63RS0039-01-2021-005559-36
2а-3964/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 октября 2021 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3964/2021 по административному исковому заявлению Манасян Татьяны Михайловны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
установил:
Манасян Т.М.обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Основанием для отказа явилась имеющаяся, по мнению Департамента, возможность образования самостоятельного земельного участка.
Считая, что Департаментом нарушены положения подп. 3 п. 3 ст. 39.28 и подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, заявитель просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 07.06.2021 № РД-871 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов путем заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Виноградов Я.В. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенностиМатвеева Г.В. иск не признала, просила отказать по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, полагает, что приведенные в распоряжении причины отказа основаны на законе, кроме этого испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории, а также в границах объекта дорожного хозяйства с кадастровым номером №:35502/2, что исключает возможность перераспределения земельных участков.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №:1445, площадью 629 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
13.05.2021 в Департамент градостроительства г.о.Самара поступило заявление административного истца о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №:1445, находящегося в частной собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 812 кв.м.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 07.06.2021 № РД-871 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, а также топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара в данном случае возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС в данной зоне составляет 300 кв.м.
Из заключения кадастрового инженера Семиновича Д.Т. следует, что при подготовке схемы расположения земельного участка, в рамках утверждения которой подлежит процедуре перераспределения земельный участок с кадастровым номером №:1445 и земли неразграниченной государственной собственности площадью 183 кв.м, учитывались границы смежных землепользований, границы территории общего пользования, ограниченные красными линиями, территория, необходимая для организации доступа на земельный участок с кадастровым номером №:1426, территория трансформаторной подстанции. В результате определения фактических границ указанных территорий установлено, что от точки 12-13 участок проходит вдоль проезда, от точки 13-14-15-5-4 граница образуемого земельного участка проходит вдоль отдельно огороженной территории трансформаторной подстанции (точки по забору), от точки 4 до точки 3 граница проходит в незначительном удалении от красной линии и указанную красную линию не пересекает, от точки 3, 2, 1, 6, 7, 8 граница проходит вдоль организованной въездной группы на территорию земельного участка с кадастровым номером №:1426. Учитывая данные обстоятельства, кадастровым инженером сделан вывод, что образовать самостоятельный земельный участок большей площадью, чем это предусмотрено схемой расположения земельного участка, не представляется возможным.
Суд находит указанное заключение обоснованным, поскольку оно подготовлено специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, его выводы объективно подтверждаются иными материалами дела: схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, публичной кадастровой картой, из которых усматривается, что испрашиваемый земельный участок ограничен со всех сторон границами смежных землепользований, территорией общего пользования, что исключает возможность увеличения площади земельного участка до минимально допустимого размера.
При таких обстоятельствах, поскольку возможность образования самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, в ходе судебного разбирательства не нашла подтверждения, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
Доводы административного ответчика о том, что препятствием для перераспределения земельных участков является также то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории, а также в границах объекта дорожного хозяйства с кадастровым номером №:35502/2, не могут служить основанием для признания оспариваемого распоряжения законным, так как на указанные обстоятельства в распоряжении ответчик не ссылался (п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что схема расположения земельного участка уполномоченным органом не утверждена, требование истца о возложении на ответчика обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков является преждевременным и удовлетворению не подлежит. Надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления данная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Манасян Татьяны Михайловны к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 07.06.2021 № РД-871 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Манасян Татьяны Михайловны о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено12.11.2021.