Дело № 2-3663/13 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2013 г. г. Махачкала
Судья Федерального суда Советского района г. Махачкалы Атаев Э.М.,
при секретаре Будуновой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Матыева Б.Б. к Управлению социальной защиты населения муниципального образования г. Махачкалы о перерасчете недополученных сумм в возмещение вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Матыев Б.Б. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» (далее - УСЗН) о перерасчете недополученных сумм возмещения вреда здоровью, указывая, что 04 января 1987 года по 03 марта 1987 года он принимал участие в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. При этом он подвергся воздействию радиации, вследствие чего его здоровью был причинен определенный вред. В июле 1996 года он был признан инвалидом 3 группы, вследствие аварии на ЧАЭС с потерей трудоспособности на 50 %, а в октябре 2001 года второй группы инвалидности со 80 % потерей трудоспособности, с июня 2002 года - бессрочно с получением установленной пенсии. С 06 декабря 1999 года, после принятия Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», он стал получать денежную компенсацию в возмещение вреда, размер которой ему был установлен из расчета среднемесячного заработка. С чем он не согласен, и считает, что ему размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда выплачивался в меньшем размере, обосновывая это тем, что названную выплату следовало исчислять исходя из условного заработка в период его нахождения на Чернобыльской АЭС с 04 января по 03 марта 1987 года с учетом индекса минимального размера оплаты труда и роста величины прожиточного минимума. В связи с чем он просит обязать УСЗН в м/о «г. Махачкала» произвести перерасчет недополученных им сумм в возмещение вреда здоровью с 01.03.1998 года по день фактической выплаты с учетом индексации и повышений, произвести перерасчет подлежащей выплате ежемесячной компенсации вреда его здоровью, взыскать задолженность по компенсации вреда здоровью в сумме – 880 512,92 рублей, выплачивать с 01.01.2013г. - 12369,23 рублей и в дальнейшем ежегодно индексировать выплату ежемесячной компенсации вреда исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год.
В судебном заседании Матыев Б.Б. заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика УСЗН в МО «город Махачкала» Магомедов Р.С. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель соответчика Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Саликов Н.К. возражал против удовлетворения заявленных требований, и пояснил суду, что требования истца Матыева Б.Б. произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации исходя из условного заработка, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС за период с 04 января 1987 года по 03 марта 1987 года, не соответствуют требованиям законодательства. В обоснование указал, что согласно закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гарантировано возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемой в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей (п.25 ч.1 ст.14 Закона). На момент назначения Матыеву Б.Б. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, был установлен порядок определения размера заработка, исходя из которого исчислялся размер сумм возмещения вреда, который регулировался «Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года № 4214-1.
В соответствии со статьями 12, 14, 15 Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В тех случаях, когда период работы составляет менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка. По этой причине условный заработок в случае с Матыевым Б.Б. не применим, так как он проработал более одного календарного месяца. Вместе с тем, законодательством не было предусмотрено исчисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из суммарного работка за разные месяцы работы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, истцом не учтено, что действующим законодательством пенсионные коэффициенты не предусмотрены и применение их при исчислении заработка не соответствует Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 30 ноября 2001 года № 83 об утверждение разъяснения «о применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Матыев Б.Б. с 04 января 1987 года по 03 марта 1987 года принимал участие в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и имеет право на получение ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
При этом если период работы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составлял менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения.
Однако со вступлением в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»», порядок определения сумм возмещения вреда изменился, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ гражданам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Таким образом, правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из условного заработка на момент обращения истца с настоящими требованиями, признана утратившей силу с 15 февраля 2001 года в связи с вступлением в силу приведенной выше редакции Федерального Закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»».
Из положений пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года N 7, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума от 11 мая 2007 N 23) следует, что при разрешении после 15 февраля 2001 года споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года 11-П право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного календарного месяца. Суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 года сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.
Денежная компенсация возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Матыеву Б.Б. с 06 декабря 1999 года была установлена из расчета среднемесячного заработка.
При таких обстоятельствах исковые требования Матыева Б.Б. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Матыева Б.Б. к Управлению социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала», Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о перерасчете недополученных сумм в возмещение вреда здоровью - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Советский районный суд г.Махачкалы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Э.М. Атаев
Отпечатано в совещательной комнате