Р Е Ш Е Н И Е К делу №12-85/2018
г. Темрюк 22 марта 2018 года
Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Артёмова Т.Ю., рассмотрев жалобу представителя ОАО «Российские железные дороги» А, действующего на основании доверенности, на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в.и.о.заместителя начальника Северо-Кавказского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту А по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727), юридический адрес: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением временно исполняющего обязанности заместителя начальника Северо-Кавказского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту А от ДД.ММ.ГГГГ № юридическое лицо ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В своей жалобе представитель юридического лица ОАО «Российские железные дороги» А просит суд отменить указанное постановление, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» Машканцев С.П., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования об отмене постановления об административном правонарушении, дополнительно указал, что ввод железнодорожного пути в эксплуатацию в 1944 году предшествовал строительству жилого дома в 1953 году, что исключает нарушение ОАО «Российские железные дороги» норм и правил санитарно-эпидемиологического законодательства. Роспотребнадзором не учтено указанное существенное обстоятельство, что привело к ошибочным выводам заинтересованного лица о наличии вины ОАО «Российские железные дороги» в превышении уровня шума.
Представитель Северо-Кавказского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, будучи уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причины неявки суду не сообщил, заявлений и ходатайств об отложении слушания дела в суд не поступало.
Судья, выслушав объяснения представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав представленные доказательства, полагает, что постановление в.и.о. заместителя начальника Северо-Кавказского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту А от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит отмене, а дело прекращению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд, проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет административное наказание.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Как следует из материалов дела, постановлением временно исполняющего обязанности заместителя начальника Северо-Кавказского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту А от ДД.ММ.ГГГГ № юридическое лицо ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Из содержания постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Российские железные дороги» на участке железнодорожного пути, прилегающего к территории жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежащем Старотитаровской дистанции пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «Российский железные дороги» выявлены нарушения действующего санитарного законодательства: измеренные значения эквивалентных уровней звука LA экв.дБА и максимальные уровни звука LA макс.дБА, создаваемое при движении железнодорожного транспорта в ночное и дневное время на прилегающей территории к жилому дому, а так же в жилом помещении дома по адресу: <адрес>, не соответствуют санитарным требованиям и превышают нормативы по эквивалентным и максимальным уровням звука соответственно на 5,2-5,8 дБА и 3,1 дБА, что подтверждает протокол измерений уровней физических факторов неионизирующей (ионизирующей) природы (шум) № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ИЛЦ Новороссийского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту».
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствую о допущенных ОАО «Российский железные дороги» нарушениях статей 11, 23, 24 Закона РФ 3 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий, на территории жилой застройки», п.6 таблица №, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В соответствии со ст.1, п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, а также посредством государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1, п.3 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
На основании п.2 ст.44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Названные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Пункт 6.1.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 устанавливает, что допустимые уровни шума, а также требования к их измерению в жилых помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к уровням шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
В соответствии с пунктом 6.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки приведены в приложении 3 к настоящим санитарным правилам.
Санитарные нормы СН 2.2.4./2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливают классификацию шумов, нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
Согласно пункту 6.3 СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки следует принимать по таблице 3.Тем самым, законодательно установлен максимальный уровень шума, допустимый при эксплуатации жилых зданий и помещений для постоянного проживания.
Из содержания материалов дела об административном правонарушении следует, что факт нарушения ОАО «Российские железные дороги» требований СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных здании и на территории жилой застройки», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Изменения и дополнения № СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» был установлен на основании протокола измерений уровней физических факторов неионизирующей (ионизирующей) природы (шум) № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ИЛЦ Новороссийского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту».
Данные измерения уровня шума были получены на основании протокола № б/н от ДД.ММ.ГГГГ о взятии проб и образцов.
В соответствии с ч.1 ст.26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. Согласно части 3 указанной статьи о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ.
По смыслу положений ст.27.10 КоАП РФ, взятие проб и образцов должно производиться в присутствии двух понятых либо с применением средств видеозаписи.
Из содержания протокола № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что отбор проб производился в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, производились без применения средств видеофиксации, кроме того, указанный протокол не содержит сведений о присутствии понятых, (отсутствие сведений о понятых и их подписей).
Таким образом, должностным лицом, ведущим производство по делу об административном правонарушении были допущены, обязательные условия проведения проверок и отбора проб.
При таких обстоятельствах протокол измерений № б/н от ДД.ММ.ГГГГ не может служить допустимым доказательством по настоящему делу.
В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ). Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.2, ч.3 ст.25.6 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст.17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД » по ст.6.3 КоАП РФ должностным лицом Северо-Кавказского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту не были выполнены требования ст.26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ.
В ходе разбирательства по делу, объективно установлено, что ОАО «Российские железные дороги» на праве собственности принадлежит железнодорожный путь протяженностью 6659м, инв.№-К, литера 23, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, разъезд 9км-Кавказ, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Согласно кадастровому паспорту здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, железнодорожный путь, протяженностью 6659м, с кадастровым номером № на станции Старотитаровская 1944 года постройки.
Согласно сведениям технического паспорта, выполненного ДД.ММ.ГГГГ Филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по <адрес>, жилой дом, площадью 31,5кв.м, Лит.А, по адресу: <адрес> принадлежащий на праве собственности А, является 1953 года постройки.
Таким образом, строительство ввод в эксплуатацию железнодорожного пути предшествовало строительству жилого дома, то есть расположение дома в полосе отвода железной дороги на расстоянии 30м от пути является нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и иных объектов», СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*.
В соответствии с пунктом 8.2 Свода правил «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*» в пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размешать жилые дома, гостиницы, общежития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства. Территория санитарно-защитных зон не должна использоваться для рекреационных целей и производства сельскохозяйственной продукции».
Пунктом 8.20 Свода правил установлено, что жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50м.
В соответствии с пунктом 5.1. СанПиН 2.2.1./2.ДД.ММ.ГГГГ-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались безопасные условия для проживания и пребывания человека в зданиях и сооружениях по следующим показателям: зашита от шума в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений.
Как следует из материалов дела, ОАО «Российские железные дороги» в границах станции Старотитаровская на 87км ПК 7-8, в том числе напротив против жилого <адрес>, установлен шумозащитный экран, предназначенный для снижения транспортного шума от проходящих железнодорожных составов, что подтверждается имеющимися в материалах дела фотоматериалами.
Согласно частям 2, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На оснований вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в.и.о. заместителя начальника Северо-Кавказского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту А не в полной мере были учтены все значимые, существенные обстоятельства по делу и сделан неверный вывод о виновности на основании доказательств полученных с нарушением закона.
Учитывая, что железнодорожный путь существовал до постройки жилого дома, ОАО «Российские железные дороги» не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного диспозицией ст.6.3 КоАП РФ, так как превышение уровня шума в жилом доме не может являться следствием нарушения обществом требований санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», а причиной повышенного уровня шума в жилом доме является нахождение жилого дома в санитарно-защитной зоне железной дороги в нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
В соответствии с п.2 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения представителя заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Российские железные дороги» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, в связи с чем, имеются основания для прекращения производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.24.5, ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу представителя ОАО «Российские железные дороги» А на постановление временно исполняющего обязанности заместителя начальника Северо-Кавказского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту А № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАО «Российские железные дороги» - удовлетворить.
Постановление временно исполняющего обязанности заместителя начальника Северо-Кавказского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту А № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАО «Российские железные дороги» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.Ю. Артёмова