциона.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Уханова Н.Б. допущено не было.
При указанных обстоятельствах жалоба защитника Маматовой В.И. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л а:
решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 1 декабря 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника Маматовой В.И. - без удовлетворения.
Судья -подпись-