Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3203/2015 ~ М-1790/2015 от 01.07.2015

Дело № 2-3203/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Емельяново «11» августа 2015 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,

при секретаре Петухове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лалетиной Т. И. к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконным отказа в утверждении и выдачи схемы земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Лалетина Т.И. обратилась в суд с заявлением к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконным отказа на заявление в предоставлении схемы расположения земельного участка, примерной площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного <адрес>, согласно приложенной схеме расположения участка, в порядке ст. 257 ГПК РФ, ссылаясь на то, что Лалетина Т.И. обратилась с соответствующим заявлением, на которое был получен отказ исх.от ДД.ММ.ГГГГ года, т.к. отсутствует территориальное зонирование соответствующей территории, а также об отсутствии права заявителя на формирования границ земельного участка без предоставления сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Просит признать незаконным отказ на заявление о предоставлении земельного участка, обязать утвердить на указанный земельный участок схему расположения на кадастровом плане территории.

В судебное заседание заявители Лалетина Т.И. не явилась, ее представитель Шульгина Е.С., действующая по доверенности, требования заявления поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по изложенным основаниям, пояснив, что схема была не оформлена. Лалетина Т.И. ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в соответствии со ст. 34 ЗК РФ и Положением о порядке образования земельных участков в муниципальном образовании Емельяновский район, с последующим предоставлением сформированного земельного участка в аренду за плату, расположенного согласно ориентира в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, из земель <данные изъяты>, с видом разрешенного использования – <данные изъяты>, просила признать незаконным действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выразившееся в не утверждении и не выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории согласно указанного ориентира. Процедура согласования с поселковой администрацией законодательством не предусмотрена. Указанный земельный участок расположен в зоне жилой застройки, ранее никому не выделялся, доказательств обратного не имеется, на кадастровом учете данные земельные участки не стоят, жилая застройка не препятствует использовать земельный участок под подсобное хозяйство, которое также предполагает возможность строительства, участок граничит с земельными участками, в отношении которых осуществлен кадастровый учет, для личного подсобного хозяйства, Управление обязано было по закону оформить схему расположения земельного участка.

Представитель ответчика МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» – Сорока А.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснив, что действующее законодательство не предусматривает право выбора гражданина земельного участка, земельные участки предоставляются органами местного самоуправления при наличии свободных земельных участков и при отсутствии очередников, проживающих в данном муниципальном районе. Заявитель в данном районе не проживает, нарушений законодательства не допущено.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В порядке главы 25 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной ст.ст. 24-27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются (ч. 1 и ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении заявленных требований суд исходит из требований ч.1 ст.249 ГПК РФ, согласно которых обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст.9 Федерального закона 21 апреля 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В период возникших спорных правоотношений между заявителем и органом местного самоуправления до дня вступления в силу изменений (01.03.2015 года) в Земельный кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действовала редакция ст.34 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ (действовавшей на момент подачи заявления, и до 01.03.2015 г.) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

Аналогичный порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории предусмотрен ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (в редакции ЗК РФ от 01.03.2015 года).

Основания для отказа в утверждении схемы КПТ перечислены в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, среди которых несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (пп.1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (пп.2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ);3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп.З п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп.4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (пп.5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ)

Согласно ч. 1 ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

Согласно п. 19 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" только в случае, если субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), предоставление земельных участков указанным гражданам осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 -39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, вправе обеспечить подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно указанным гражданам при отсутствии заявления заинтересованного лица.

Согласно ч.1 ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 16.12.2014) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.

Поскольку в рассматриваемой ситуации заявитель выражает несогласие с действиями органа местного самоуправления, просит признать их незаконными, не требуя при этом признания права на обозначенный земельный участок (в настоящее время материально-правовые претензии в отношении надела, с учетом приведенных норм права о последовательности административных процедур, не выдвигаются, сведения о притязаниях на данный объект третьих лиц отсутствуют), суд считает, что Лалетиной Т.И. был избран допустимый способ зашиты своего права.

Следовательно, у администрации Емельяновского района, в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края», возникла обязанность в месячный срок рассмотреть заявление Лалетиной Т.И. и либо утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в выдаче такого документа путем направления заявителю мотивированного сообщения, по основаниям, предусмотренным законодательством.

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

На основании положений ч.7 ст. 36 ЗК РФ (действовавших на момент подачи заявления) в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.

Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории и градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.

Для целей заключения вывода о возможности, либо невозможности предоставить земельный участок, необходимо определить четкие границы участка, что возможно лишь при составлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.

Эти же нормы предусмотрены п. 6.14.2 Положения «О порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район» утвержденных Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края №48-276Р от 30.04.2014 года «О внесении изменений в решение Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06.03.2013 года №39-189Р».

Согласно п.3.3 Положения «О порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район Красноярского края», утвержденного решением Емельяновского районного совета депутатов № 39-189Р от 06.03.2013г. специалисты МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» всесторонне рассматривают поступившее заявление (первичное заявление о предоставлении земельного участка) с указанием конкретного местоположения земельного участка, указанием площади, указанием вида использования (как не связанных со строительством, так и связанных со строительством) в течение 7 дней.

Согласно п.6 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. При этом согласно п. 17.1 "Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства" (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (ред. от 18.04.2003) карта (план) объекта землеустройства составляется, если это предусмотрено заданием на выполнение работ, в противном случае составляется карта (план) границ объекта землеустройства в виде карты (плана) границ земельного участка или карты (плана) границ муниципального образования или другого административно-территориального образования.

Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Как следует из статьи 10 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в частности описание местоположения границ таких зон.

Статьей 15 Закона о кадастре на государственные органы и органы местного самоуправления возложена обязанность направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 5 Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 N 71 (ред. от 22.10.2014) "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме" установлено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

Из материалов дела следует, что заявитель Лалетина Т.И. ДД.ММ.ГГГГ (вх.от ДД.ММ.ГГГГ) обратились в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой схеме.

В ответ на данное заявление заявителем Лалетиной Т.И. было получено сообщение от ДД.ММ.ГГГГ , что запрашиваемый земельный участок может быть предоставлен в порядке очередности, земельный участок входит в территорию, для которой не утвержден проект планировки, основным видом разрешенного использования предусмотрено <данные изъяты>, т.е. не <данные изъяты>. При этом, схема земельного участка не составлена, координаты точек его не установлены. Таким образом, по существу заявление Лалетиной Т.И. рассмотрено не было, доказательств обратного сторонами не представлено, судом установлено в ходе судебного разбирательства не было. В материалы дела ответчиком не представлено доказательств достоверно свидетельствующих о том, что в указанном заявителем каталоге координат узловых и поворотных точек планируемого к формированию земельного участка существуют иные объекты права. Кроме этого в материалы дела не представлены иные решения органа, чьи действия оспариваются, о более раннем согласовании для иных лиц схемы КПТ.

Соответственно у Администрации Емельяновского района возникла обязанность согласно п.4 ст. 34 ЗК РФ (действовавшей на момент подачи заявления) в месячный срок рассмотреть заявление Лалетиной Т.И. и либо утвердить и выдать заявителям схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в выдаче такого документа путем направления заявителю мотивированного сообщения.

В данном случае орган местного самоуправления фактически отказал в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на отсутствие проекта планировки, не надлежащее оформление копий подтверждающих документов, не обозначив на местности данный земельный участок, не установив координат его границ, из чего возможно было бы сделать соответствующий вывод о невозможности предоставления земельного участка, в связи с чем судом не может быть признан данный отказ мотивированным, с точки зрения отказа в предоставлении схемы места расположения земельного участка.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории преследует цель определения возможных границ земельного участка, и не предполагает автоматического предоставления земельного участка. Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчиком не предоставлено сведений об обращении в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка иному лицу. Таким образом, на момент подачи Лалетиной Т.И. заявления земельный участок иному лицу предоставлен не был, иное судом не установлено, стороной ответчика не доказано.

В материалы дела предоставлена выписка (карта градостроительного зонирования) из правил землепользования и застройки <адрес>, с указанием территориальных зон, земельный участок располагается в территориальной зоне Ж-1 (зона усадебной жилой застройки), граничит с земельным участком, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, что подтверждается заключением кадастрового инженера, выкопировкой с публичной кадастровой карты.

Как следует из статьи 10 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в частности описание местоположения границ таких зон.

Статьей 15 Закона о кадастре на государственные органы и органы местного самоуправления возложена обязанность направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 5 Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 N 71 (ред. от 22.10.2014) "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме" установлено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

В связи с вышеперечисленными нормами права суд критично относится к доводам МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» в части довода об отсутствии территориального планирования, так как данный довод опровергается представленными в материалы дела доказательствами: схемой расположения земельного участка, картой территориального зонирования <адрес>, заключением кадастрового инженера ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ г., заключением ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г.

В материалы дела органом, чьи действия оспариваются не представлено допустимых доказательств в части описания местоположения границ территориальной зоны отличной от той, которая определена в государственном кадастре недвижимости. Также, Управлением Росреестра, кадастра и картографии по Красноярскому краю такие данные в суд не направлены.

Испрашиваемый Лалетиной Т.И. земельный участок располагается среди земельных участков, в отношении которых уже осуществлен государственный кадастровый учет, являются земельными участками из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается представленной схемой расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории, копией публичной кадастровой карты, заключением кадастрового инженера ООО «<данные изъяты>».

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса. В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Ответчиком не представлено доказательств отнесения указанной территориальной зоны, определенной в представленной схеме в состав иных зон, объективно препятствующих утверждению схемы КПТ в представленных Заявителем координатах. Довод МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» о том, что земельный участок может быть предоставлен заявителю только при наличии свободных земельных участков, а также только при подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий судом не может быть принят во внимание, поскольку, согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Вместе с тем, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» доказательств, подтверждающих возможность определения испрашиваемого земельного участка в качестве индивидуально определенной вещи в границах, установленных в соответствии с Законом о кадастре не предоставил, отсутствует государственный кадастровый учет данного земельного участка, участку не присвоен государственный кадастровый номер. Также в материалы дела не представлено наличие исключительных прав третьих лиц на испрашиваемый заявителем земельный участок на момент ее обращения в орган местного самоуправления.

Юридически земельный участок признается объектом правоотношений, в том числе в случае его предоставления гражданам, только при условии, если он прошел государственный кадастровый учет и сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, в отношении земельного участка должны быть выполнены работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, а также должен быть осуществлен его государственный кадастровый учет.

Инвалид может воспользоваться своим внеочередным правом только в момент, когда орган местного самоуправления перейдет к стадии принятия решения о предоставлении земельного участка при предоставлении кадастрового паспорта, при условии, что такой участок можно будет индивидуализировать как объект либо определить его местонахождение по каталогу координат узловых и поворотных точек, т.е. участок пройдет стадию учета в государственном кадастре недвижимости и при обязательном условии, что существуют аналогичные заявления с указанием такого же каталога координат точек будущего земельного участка. Иных правил законодатель не установил для граждан, следовательно, если инвалид, как и любой иной гражданин, имеющий право на получение земельного участка в аренду (за плату, в связи с тем, что это не является дополнительной мерой социальной поддержки, предусмотреное Конституцией РФ), указали, на подготовленной кадастровым инженером схеме КПТ, границы будущего земельного участка (границы, которого только предстоит установить), то согласно ст. 11.10 ЗК РФ орган местного самоуправления обязан проверить местоположение этого участка относительного территориального планирования, зонирования, и либо принять решение об утверждении схемы КПТ, либо предоставить мотивированный отказ в ее утверждении с указанием на несоблюдения какой-либо территориальной зоны, либо пересечения иных земельных участков либо границ муниципальных образований.

Так, Земельным кодексом РФ установлено, что любой гражданин может получить земельный участок в аренду, границы которого установлены надлежащим образом, и лишь только законом Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» установлена дополнительная поддержка для многодетных семей в виде предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Для инвалидов такой льготы не предусмотрено, соответственно они получают земельный участок на общих основаниях за плату в аренду, что согласуется с правовым принципом, установленным пп. 7 п.1 ст. 1 ЗК РФ. Доказательств того, что иные третьи лица обратились с аналогичной либо схожей схемой КПТ на указанный заявителем участок, в следствии чего возникла очередь и появилась возможность для заявителя воспользоваться «первоочередным» правом, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» не предоставляет в материалы дела. Ответчиком не представлено доказательств наличия иных заявлений с указанным каталогом координат, которые бы позволили МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» выставить участок, при условии его надлежащего формирования как объект права, на торги либо аукцион.

Закон Красноярского края для инвалидов предусматривает применение пониженного коэффициента (п. 5, п. 6 ст.12 Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 16.12.2014) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае") при расчете и установлении арендной платы за пользование земельным участком, где коэффициент К2 применяется с учетом категории арендатора, иных льгот не предусмотрено. Следовательно, довод МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» о необходимости подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий на этапе установления границ земельного участка, основан на неправильном применении норм права.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Следовательно, земельный участок для участия в аукционе должен обладать признаками индивидуально – определенной вещи.

Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа продажи вещи, которая еще даже не сформирована как объект права.

Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 26.06.2013 N 42-216Р (ред. от 20.11.2013, с изм. от 22.11.2013) "Об определении значений коэффициентов К1 и К2, учитываемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в графе 1.3. «Категория арендатора» Приложении №2 установили понижающий коэффициент К2 для «инвалидов всех категорий групп инвалидности и семьи, имеющие детей-инвалидов»

Таким образом, установление МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» перечня иных документов, которые необходимо представить инвалиду, имеющим право на обеспечение земельными участками для ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства, является возложением на них дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, и фактически ставит получение названной меры социальной защиты (земельного участка) в зависимость от исполнения гражданами этих обязанностей.

Кроме того, Земельный кодекс РФ установил целевое использование земель. Такой вид разрешенного использования как личное подсобное хозяйство, либо садоводство не связано со строительством и улучшением жилищных условий, а направлено на развитие сельского хозяйства и земледелия.

Следовательно, следуя буквальному значению, предоставленного заявителю ответа, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» всесторонне рассмотрело заявление, установило местоположение испрашиваемого земельного участка относительно указанного ориентира, сопоставило с территориальным планированием п. Солонцы, подлежащего к формированию и установлению границ. Из ответа следует, что участок располагается в территориальной зоне Ж-1, согласно нового классификатора (Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков") данная зона имеет вид разрешенного использования п. 2.2. «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства», что включает в себя согласно описания Приказа: производство сельскохозяйственной продукции, а также размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Также, согласно представленного ответа, земельный участок не имеет пересечения с иными земельными участками (отсутствует наложение по границам либо красным линиям), следовательно, у МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» отсутствовали основания для отказа в принятии решения об утверждении схемы КПТ.

Согласно ч.4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Аналогичные правила были установлены п.4 ст. 34 Земельного кодекса до вступления изменений 01.03.2015 года.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов установлены ст. 39.6 ЗК РФ, ранее п. 4,5 ст. 34 ЗК РФ. Согласно пп.15 ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

    При указанных выше обстоятельствах, судом не может быть признано законным решение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, и поэтому нарушает права Лалетиной Т.И. на установление границ земельного участка, который не разграничен по настоящее время и свободен от прав третьих лиц, иное судом не установлено.

Отсутствие проекта планировки и застройки п. «Солонцы» в части территории испрашиваемого земельного участка, не являлось препятствием для выполнения администрацией Емельяновского района обязанности, установленной ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку описание границ территории, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» от 3 июня 2011 года № 267, может осуществляться с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений, что позволяет органу местного самоуправления определить красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линий связи, объекты инженерной и трансформаторной инфраструктур, проходов к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, границы застроенных земельных участков, и иных объектов (их границ), приведенных в статьях 42, 43 Градостроительного кодекса РФ.

Доводов, препятствующих утверждению схемы расположения земельного участка, представленной Заявителем, либо иных обстоятельств МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» в своем отказе не указывает.

Принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Совершение указанных действий в срок, установленный пунктом 4 статьи 11.10, п. 6 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является юридической обязанностью соответствующего органа.

При этом составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. С учетом данных сведений в последующем решается вопрос о возможности или невозможности предоставления гражданам испрашиваемых земельных участков.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» необоснованно не рассмотрело заявление по формированию испрашиваемого земельного участка.

С учетом данных обстоятельств суд не может признать законным и обоснованным позицию администрации Емельяновского района, в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края», в отношении заявления в предоставлении земельного участка Лалетиной Т.И. Отсутствие мотивированного ответа МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» о невозможности составления схемы расположения земельного участка, нарушает права заявителей и создает препятствия в реализации своих прав на получение земельного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия Администрации Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выразившееся в отказе в утверждении Лалетиной Т.И. схемы расположения испрашиваемого земельного участка, не основаны на нормах действовавшего на момент обращения с заявлением законодательства, создавая препятствия в реализации прав заявителей.

Поскольку поданное Лалетиной Т.И. заявление по существу не рассматривалось МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», не выяснялся вопрос о наличии совокупности условий, достаточных для предоставления заявителю желаемого земельного участка, суд признает, что МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» не выполнена обязанность рассмотреть по существу вопрос об утверждении Лалетиной Т.И. схемы расположения земельного участка, суд полагает необходимым возложить на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» обязанность повторно вернуться к рассмотрению по существу вопроса об утверждении Лалетиной Т.И. схемы расположения земельного участка.

В случае невозможности определения возможных границ земельного участка, администрация Емельяновского района не лишена права отказать в предоставлении спорного земельного участка.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Лалетиной Т. И. к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконным отказа в утверждении и выдачи схемы земельного участка, – удовлетворить.

Признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края» по не рассмотрению по существу заявления (от ДД.ММ.ГГГГ ) об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Лалетиной Т. И. земельного участка, расположенного <адрес>, согласно приложенной схеме расположения участка.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление (вх.от ДД.ММ.ГГГГ), принять решение об утверждении и выдаче Лалетиной Т. И. схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ <адрес>, согласно приложенной схеме расположения участка.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:                                     Лукашёнок Е.А.

2-3203/2015 ~ М-1790/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лалетина Татьяна Ивановна
Другие
МКУ "Управзем"
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Лукашенок Евгений Александрович
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
01.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2015Передача материалов судье
06.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2015Судебное заседание
14.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2016Дело оформлено
21.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее