Дело № 2-2754/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново «22» августа 2014 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре – Петухове С.В.
с участием прокурора – ст. пом. прокурора Свириденко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сорвиной Натальи Николаевны к Территориальной избирательной комиссии п. Кедровый Красноярского края о признании итогового протокола незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Сорвина Н.Н. обратилась в суд с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения ее как кандидата в депутаты Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № 2 от 07.08.2014 г.
Требования заявителем в судебном заседании мотивированы тем, что в нарушение Постановления Центризбиркома РФ от 13.06.2012 г. № 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», Территориальной избирательной комиссией п. Кедровый Красноярского края не был принят акт, системно излагающий процедуры, связанные со сбором подписей, приемом и проверкой подписных листов, не приняла форму подписных листов, при проверке достоверности подписей не использовался Регистр избирателей, члены избирательной комиссии обязаны были принять подписные листы при их подаче, указав на недостатки в них, если таковые имелись, утвержденная Территориальной избирательной комиссией п. Кедровый Красноярского края форма итогового протокола не содержит обязательной графы «номер папки», не соответствует рекомендуемой ЦИК форме протокола, сам протокол не подписан всеми членами комиссии.
Представитель территориальной избирательной комиссии п. Кедровый – председатель Федорук А.М. (полномочия проверены), возражал против заявленных требований, пояснив, что итоговый протокол несет общую информацию о проверяемых подписях, в нем было отражено, что подписные листы, кандидата в депутаты не соответствуют форме, предусмотренной законодательством, согласно подписных листов, предоставленных кандидатом, бланк этих листов выполнен по форме Приложения № 5, тогда как в данном случае должен был быть выполнен по форме Приложения №7.1 или №8. Соответственно при несоблюдении формы все подписи являются недействительными, кроме того, листы не были сшиты и пронумерованы, как того требует закон (п. 16 ст. 37 Закона о выборах). Отсутствие в итоговом протоколе подписи третьего члена рабочей комиссии обусловлено объективными причинами, его отсутствием, и невозможностью отложить избирательный процесс. Протокол подписан руководителем рабочей группы, секретарем. Требования закона нарушены не были.
Суд, выслушав участников процесса, а также заключение пом. прокурора Свириденко А.А., полагавшей заявление оставить без удовлетворения в связи с отсутствием нарушения избирательного законодательства при регистрации заявления кандидата в депутаты, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Статьей 25 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» предусмотрено самовыдвижение кандидатов путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. В поддержку самовыдвижения кандидатов должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном пунктом 8 статьи 24 настоящего Закона.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
В силу пункта 5 статьи 29 Закона Красноярского края №8-1411 от 02 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», о каждом проведении проверки извещается кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
В соответствии с пп. «и» п. 10 ст. 29 Закона Красноярского края №8-1411 от 02 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» недействительными подписями считаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 6, 7.1 и 8 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 28 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона.
Статья 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что после окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде. Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры (ч. 15, 16).
На основании пункта 2.1 Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 года №128/986-6 «О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», в целях единообразного применения требований Федерального закона, ускорения процедуры приема подписных листов, облегчения и ускорения последующей проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, при подготовке подписных листов к сдаче в избирательную комиссию следует дать рекомендации по оформлению папок с подписными листами, составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей, списка лиц, осуществлявших сбор подписей. В части оформления папок с подписными листами рекомендуется: формировать папки таким образом, чтобы каждая папка содержала определенное количество подписей избирателей, не превышающее 1000 подписей (применение такой рекомендации позволит установить папку как наиболее удобную единицу случайной выборки); на лицевой стороне обложки каждой папки указывать фамилию, имя, отчество кандидата, номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей; нумерацию подписных листов делать сквозной в пределах каждой папки; подшивки подписных листов помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные; концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись кандидата (его доверенного лица).
Как следует из пояснений сторон, материалов дела, от кандидата в депутаты Сорвиной Н.Н. в качестве документов, необходимых для ее регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов п. Кедровый Красноярского края, представила в Территориальную избирательную комиссию п. Кедровый Красноярского края, подписные листы, содержащие 12 подписей избирателей.
Согласно итогового протокола от 07 августа 2014 года рабочей группой по проверке подписных листов Территориальной избирательной комиссии п. Кедровый Красноярского края, предоставленные Сорвиной Н.Н. подписи в общем количестве – 12, были признаны недействительными в силу п. 10 ст. 29 Закона Красноярского края, поскольку форма подписного листа не соответствует требованиям приложений 6, 7.1 и 8 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 28 настоящего Закона. Кроме того, в нарушение п. 16 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указанные подписные листы были представлены в комиссию в не сброшюрованном и не пронумерованном виде.
Доводы заявителя, что она не была извещена о заседании рабочей группы, и ей не была предоставлена возможность исправить указанные недостатки (прошить и пронумеровать листы), а форма подписных листов была выдана самой Территориальной избирательной комиссии п. Кедровый Красноярского края, судом не могут быть приняты во внимание, как основание к признанию итогового протокола недействительным, поскольку кандидат вправе принимать участие в работе комиссии, однако его не участие хотя и нарушает, предусмотренные законодательствам его права, однако не влечет само по себе с необходимостью признание итогового протокола недействительным и недействительным решение рабочей комиссии о недействительности подписей в поддержку кандидата. Данное решение не является окончательным, поскольку окончательное решение о регистрации кандидата в депутаты принимается избирательной комиссией. Расходы на избирательную компанию кандидаты несут из избирательного фонда, поэтому непосредственно на избирательной комиссии не лежит обязанность по снабжению кандидатов формами, бланками. Данные бланки утверждены законодательно, имеются в общем доступе. При этом форма итогового протокола не утверждена, имеется примерная форма протокола, не предусматривающая в обязательном порядке принятие решения комиссионно. Кроме того, как указывалось выше, данное решение не окончательное и может быть не принято во внимание территориальной избирательной комиссией при решении вопроса о регистрации кандидата в депутаты.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку рабочей комиссией были выявлены нарушения при представлении заявителем подписных листов, не соответствующих установленной форме, и порядку оформления подписных листов.
В связи с изложенным, суд считает необходимым заявленные требования Сорвиной Н.Н., о признании незаконным итогового протокола от 07.08.2014 г. незаконным, оставить без удовлетворения, поскольку судом не установлено нарушение закона, допущенное при принятии итогового протокола рабочей группой по проверке подписных листов кандидата в депутаты Сорвиной Н.Н.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Сорвиной Натальи Николаевны к Территориальной избирательной комиссии п. Кедровый Красноярского края о признании итогового протокола от 07.08.2014 г. незаконным – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2014 г.
Судья: Е.А. Лукашенок