УИД 13RS0001-02-2020-000082-71
Дело № 2а-2-44/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Большое Игнатово 24 сентября 2020 г.
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Проняшина А.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия, в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенным на сайте в сети «Интернет», запрещенными к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. В обосновании иска указал, что прокуратурой Большеигнатовского района в ходе проверки Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, законодательства в сфере банковской деятельности, противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и противодействии экстремизма, выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL-адресом: <адрес> информации, которая указывает на возможность совершения определенных действий, связанных с обналичиванием денежных средств. На указанном сайте размещена информация о способах по обналичиванию денежных средств посредством совершения банковских переводов. Вход на интернет-сайт <адрес> является свободным, в том числе и для несовершеннолетних граждан, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных сайтов и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. При этом поиск указанных Интернет-ресурсов осуществляется свободно с помощью любой поисковой системы типа Google, Yandex и т.д. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение отсутствует.
На основании изложенного и со ссылкой на нормы Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ прокурор просит суд признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети Интернет с URL-адресом: <адрес>, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации; копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя сайта в сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ичалковского районного суда Республики Мордовия (постоянного судебного присутствия в с. Большое Игнатово), в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке.
В судебном заседании административный истец прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно заявлению не возражает против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства.
В судебное заседание заинтересованные лица представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежаще. При этом, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия Пискунова О.В., действующая на основании доверенности № 83Д от 20 мая 2020 года, подала заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не возражала.
В соответствии со статьей 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Пунктом 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Таким образом, учитывая требования действующего административного законодательства, регламентирующего рассмотрение административного дела в упрощенном (письменном) производстве, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в упрощенном порядке.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Исследовав письменные доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Большеигнатовского района в ходе мониторинга Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, законодательства в сфере банковской деятельности, противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и противодействии экстремизма, выявлен сайт с URL-адресом: <адрес>, на странице которого размещена информация, которая указывает на возможность совершения определенных действий, связанных с обналичиванием денежных средств посредством совершения банковских переводов. Вход на Интернет -сайт является свободным, в том числе и для несовершеннолетних граждан, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных сайтов и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь с помощью любой поисковой системы типа Google, Yandex и т.д., что подтверждается актом осмотра сайта от 26.08.2020 г. с приложенными скриншотами страниц (л.д.6-9).
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрены уголовная или административная ответственность.
Исходя из содержания пункта 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц отнесено к банковской деятельности.
Согласно статье 13 Федерального закона от 01 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операции с денежными средствами или иным имуществом определены как действия физических и юридических лиц независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских обязанностей.
В соответствии с подп. «а, д» пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
Статьей 172 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
В соответствии со статьей 174 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовно наказуемым определено совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Приведенными правовыми нормами в их взаимосвязи закреплено, что в Российской Федерации запрещается осуществление банковской деятельности без лицензии, поскольку причиняет ущерб интересам государства, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, а также нарушает права юридических и физических лиц и т.д., а распространение посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей информационных материалов, подлежит запрещению к распространению.
Таким образом, предоставление информации о способах и схемах по обналичиванию денежных средств в нарушение действующего законодательства Российской Федерации способствует: отмыванию денежных средств полученных преступным путем, финансированию террористических организаций.
Статьей 282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
С учетом изложенного предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о способах по обналичиванию денежных средств посредством совершения банковских переводов, фактически является распространением запрещенной информации. Предоставление доступа к сайту в сети Интернет с URL-адресом: <адрес>, противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. В связи с чем, суд приходит к выводу, что указанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 13, 15 и 16 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; под доменным именем понимается обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»; под сетевым адресом - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В силу того, что сеть Интернет является общедоступным информационным источником, определить круг лиц, чьи права могут быть нарушены вышеназванными противозаконными действиями, не представляется возможным, настоящее административное заявление прокурора района предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
Обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам.
Судом установлено, что на момент подачи иска в суд, материалы в сети «Интернет» с URL-адресом: <адрес>, являются общедоступными, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь.
На дату вынесения решения суда указатель сайта в сети «Интернет» с URL-адресом: <адрес>, не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что подтверждается его наличием в сети «Интернет». Страница сайта не заблокирована, информационные материалы, содержащиеся на сайте, запрещенными к распространению не признаны.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым заявленные требования прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного на странице сайта в сети «Интернет» с URL-адресом: <адрес>, запрещенным к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В силу пункта 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административный иск прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия о признании информационного материала, размещенным на сайте в сети «Интернет», запрещенными к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информационный материал, размещенный на сайте в сети Интернет с URL-адресом: <адрес>, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» с URL-адресом: <адрес>, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ичалковского районного суда
Республики Мордовия А.А. Проняшин.