Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 сентября 2021 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
судьи Никитиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Дорош А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2493/21 по административному исковому заявлению МИФНС России №22 по Самарской области к Дузенко Р.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №22 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дузенко Р.А. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей в общем размере 99022 рублей 07 копеек, из которых: земельный налог с физических лиц за 2017 год в размере 43725 рублей, 142 рубля 11 копеек – пени за 2017 год, за 2019 год в размере 43725 рублей, 92 рубля 92 копейки – пени за 2019 год, налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 11313 рублей, 24 рубля 04 копейки – пени за 2019 год, указав, что на налоговом учете в налоговом органе состоит в качестве налогоплательщика Дузенко Р.А. Налоговый орган исчислил суммы земельного налога с физических лиц и налога на имущество физических лиц. Факт направления уведомления подтверждается реестрами исходящей заказной почтовой корреспонденции (или сведениями из информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика»). В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 51 Советского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа. 09.04.2019 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 43725 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год в размере 142, 11 рублей. Должник обратился в суд с возражением на судебный приказ. Судебный приказ № отменен определением мирового судьи от 25.03.2021. До настоящего момента налогоплательщиком не уплачена сумма налога и пени.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 52 Советского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа. 29.03.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по земельному налогу за 2019 год в размере 43725 рублей, пени за несвоевременную оплату земельного налога за 2019 год в размере 92,92 рубля, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 11313 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2019 год в размере 24,04 рубля. Должник обратился в суд с возражением на судебный приказ. Судебный приказ № отменен определением мирового судьи от 12.04.2021. До настоящего момента налогоплательщиком не уплачена сумма налогов и пени.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 57 Конституции РФ, 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии с п.6 ст.3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Налоговым периодом имущественных налогов является календарный год (ст. 360, 393, 405 НК РФ).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Согласно п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суду иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
В силу положений ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с главами 28, 31, 32 НК РФ, Законом РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц», Постановлением Самарской Городской Думы № 170 от 27.10.2005г. «О налоге на имущество физических лиц» должник является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, признаваемые объектами налогообложения.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место 4) единый недвижимый комплекс 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
В силу ч.1,2 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.
В силу ч. 2 п. 1 ст. 406 НК РФ, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении в том числе: жилых домов, жилых помещений.
В соответствии с главой 31 НК РФ, Постановлением Самарской Городской Думы от 24.11.2005 № 188 «Об установлении земельного налога» должник является налогоплательщиком земельного налога.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц.
НК РФ предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке, согласно 32 главе КАС РФ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании
Сведениями Управления Росреестра по Самарской области от 26.08.2021 подтверждается, что в 2017, 2019 годах в собственности у Дузенко Р.А. находились объекты недвижимости – жилое помещение с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 7616 кв.м, нежилое здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 2061,8 кв.м, нежилое здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 47,7 кв.м, нежилое здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 53 кв.м, поэтому он является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, который обязан уплачивать в соответствии с требованиями Закона.
Из материалов дела следует, что налоговым органом выставлено административному ответчику Дузенко Р.А. налоговое уведомление № от 11.09.2018 об уплате земельного налога за 2017 год со сроком уплаты до 03.12.2018 (л.д.18).
В связи с не поступлением оплаты налогов административным истцом в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 17.12.2018, в котором сообщалось об уплате земельного налога в размере 43725 рублей, пени по земельному налогу в размере 142 рубля 11 копеек в срок до 15.01.2019 (л.д.12).
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 09.04.2019 МИФНС России №22 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №51 Советского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Дузенко Р.А. недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 43725 рублей.
09.04.2019 мировым судьей вынесен судебный приказ №, которым взыскана с Дузенко Р.А. указанная выше задолженность.
Определением мирового судьи от 25.03.2021 судебный приказ № отменен по заявлению Дузенко Р.А.
Согласно представленному требованию № налоги и пени подлежали уплате в срок до 15.01.2019, то есть срок, установленный ст. 48 НК РФ, для обращения к мировому судье истекал 15.07.2019. Заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье 09.04.2019, то есть с соблюдением срока, установленного ч.2 ст.48 НК РФ, для обращения налогового органа в суд.
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском после отмены судебного приказа 25.03.2021 13.07.2021, то есть с соблюдением срока, установленного ч.2 ст.48 НК РФ, для обращения налогового органа в суд.
Из материалов дела следует, что налоговым органом выставлено административному ответчику Дузенко Р.А. налоговое уведомление № от 01.09.2020 об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год со сроком уплаты до 01.12.2020 (л.д.16).
В связи с не поступлением оплаты налогов административным истцом в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 17.12.2020, в котором сообщалось об уплате земельного налога в размере 43725 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 11313 рублей, пени по земельному налогу в размере 92 рубля 92 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 24 рубля 04 копейки в срок до 12.01.2021 (л.д.8).
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 26.03.2021 МИФНС России №22 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №52 Советского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Дузенко Р.А. недоимки по земельному налогу за 2019 год в размере 43725 рублей, пени в размере 92 рубля 92 копейки, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 11313 рублей, пени в размере 24 рубля 04 копейки.
29.03.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ №, которым взыскана с Дузенко Р.А. указанная выше задолженность.
Определением мирового судьи от 12.04.2021 судебный приказ № отменен по заявлению Дузенко Р.А.
Согласно представленному требованию № налоги и пени подлежали уплате в срок до 12.01.2021, то есть срок, установленный ст. 48 НК РФ, для обращения к мировому судье истекал 12.07.2021. Заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье 26.03.2021, то есть с соблюдением срока, установленного ч.2 ст.48 НК РФ, для обращения налогового органа в суд.
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском после отмены судебного приказа 12.04.2021 13.07.2021, то есть с соблюдением срока, установленного ч.2 ст.48 НК РФ, для обращения налогового органа в суд.
В материалах дела имеется подтверждение отправления налоговых требований в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 70 НК РФ, в связи с чем, суд полагает административные исковые требования налогового органа подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в доход местного бюджета с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3170 рублей 66 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Дузенко Р.А, в пользу МИФНС России №22 по Самарской области задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 43725 рублей, пени за 2017 год в размере 142 рубля 11 копеек, за 2019 год в размере 43725 рублей, пени за 2019 год в размере 92 рубля 92 копейки, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 11313 рублей, пени за 2019 год в размере 24 рубля 04 копейки, всего взыскать 99022 (девяносто девять тысяч двадцать два) рубля 07 копеек.
Взыскать с Дузенко Р.А, в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме 3170 (три тысячи сто семьдесят) рублей 66 копеек.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самара в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06.10.2021 года.
Судья: