дело № 2-403/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2017 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре Опариной И.А. с участием:
истца Сорокиной Т.В.
представителей ответчика Мотыгинского районного Совета депутатов - Квашневой А.В., Яковлева С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сорокиной Т.В. к Мотыгинскому районному Совету депутатов об обжаловании дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Сорокина Т.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) о признании незаконным и отмене распоряжения Мотыгинского районного Совета депутатов от 13.06.2017 № 12 «О применении дисциплинарного взыскания», взыскании компенсации морального вреда в размере 7000 рублей; взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей в связи с отменой распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности по распоряжению № 35 от 7.07.2017.
Исковые требования мотивировала тем, что с 2011 года работает в должности председателя контрольно-счетного органа Мотыгинского района. 13.06.2017 истицу ознакомили с распоряжением Мотыгинского районного Совета депутатов от 13.06.2017 № 12 о применении дисциплинарного взыскании в виде выговора за нарушение трудовой дисциплины. Применение указанного дисциплинарного взыскания не соответствует требованиям трудового законодательства, нарушает трудовые права. Трудовую дисциплину не нарушала. Незаконным наказанием истице причинены нравственные страдания, что вызвало ухудшение самочувствия. Размер морального вреда оценивает в размере 7000 рублей.
Кроме того, 7.07.2017 истице было вручено еще одно распоряжение Мотыгинского районного Совета депутатов от 7.07.2017 № 35 «О применении дисциплинарного взыскания». 9.08.2017 распоряжением Мотыгинского районного Совета депутатов № 42, распоряжение № 35 от 7.07.2017 отменено в связи с поступившим протестом прокуратуры Мотыгинского района. В связи с незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности, созданием условий для увольнения, истице причинен моральный вред, выразившийся в ухудшении самочувствия, снижением работоспособности, плохом сне. Моральный вред оценивает в размере 10000 рублей.
В судебном заседании истец Сорокина Т.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, суду пояснила, что оснований для привлечения ее к дисциплинарной ответственности не имелось, поскольку каким-либо документом не закреплена обязанность уведомлять районный Совет депутатов и Председателя РСД о направлении ее в командировку. Решение о направлении в командировку она принимает самостоятельно.
Представители ответчика - Мотыгинского районного Совета депутатов Квашнева А.В., действующая по доверенности от 28.11.2016, и Председатель Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлев С.А., исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска. В отзыве указали, что во исполнение решения Мотыгинского районного суда от 14.10.2016 Сорокина Т.В. была восстановлена на работе по распоряжению Председателя Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлева С.А.. Решением суда установлено, что Сорокина Т.В., как Председатель Контрольно-счетного органа Мотыгинского района, находится в трудовых отношениях с Мотыгинским районным Советом депутатов, представителем которого является Председатель в лице Яковлева С.А. Соответственно Председатель Мотыгинского районного Совета депутатов выполняет функции работодателя. В соответствии со ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности. В рамках трудовых отношений Сорокиной Т.В. неоднократно как в устном, так и в письменном виде предлагалось оформить в соответствии с трудовым законодательством трудовые отношения, но на все требования от истца поступал отказ, мотивированный тем, что Председатель Мотыгинского районного Совета депутатов не является работодателем, а Контрольно-счетный орган Мотыгинского района является независимым и самостоятельным органом. Сорокина Т.В. отказывается подписать трудовой договор в Невой редакции, ни одно дополнительное соглашение к трудовому договору подписано ею не было, в связи с чем, трудовой договор от 2010 года, на сегодняшний день, не является актуальным (установлены незаконные нормы по выплате при увольнении, не верный оклад, права и обязанности не соответствуют трудовому кодексу, не соответствуют должность и инициалы работодателя). Все обжалуемые взыскания Сорокиной Т.В. были вынесены за нарушение трудовой дисциплины, а именно за самовольный уход в отпуск, а также за убытие в командировки без согласования. Согласно Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки», все работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя. Нарушений при вынесении дисциплинарного взыскания нет, так как оно принято в соответствии с ТК РФ и трудовым договором.
Выслушав истца и представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В статье 1 Положения о контрольно-счетном органе в Мотыгинском районе, утвержденном решением Мотыгинского районного Совета депутатов от 10.12.2015 № 4-20, определено, что настоящим Положением устанавливаются правовой статус, компетенция, порядок формирования, организации и основы деятельности Контрольно-счетного органа Мотыгинского района, а также срок полномочий председателя контрольно-счетного органа.
В силу ст. 2 Положения, в своей деятельности контрольно-счетный орган руководствуется федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Красноярского края, Уставом Мотыгинского района и иными нормативными правовыми актами района, настоящим Положением.
В силу п. 4 ст. 4 Положения, права, обязанности и ответственность работников контрольно-счетного органа определяются Федеральным законом от 7.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно п. 1 ст. 5 Положения, Председатель контрольно-счетного органа назначается на должность решением Мотыгинского районного Совета депутатов сроком на 5 лет большинством голосов от общего числа депутатов, в порядке, установленном Регламентом Мотыгинского районного Совета депутатов.
Согласно ст. 23 Устава Мотыгинского района, Районный Совет является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления, в силу ст. 28 Устава, работу районного Совета организует его Председатель.
Согласно ч. 3 ст. 28 Устава, Председатель районного Совета, представляет районный Совет в отношениях с населением, органами и должностными лицами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями; решает иные вопросы, возложенные на него законодательством Российской Федерации и Красноярского края, настоящим Уставом, Регламентом районного Совета.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Аналогичное положение закреплено в ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
На основании ст. 27 Федерального закона от 2.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, при этом работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем (п. 2 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749).
Согласно ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и трудовую дисциплину.
В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде: замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям.
Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.
В судебном заседании установлено, что 16.12.2010 Мотыгинским районным Советом депутатов принято решение «О назначении на должность муниципальной службы руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района».
17.12.2010 между Сорокиной Т.В. и главой района заключен трудовой договор.
31.03.2016 Мотыгинским районным Советом депутатов принято решение № 6-41 об освобождении Сорокиной Т.В. от занимаемой должности руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района.
Решением Мотыгинского районного суда Красноярского края от 14.10.2016 Сорокина Т.В. восстановлена в должности Председателя контрольно-счетного органа Мотыгинского района с 1.04.2016.
По распоряжению Председателя районного Совета депутатов Яковлева С.А. от 14.10.2016, Сорокина Т.В. была восстановлена в должности Председателя контрольно-счетного органа Мотыгинского района и приступила к исполнению своих обязанностей. Решение по данному вопросу районным Советом депутатов не принято.
13.06.2017 Сорокина Т.В. была привлечена к дисциплинарной ответственности.
Служебное расследование показало, что в период с 31.05.2017 по 2.06.2017 Сорокина Т.В. отсутствовала на своем рабочем месте, о причинах отсутствия работодателя не уведомила.
Порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный статьей 193 ТК РФ, Мотыгинским районным Советом депутатов был соблюден.
31.05.2017, 1.06.2017, 2.06.2017 Председателем Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлевым С.А., консультантом-юристом Квашневой А.В. и специалистом 1 категории Овчинниковой Д.А. были составлены акты об отсутствии Председателя контрольно-счетного органа Сорокиной Т.В. на рабочем месте в помещении Мотыгинского районного Совета депутатов.
5.06.2017 Председатель Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлев С.А. затребовал объяснения у Сорокиной Т.В. о причинах отсутствия её на рабочем месте.
Из объяснений Сорокиной Т.В. от 7.06.2017 следует, что накануне отъезда 30.05.2017 она лично предупредила Председателя Мотыгинского районного Совета депутатов о командировке. Из объяснений Яковлева С.А. в суде следует, что Сорокина Т.В. в устной форме сообщила, что она уезжает в командировку, без каких-либо объяснений об основаниях для убытия в командировку, с распоряжением об убытии в командировку его не ознакомила.
По итогам служебного расследования, Председателем Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлевым С.А. было издано распоряжение о применении к Сорокиной Т.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора, в связи с отсутствием согласования, предоставления вызова о месте, сроках и необходимости прибытия в командировку.
Суд не усматривает оснований для признания данного распоряжения незаконным и его отмене, по следующим основаниям:
В судебное заседание Сорокина Т.В. представила распоряжение № 4 от 25.05.2017 о направлении себя в командировку, сроком на 3 дня в период с 31.05.2017 по 2.06.2017 для участия в заседании комиссии, на основании письма Межрайонной ИФНС России № 123 по Красноярскому краю от 17.04.2017 № 04-12/3965.
Учитывая, что Сорокина Т.В. надлежащим образом не уведомила работодателя о направлении в командировку, отсутствовала на рабочем месте в течение 3 рабочих дней без объяснения причин, суд приходит к выводу, что данное дисциплинарное взыскании к ней было применено обосновано, соответствует тяжести проступка.
Помимо этого, 7.07.2017 Сорокина Т.В. вновь была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора за нарушение трудовой дисциплины, которое заключалось в том, что она вновь убыла в командировку, не согласовав этот вопрос с работодателем, не представила вызов о месте, сроках и необходимости прибытия в командировку.
Председателем Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлевым С.А. было проведено служебное расследование.
Акты от 3.07.2017 и 4.07.2017, подписанные Председателем РСД Яковлевым С.А., заместителем Председателя РСД Федюкиной В.Д., консультантом-юристом РСД Квашневой А.В., специалистом 1 категории РСД Овчинниковой Д.А. подтверждают факт отсутствия Сорокиной Т.В. на рабочем месте 3-4.07.2017.
Из объяснений Сорокиной Т.В. следует, что в этот период находилась в командировке, о чем лично предупредила работодателя.
7.07.2017 распоряжением Председателя Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлева С.А., к Сорокиной Т.В. применено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора за нарушение трудовой дисциплины.
Учитывая, что данное дисциплинарное взыскание не предусмотрено нормами Трудового кодекса РФ по протесту прокурора распоряжением от 9.08.2017 № 42 оно было отменено.
Давая оценку представленным сторонами доказательства и положениям закона, суд считает, что оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Доводы Сорокиной Т.В. о том, что Мотыгинский районный Совет депутатов, в лице его Председателя, не является работодателем Председателя Контрольно-счетного органа Мотыгинского района суд отклоняет, поскольку в силу норм закона, положения которого приведены выше, Председатель контрольно-счетного органа назначается и освобождается от должности по решению районного Совета депутатов Мотыгинского района. Таким образом, Мотыгинский районный Совет депутатов выступает работодателем Председателя контрольно-счетного органа. Представителем работодателя является Председатель районного Совета депутатов, в силу положений Устава Мотыгинского района, он представляет районный Совет в отношениях с должностными лицами, в том числе, муниципальными служащими.
К Сорокиной Т.В. дисциплинарное взыскание применено представителем работодателя, в лице Председателя районного Совета депутатов, Яковлева С.А. В силу ст. 11 ТК РФ на Председателя контрольно-счетного органа распространяются нормы трудового права, с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Каких-либо особенностей по применению дисциплинарного взыскания к Председателю контрольно-счетного органа, нормы Федерального закона от 7.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также Положение о контрольно-счетном органе в Мотыгинском районе, утвержденное решением Мотыгинского районного Совета депутатов от 10.12.2015 № 4-20, не содержат. В связи с изложенным, суд считает, что дисциплинарное взыскание применено к Сорокиной Т.В. уполномоченным лицом.
Дисциплинарное взыскание в виде выговора соответствует тяжести проступка, является справедливым, поскольку ранее Сорокина Т.В. уже привлекалась к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины в виде замечания.
Не усмотрев нарушение прав истца в части привлечения ее к дисциплинарной ответственности в виде выговора, заявленные в этой части требования о компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда в связи с отменой распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности по распоряжению № 35 от 7.07.2017, поскольку факт нарушения трудовой дисциплины со стороны истца имел место, был установлен в ходе служебного расследования. Дисциплинарное взыскание отменено работодателем, ввиду того, что такой вид взыскания не предусмотрен нормами ТК РФ. Нарушений трудовых прав истца в данном случае не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать Сорокиной Т.В. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене распоряжения Мотыгинского районного Совета депутатов от 13.06.2017 № 12 «О применении дисциплинарного взыскания», взыскании компенсации морального вреда в размере 7000 (семь тысяч) рублей; взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей в связи с отменой распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности по распоряжению № 35 от 7.07.2017.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова