Дело № 12-1086\2015
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волгоград 19 августа 2015 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Олейников А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда на постановление государственного инспектора дорожного надзора отделения ДН ОГИБДД УМВД России по г.Волгограду Алимбекова Р.Ф. №... от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении,
с участием представителя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда - Ковалева В.В., представителя УМВД России по ... – Шипаева В.Д.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора дорожного надзора отделения ДН ОГИБДД УМВД России по ... Алимбекова Р.Ф. №... от ДД.ММ.ГГГГ Комитет транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда (в настоящее время Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ....
Не согласившись с данным постановлением, представитель Комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указал, что в постановлении административного органа имеется ссылка на нарушение требований ГОСТ Р 50597-93. В то же время данный ГОСТ устанавливает сроки для устранения выявленных недостатков. Согласно пункту 4.2.5 "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" «Восстановление разметки следует проводить в соответствии с действующей технологией». В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения. В главе 2 Федерального Закона ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» отражены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области использования автомобильных дороги осуществления дорожной деятельности.
Администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенного в соответствии с Уставом ..., полномочиями по организации дорожной деятельности, в том числе, по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа Волгоград. В соответствии со ст. 24, ст.39 Устава города-героя Волгограда, Администрация Волгограда разрабатывает бюджет и организует его исполнение. Департамент городского хозяйства администрации Волгограда в соответствии с Положением о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009г. №15/446, является уполномоченным структурным отраслевым подразделением администрации Волгограда осуществляющий полномочия органов местного самоуправления Волгограда в сфере дорожной деятельности.
В свою очередь, в силу действующих актов в дорожной деятельности, в первую очередь согласно Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 402 "Приказ Минтранса России "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", организация дорожной деятельности может осуществляться в следующих формах: строительство и реконструкция автомобильных дорог; капитальный ремонт автомобильный дорог; ремонт автомобильных дорог; текущее содержание автомобильных дорог.
Таким образом, по мнению заявителя, из указанных выше актов следует, что администрация Волгограда и Комитет транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда может только организовывать указанные работы. Прямой обязанности администрации Волгограда и Комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда самостоятельно проводить ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения законом не закреплено. Комитет транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда является распорядителем бюджетных средств в соответствии с Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 23/702"О бюджете Волгограда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов ". Согласно ч.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, финансирование работ по содержанию уличной дорожной сети осуществляется путем предоставления субсидий лицам - производителям работ на безвозвратной и безвозмездной основе, то есть администрация Волгограда и Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, как властно публичный институт, может только организовать в соответствии с представленными ей полномочиями посредством процедур, предусмотренных действующими правовыми актами в сфере дорожной деятельности.
Возложение ответственности за обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормами другим нормативными документам, согласно Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В настоящее время лицами, осуществляющими содержание уличной дорожной сети, являются: МУП «Северное», МУП «ДСЭР». Кроме того, МУ «Комдорстрой» является лицом, контролирующим выполнение работ подрядными организациями и привлекающими их к ответственности в случае ненадлежащего выполнения работ. Лицом, ответственным за надлежащее состояние дороги по улицам, указанным в обжалуемом постановлении, также являются организации, выполняющие работы на уличной дорожной сети. Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда, как отраслевым подразделением администрации Волгограда, и администрацией Волгограда все организационные мероприятия в рамках имеющихся полномочий исполнены.
Вместе с тем, Комитетом транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда указано на возможность снижения размера назначенного наказания, поскольку отсутствуют данные о неблагоприятных последствиях совершенного правонарушения.
Представитель Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда Ковалев В.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы в полном объеме, отмене постановления, прекращении производства по делу.
Представитель УМВД РФ по ... Шипаев В.Д. в судебном заседании возражал против доводов жалобы.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.1 ч. 1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – Комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда составлен протокол ... об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в ходе повседневного надзора за состоянием улично-дорожной сети ... выявлено, что на участке автомобильной дороги по 3-й продольной Магистрали на мосту через реку Царица, на границе Ворошиловского и ...ов идентификационный номер 18401 ОП МГ А, допущены нарушения п. 13 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров – Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1090; п.п. 3.1.2, 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, а именно на участке автомобильной дороги по 3-й продольной Магистрали на мосту через реку Царица, на границе Ворошиловского и ...ов имеется дефект в дорожном покрытии в виде ямы (выбоины) длиной 110 см. шириной 150 см. глубиной 7 см., что не соответствует требованиям п.п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93. Не приняты меры по обеспечению безопасного движения транспортных средств. Технические средства организации дорожного движения, информирующие водителей об опасности отсутствуют.
Из представленного материала усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен в полном соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, после своевременного и надлежащего уведомления Комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда, что следует из Письма №... от ДД.ММ.ГГГГ и получен им ДД.ММ.ГГГГ.
Копия протокола с указанием времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении также направлена Комитету транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда.
Таким образом, процессуальных нарушений при привлечении Комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда к административной ответственности должностным лицом допущено не было.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым Комитет транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ....
В соответствии со ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ст.12.34 КоАП РФ, характеризуются двумя видами составов: 1) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии; 2) непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия.
Субъектами данного правонарушения являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
Исходя из требований ст. ст. 2, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст.12 указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
"ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Согласно ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п.5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, - к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 26/782 утверждено Положения о комитете транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда.
Согласно Положения о комитете транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда, комитет транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда (далее - Комитет) является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город-герой Волгоград, дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание мостов и иных искусственных дорожных сооружений в границах муниципального образования город-герой Волгоград, благоустройство территории городского округа в части освещения улиц.
Комитет несет ответственность за неисполнение возложенных на него полномочий перед администрацией Волгограда и непосредственно подчиняется заместителю главы администрации Волгограда, курирующему деятельность Комитета. Осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград в соответствии с действующим законодательством Российской Федерацию. Обеспечивает безопасность дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград. Осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград.
Из материалов дела следует, что комитет транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда в соответствии со своими полномочиями по подготовке и формированию бюджетных расходов, в том числе на содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования город-герой Волгоград, довел денежные средства до МУ «Комдорстрой» с целью заключения муниципального контракта на содержание улично-дорожной сети ... в 2015 году.
Однако, полномочиями по ограничению дорожного движения, вплоть до полного прекращения движения на участках автомобильных дорог, имеющих недостатки в содержании угрожающие безопасности дорожного движения, обладает только комитет транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда. Также только указанный комитет обладает полномочиями об информировании участников дорожного движения о вводимых запретах и ограничениях на автомобильных дорогах и т.д.
Бездействие комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда в части несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, не осуществления организации, контроля дорожной деятельности в части не принятия мер по ограничению дорожного движения, что угрожает безопасности дорожного движения, подтверждается предоставленными доказательствами, поскольку выявленные недостатки дорог превышают допустимые нормы установленные ГОСТ Р 50597-93.
Следовательно, имелись основания для введения временного ограничения, обеспечивающего безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения, чего Комитетом предпринято не было.
Выявленные недостатки, отраженные в Акте от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствуют о том, что движение на указанных участках автомобильных дорог угрожает безопасности дорожного движения. Меры по обеспечению безопасного движения транспортных средств и пешеходов, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, не приняты. Технические средства организации дорожного движения, информирующие водителей об опасности, отсутствуют.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данных о том, что со стороны Комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда были предприняты все зависящие от него меры по обеспечению безопасного движения транспортных средств и пешеходов, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, суду не представлено.
Таким образом судья считает, что административный орган правильно установил фактические обстоятельства по делу и обоснованно привлек Комитет транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление в полной мере соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, так как оно мотивировано, вынесено уполномоченным на то лицом, в установленные законом сроки, квалификация содеянному дана верная.
При этом судья не находит оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, поскольку согласно действующему законодательству, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, которых, с учетом фактических обстоятельств по делу, судом при рассмотрении жалобы заявителя не установлено.
Вместе с тем, соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 515-ФЗ (начало действия с ДД.ММ.ГГГГ года) в статью 4.1 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч. 3.2).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3.).
Учитывая фактические обстоятельства по делу, отсутствие данных о неблагоприятных последствиях совершенного правонарушения, привлечение к ответственности отраслевого структурного подразделения органа местного самоуправления, судья считает, что по делу имеются основания, предусмотренные ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, то есть совокупность указанных обстоятельств является исключительной, и позволяет снизить юридическому лицу размер административного штрафа, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ до ..., поскольку суд считает, что такое наказание в полной мере обеспечит достижение целей административной ответственности, указанных в ст.3.1 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ... ░░░░░░░░░░ ░.░. №... ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.12.34 ░░░░ ░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░ ..., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ... ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░