Решение по делу № 3а-58/2020 от 23.12.2019

УИД №18OS0000-01-2019-000442-45

дело № 3а-58/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2020 года                                                                г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе

судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре судебного заседания Токаревой М.В.,

с участием

прокурора прокуратуры Удмуртской Республики Демидова Д.С., представителей административного истца Общества с ограниченной ответственностью «АгроЯр» Терентьевой Ю.В., Мосолкова А.Е.,

представителя административного ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и заинтересованного лица Правительства Удмуртской Республики Гараевой Э.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению *** о признании недействующим с момента принятия приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка расчета ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год» в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка расчета ставки и размера ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год», как не соответствующего вышестоящему нормативному правовому акту (пунктам 1,2,6,7,8 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), возложении обязанности на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим,

установил:

Первоначально *** обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента издания Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка расчета ставки и размера ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год» как не соответствующего вышестоящему нормативному правовому акту (пунктам 1, 2, 6, 7 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), указывая следующее.

Между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта от ДД.ММ.ГГГГ по направлению «Повышение продуктивности в молочном скотоводстве» в размере 363 287 700 руб.

Доведенные в рамках указанного соглашения федеральные бюджетные ассигнования доведены Удмуртской Республике при условии предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики в рамках Положения о предоставления субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики №96 от 10 марта 2015 года, в целях возмещения недополученных доходов (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ субсидии предоставляются в целях повышения продуктивности в молочном скотоводстве путем возмещения части уже понесенных затрат на 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока за отчетный финансовый год.

В соответствии с пунктом 2 названного Положения от ДД.ММ.ГГГГ финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики, на указанные цели, лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия УР (далее - Министерство) как получателю бюджетных средств на указанные цели, и средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Удмуртской Республики в установленном порядке.

Согласно пункту 6 Положения субсидия на коровье молоко предоставляется дифференцировано в зависимости от показателя молочной продуктивности коров за отчетный финансовый год по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году.

Порядок расчета ставки (единой для всех получателей) и размер ставки субсидии на коровье молоко утверждается приказом Министерства (пункт 7 Положения).

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок расчета ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019.

В нарушение указанных выше условий и порядка предоставления субсидий, регулируемых Положением от ДД.ММ.ГГГГ Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка расчета ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год», которым незаконно были установлены расчет ставок и незаконно введен порядок расчета ставок, противоречащие Положению от ДД.ММ.ГГГГ , а именно:

- ставку субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0,68 рублей за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока;

- ставку субсидий на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0,85 рублей за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока.

Стимулирование тех сельхозтоваропроизводителей, кто обеспечил валовый прирост товарного молока, Положением не предусмотрено.

Приказом были незаконно внесены изменения не только в расчет размера ставок субсидий, но также незаконно введена новая категория сельхозтоваропроизводителей (определены новые условия), которым в нарушение Положения было предоставлено приоритетное право на получение большей суммы субсидий по отношению к другим хозяйствующим субъектам. Предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям, обеспечившим прирост произведенного и реализованного и (или) отгруженного молока, условиями Положения не предусмотрено.

Кроме того, приложение к приказу при отсутствии в самом приказе ссылки на внесение изменения в порядок содержит измененный по отношению к приказу Министерства порядок расчета ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год, включающий, в том числе, незаконный расчет ставки 0,85 на прирост произведенного и реализованного товарного молока.

В нарушение основных принципов, установленных в Российской Федерации в части применения нормативных правовых актов при расчете субсидий и дальнейшем их доведении до получателей Министерство руководствовалось неутвержденным порядком (приложение к приказу ), претерпевшим кардинальные изменения (добавлен пункт 4).

Согласно Закону Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики» в рамках Положения о предоставлении субсидий до Министерства доведены денежные средства в размере 748 503 700 руб., из которых из федерального бюджета – 363 287 700 руб.; из регионального бюджета – 85 216 000 руб.; из регионального бюджета – 300 000 000 руб. сверх установленного соглашением уровня софинансирования.

В нарушение условий соглашения от ДД.ММ.ГГГГ , а также в нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, в целях возмещения части затрат всем сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики по одной, установленной приказом Министерства, ставке в части целевого доведения федеральных и региональных средств до получателя субсидий, Министерство, злоупотребляя и превышая свои полномочия, на основании утвержденного Приказа незаконно выдало 169 заявителям по повышенной ставке 0,85 субсидии в размере 494 450 317,26 руб. Иные же сельхозтоваропроизводители не отвечающие вновь введенным условиям, получили субсидии по ставке 0,68.

Указанные выше нарушения были также установлены Прокуратурой Удмуртской Республики, о чем в адрес министра был внесен протест на приказ от ДД.ММ.ГГГГ . Кроме того, прокуратурой республики в отношении министра сельского хозяйства и продовольствия региона было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, вступившее в законную силу.

В результате незаконного применения Министерством приказа возникли нормативные коллизии, а именно: противоречие между нормативными актами, регулирующими доведение федеральных и региональных бюджетных ассигнований до главных распорядителей и непосредственно до получателей субсидий - противоречие между Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики», пунктами 1, 2, 6, 7 Положения и Приказом .

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконных действиях органа государственной власти, злоупотреблении Министерством возложенными на него полномочиями, а также в нарушении прав сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики на получение предусмотренной действующим законодательством государственной поддержки в полном объеме.

*** является сельхозтоваропроизводиетелм Удмуртской Республики, отвечающим требованиям Положения о предоставлении субсидии , соответственно, имеющим право на получение субсидий в рамках указанного положения в полном объеме. Юридические лица не могут быть лишены возможности получения причитающихся им в связи с осуществлением этих функций денежных средств в объеме, который определен законом субъекта Российской Федерации на конец финансового года, при этом фактическое неисполнение субъектом Российской Федерации обязанности предоставить эти денежные средства в указанном объеме не исключает применение мер публично-правового реагирования в связи с нарушением финансово-правовой дисциплины. Завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового гола само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом Российской Федерации расходных обязательств и не может служить основанием для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур. Кроме того, административный истец указывает, что незаконными действиями Министерства был поставлен в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую же деятельность и получившими субсидию на возмещение части понесенных затрат по повышенной ставке 0,85, при том, что нормативным актом такого ограничения не предусмотрено.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец уточнил заявленные требования, в окончательной редакции требования, заявленные *** сформулированы следующим образом: признать недействующим с момента принятия приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка расчета ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год» в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка расчета ставки и размера ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год», как не соответствующего вышестоящему нормативному правовому акту (пунктам 1,2,6,7,8 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), возложить обязанность на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (л.д.163-169). При этом административный истец указал следующее. Согласно формуле, указанной в пункте 7 Порядка, в случае соблюдения Министерством в 2019 году установленных Порядком правил ООО «АгроЯр» получило бы субсидии в размере 2 571 860,93 руб.; фактически в 2019 году ООО «АгроЯр» получило субсидий на возмещение части затрат в размере 2 242 135,17 руб. Приведя расчет, административный истец считает, что в результате неправомерных действий административного ответчика ООО «АгроЯр» недополучило субсидии в сумме 329 725,76 руб. Кроме того, административный истец ссылается на то, что в нарушение Инструкции по делопроизводству Министерства от ДД.ММ.ГГГГ антикоррупционная экспертиза проведена не отделом правового обеспечения, а ненадлежащим сотрудником - специалистом отдела государственной поддержки агропромышленного комплекса и отраслевого планирования; Приказ был введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ, а направлен в Минюст УР для регистрации только ДД.ММ.ГГГГ; нормативный правовой акт административным ответчиком нигде не опубликовывался.

В судебном заседании представители административного истца *** Терентьева Ю.В., Мосолков А.Е. поддержали заявленные требования с учетом их уточнения в полном объеме, представили письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела. Полагают, что в 2019 году, в связи с нарушением порядка предоставления субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве Министерством было нарушено право административного истца на получение субсидий в полном объеме на сумму 329 725,76 руб. Кроме того, указывают на нарушение требований, установленных к форме и виду принимаемого нормативного правового акта, а именно, к Порядку расчета ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год, который не был утвержден никаким нормативно-правовым актом; нарушена процедура принятия нормативного правового акта; нарушен порядок официального опубликования оспариваемого нормативного правового акта.

Представитель административного ответчика – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики Гараева Э.Ф. административный иск не признала. В своих возражениях, приобщенных к материалам дела, указала на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца.

Представитель заинтересованного лица – Правительства Удмуртской Республики Гараева Э.Ф. поддержала изложенную в письменном отзыве правовую позицию и просила отказать в удовлетворении заявленного требования.

Представитель заинтересованного лица – Министерства финансов Удмуртской Республики, будучи извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов Удмуртской Республики. Ранее в судебном заседании представитель Министерства финансов Удмуртской Республики Зайцева А.В. представила письменный отзыв на административное исковое заявление, приобщенный к материалам дела, котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив оспариваемый нормативный акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Удмуртской Республики Демидова Д.С., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Удмуртской Республики не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов урегулирован нормами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий устанавливает Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5 и пункт 1 статьи 6 указанного Федерального закона).

Между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта от ДД.ММ.ГГГГ по направлению «Повышение продуктивности в молочном скотоводстве» в размере 363 287 700 руб. (далее – Соглашение).

Согласно Постановлению Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 585 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению имуществом и оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса Удмуртской Республики, включая животноводство, растениеводство, мелиорацию земель, сохранение и повышение плодородия почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевой и перерабатывающей промышленности, развитие малых форм хозяйствования и устойчивое развитие сельских территорий, регулирование земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Удмуртской Республики) и мониторинг этих земель, уполномоченным на осуществление государственного надзора в области племенного животноводства на территории Удмуртской Республики, а также осуществляющим координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики в подведомственной сфере (пункт 1); Министерство осуществляет, в том числе, следующие полномочия: на основании и во исполнение Конституции Удмуртской Республики, законов Удмуртской Республики, актов Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики самостоятельно принимает в форме приказа Министерства следующие нормативные правовые акты: иные нормативные правовые акты в подведомственной сфере деятельности (пункт 8).

Во исполнение полномочий Министерством издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка расчета ставки и размера ставки субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год» (далее – Приказ ), в который Приказом от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, установлен следующий порядок размера ставок субсидий:

- ставка субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0,68 рублей за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока;

- ставка субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0,85 рублей за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока, сельскохозяйственному товаропроизводителю, обеспечившему прирост произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока.

В силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1, статей 2 и 8, пункта 1 статьи 26.1 и подпункта 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы организации деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов указанных органов решается субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Согласно статье 5, частям 1 и 2 статьи 11 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» республиканское правительство состоит из членов Правительства Удмуртской Республики, в том числе министров Удмуртской Республики, руководит работой исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, подчиняющихся Правительству Удмуртской Республики, и контролирует их деятельность.

Таким образом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики является органом государственной власти Удмуртской Республики и подчиняется республиканскому правительству.

Деятельность Министерства регулируется, в первую очередь, Законом Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" (принят Государственным Советом УР ДД.ММ.ГГГГ N 883-V).

В соответствии с частями 4, 6, 8 названного Закона УР -РЗ в пределах своих полномочий исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики вправе принимать правовые акты, имеющие нормативный либо ненормативный характер, формы которых определяются положениями об указанных органах, утверждаемыми Правительством Удмуртской Республики; правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики могут быть официально опубликованы в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: газете "Известия Удмуртской Республики", газете "Удмуртская правда", газете "Удмурт дунне", Собрании законодательства Удмуртской Республики, или путем размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, или путем размещения (опубликования) на Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) в порядке, установленном Главой Удмуртской Республики. Правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики также могут быть размещены (опубликованы) на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, устанавливаемом ими самостоятельно в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики и актами Правительства Удмуртской Республики; официальным опубликованием правового акта исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики считается первая публикация его полного текста в одном из республиканских периодических печатных изданий, указанных в части 6 настоящей статьи, или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), или Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru), или официальном сайте исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с Указом Президента Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 307 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мерах по реализации Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" утвержден Перечень информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, размещаемой в сети Интернет (пункт 1 раздела II перечня - правовые акты неограниченного доступа (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения и другие акты), изданные исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, а также сведения о государственной регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике в установленном порядке и установлено, что исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики осуществляют размещение в сети Интернет информации о своей деятельности на собственных официальных сайтах (подпункт 2 пункта 4).

Оспариваемый акт в соответствии с вышеуказанными нормами был размещен ДД.ММ.ГГГГ.

Довод административного истца о том, что в нарушении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 585 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Министерство без надлежащих полномочий опубликовало Приказ исключительно на своем сайте в сети «Интернет» отклоняется судом, поскольку в названном Положении в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не установлена обязанность опубликования принятого акта Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru), как и запрета на опубликование на официальном сайте Министерства.

При этом суд отмечает, что действительно названное Положение в редакции от ДД.ММ.ГГГГ претерпело изменения: «в установленном порядке официальное опубликование правовых актов Министерства, в том числе обеспечивает размещение (опубликование) нормативных правовых актов Министерства в форме приказов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.udmapk.ru)» (пп.36 п.8).

Ссылка административного истца на нарушение Инструкции по делопроизводству, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ , и несвоевременное направление экземпляра оспариваемого акта в территориальное Управление Министерства юстиции по Удмуртской Республике, как на обстоятельство, свидетельствующее о нарушении процедуры принятия и опубликования акта, является необоснованной.

Названная инструкция регулирует отдельные вопросы внутренней деятельности Министерства и не может регламентировать отношения, связанные со вступлением в силу и опубликования принимаемых Министерством нормативных правовых актов. Данные вопросы, как указано выше, регулируются Законом Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики».

В свою очередь, направление экземпляра оспариваемого акта в территориальное Управление Министерства юстиции по Удмуртской Республике не может быть увязано со вступлением его в силу.

Как указано ранее, вопросы организации деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а, также принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации решается субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Действующее законодательство не связывает момент вступления в силу нормативных правовых актов республиканских органов государственной власти с направлением его экземпляра в территориальное Управление Министерства юстиции по Удмуртской Республике.

Из разъясненных, данных в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что включение нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выполняет учетную функцию, не является государственной регистрацией и условием их вступления в силу. Следовательно, несоблюдение требований о включении акта в указанный регистр не может служить основанием для признания акта недействующим.

Между тем, оспариваемый акт включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации с присвоением ему учетного номера от ДД.ММ.ГГГГ.

Проанализировав приведенные положения нормативных правовых актов, Закон Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О правительстве Удмуртской Республики», суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в пределах полномочий, с соблюдением установленной процедуры и правил опубликования.

Судом установлены следующие обстоятельства.

На основании Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшего на период возникновения спорных правоотношений (далее – Положение ) *** обратилось ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченный орган – Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики для получения субсидии с приложением необходимых документов. К заявлению *** на предоставление субсидии приложило справку-расчет субсидии, подписанную директором Г.П. Трефиловым, в которой *** рассчитало размер субсидии исходя из ставки 0,68, в связи с чем, размер субсидии составил 2 242 135,17 руб.    Министерство приняло решение о предоставлении *** субсидии в целях возмещения недополученных доходов по ставке 0,68, что составило 2 242 135,17 руб.

    На основании заключенного между *** и Министерством договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, субсидия в указанном размере выдана административному истцу (платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ).

    *** полагая, что оно вправе получить указанную субсидию в ином (большем) размере, обратился в арбитражный суд о взыскании с Министерства убытков, рассчитанных как разница между полученной и недополученной суммой субсидии (0,85-0,68), что составляет 0,17 или 560 533 руб. 79 коп.

    Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № А71-13191/2019, оставленным без изменения Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ № А71-13191/2019, в удовлетворении требований отказано (л.д.143-146, 138-142).

Основы бюджетного процесса в Российской Федерации, в том числе основания и порядок предоставления бюджетных ассигнований, включая субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

В статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены следующие положения: субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов) (подпункт 1 пункта 2); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2); субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном соответственно законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (пункт 6).

     Цели, условия и порядок предоставления субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, в соответствии с предоставлением и распределением субсидий из федерального бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, установленными в приложении к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», и государственной программой Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на период возникновения спорных отношений).

На основании протеста Прокуратуры Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Прот 7-51-2019 подпункт 3 пункта 1 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), которым установлена дополнительная ставка в размере 0,85 руб. признан утратившей силу на основании Приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка расчета ставки и размера ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ)».

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" даны разъяснения, согласно которым при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Учитывая изложенное, оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает.

Ссылка административного истца на введение Министерством новых правил предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, путем внесения изменений в Приказ Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, дополнившим его пунктом 3, устанавливает иную цель предоставления субсидий по сравнению с Положением о субсидиях, отклоняются судом.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).

Пунктом 1 статьи 26.14 названного Федерального закона № 184-ФЗ определено, что расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Положением (действовавшим на период возникновения спорных отношений – до ДД.ММ.ГГГГ) определены:

1) категории юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – получателей субсидии (пункт 3);

2) условия предоставления субсидии (общие – отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на дату не ранее чем за тридцать календарных дней до даты представления заявки на предоставление субсидии (пункт 3.1); специальные – наличие поголовья коров и (или) коз на первое число месяца обращения за субсидией (пункт 4), сохранение поголовья коров в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году (пункт 5);

3) порядок предоставления субсидии (предоставление в определенные сроки определенного перечня документов, заключение договора о предоставлении субсидии (пункт 9-10).

Порядок расчета ставки и размер ставки субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко утверждается приказом Министерства (пункт 7).

В целях реализации пункта 7 Положения о субсидиях Министерством принят оспариваемый акт.

Указанным Положением (действовавшим на период возникновения спорных отношений – до ДД.ММ.ГГГГ) Правительство Удмуртской Республики возложило на Министерство полномочие утверждать порядок расчета размера ставки и размер ставки, исходя из чего доводы *** о незаконном введении Министерством новых правил предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве является необоснованным.

Требование административного истца направлено на изменение установленного порядка предоставления субсидии, поскольку административным истцом получена субсидия, рассчитанная из расчета действующей – 0,68.

Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств.

Между тем, заключение публично-правовым образованием (в лице уполномоченного органа) соглашения с хозяйствующим субъектом, содержащего обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, и принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта о предоставлении субсидии в конкретном размере этому лицу порождает у хозяйствующего субъекта право на получение денежных средств - имущественное право. Указанное означает, что обязательства по договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, Министерством выполнены, субсидия в указанном размере выдана административному истцу.

Анализируя несоответствие оспариваемого правового акта пунктам 1,2,6,7,8 Положения, суд приходит к следующему.

Несоответствие пункту 1 Положения не нашло своего подтверждения, поскольку фактическая цель предоставления субсидий (повышение продуктивности в молочном скотоводстве) не была изменена к ранее установленной. Предмет предоставления субсидий также остался неизменным – 1 килограмм произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока за отчетный финансовый год.

Несоответствие пункту 2 Положения также не подтверждено, поскольку названный пункт определяет источник финансирования, из которого предоставляются бюджетные средства, который в свою очередь определяется в соответствии с законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Оспариваемый правовой акт также ссылается на источники финансирования в соответствии с актами большей юридической силой.

Несоответствие пункту 6 Положения не нашло своего подтверждения, поскольку коэффициенты, применяемые для расчета размера субсидии оспариваемым актом не изменялись.

Несоответствие пункту 7 Положения не подтверждено, так как оспариваемым нормативным актом не были внесены изменения в формулу расчета размера субсидии.

Несоответствие пункту 8 Положения не нашло своего подтверждения, поскольку оспариваемый акт был принят ДД.ММ.ГГГГ, тогда как пунктом 8 Положения установлен порядок распределения средств, имеющихся у Министерства по состоянию не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылки административного истца на представление Министерства финансов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствуют о неправомерности применения ставки 0,68 и противоправности поведения Министерства при предоставлении субсидии *** в указанном размере.

Само по себе изменение порядка предоставления субсидии не может рассматриваться как ущемляющее права сельхозтоваропроизводителей и противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку Правительство Удмуртской Республики возложило на Министерство полномочие утверждать порядок расчета размера ставки и размер ставки, что не может свидетельствовать о нарушении принципов равенства участников гражданско-правового оборота.

Пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд, в том числе, выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.

Аналогичные положения содержатся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".

Административный истец не представил суду доказательства нарушения оспариваемым актом его прав, свобод и законных интересов.

Ссылка административного истца на решение Первомайского районного суда г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ , которым министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ не свидетельствует о нарушении прав административного истца, предусмотренных бюджетным законодательством. Указанный судебный акт свидетельствует о нарушении должностным лицом порядка предоставления субсидий, но не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.

Доводы административного истца о том, что в случае отсутствия в оспариваемом акте противоречащих законодательству положений *** получило бы субсидию из бюджета Удмуртской Республики в большем размере носят предположительный характер, и не могут достоверно свидетельствовать о нарушении прав и свобод административного истца.

Материальные претензии административного истца к органам государственной власти Удмуртской Республики подлежат разрешению при избрании иного способа защиты нарушенного права, в ином порядке судопроизводства.

Рассматривая требование о возложении на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики обязанности по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего нормативный правовой акт, признанный судом недействующим, суд приходит к следующему.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правового положения субъектов бюджетных правоотношений определяет Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям (часть 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Оспариваемый административным истцом акт регулирует бюджетные правоотношения.

Из положений абзаца 2 статьи 6, статей 11, 14, 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджет субъекта Российской Федерации является главным бюджетным документом на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно названным положениям закон о бюджете субъекта Российской Федерации – основная форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

В соответствии с абзацами 1 и 3 статьи 14 части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, а использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

Согласно части 1 статьи 5, статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В силу статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций совершаемых органами Федерального казначейства по распределению поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (часть 1); бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (часть 3).

Таким образом, в силу перечисленных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации, порядок их исполнения, не могут быть изменены по завершении финансового года, на который принят соответствующий бюджет. Р

Установленные по делу обстоятельства приводят суд к убеждению о том, что оспариваемый административным истцом нормативный акт принят в полном соответствии с требованиями законодательства, имеющего более высокую юридическую силу без нарушения прав административного истца.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В связи с отказом в удовлетворении требований об оспаривании нормативного правового акта, не подлежит удовлетворению и требование о возложении обязанности на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.

Руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления *** о признании недействующим с момента принятия приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка расчета ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год» в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка расчета ставки и размера ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год», возложении обязанности на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Верховного Суда

    Удмуртской Республики                     Г.Р. Багаутдинова

3а-58/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "АгроЯр"
Прокурор УР
Ответчики
Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР
Другие
Правительство УР
Министерство финансов УР
Мосолков Андрей Евгеньевич
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Багаутдинова Гульнара Ришатовна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация административного искового заявления
24.12.2019Передача материалов судье
25.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2020Предварительное судебное заседание
06.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
13.05.2020Производство по делу возобновлено
14.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2020Дело оформлено
15.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее