Дело № 2-2727/2015
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 сентября 2014 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Кротовой Н.А., с участием представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении техническими средствами реабилитации - специальным устройством для чтения, говорящей книгой с флеш-картой, электронным видеоувеличителем ручным, лупой, белой тростью.
В обоснование иска указано, что ФИО2 согласно акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом второй группы по зрению; инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ; в соответствии с разработанной программой индивидуальной реабилитации инвалида ФИО2 необходимо обеспечить техническими средствами медицинского назначения – специальным устройством для чтения, говорящей книгой с флеш-картой, электронным видеоувеличителем ручным, лупой, белой тростью до ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени ФИО2 данными средствами не обеспечен. Бездействие должностных лиц ОИК по необеспечению техническими средствами реабилитации приводит к нарушению его правового положения, в том числе права на социальное обеспечение.
В судебное заседание ФИО2, отбывающий наказание в ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, не вызывался; о рассмотрении дела извещен надлежащим образом; в ходе подготовки дела к судебному разбирательству ему были разъяснены в письменной форме права и обязанности; помимо этого, ФИО2 направлены были копии отзыва ответчика с приложенными к нему письменными доказательствами (л.д. 21, 22).
При таком положении суд нашел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО5 в судебном заседании в удовлетворении заявления просил отказать, ссылаясь на то, что согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 27.10.2014) "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания; осужденный ФИО2 отбывает наказание в ИК-5 ФКУ ОИК-36 с ДД.ММ.ГГГГ; на основании программы реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ должен быть обеспечен белой тростью тактильной жесткой телескопической, специальным устройством для чтения, электронным видеоувеличителем ручным, лупой; на основании Закона РФ от 21 июля 19093 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» и пункта 1.7 Устава о Федеральном казенном учреждении «Объединение исправительных колоний № 36 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» финансирование нужд учреждения осуществляется целевым назначением из средств федерального бюджета; ОИК-36 не является распорядителем бюджетных средств, при поступлении целевого финансирования на приобретение медицинского оборудования, указанные средства расходуются в соответствии с их целевым назначением; начальником МЧ № 13 ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России Роговым М.Г. в 2015 году направлена заявка о выделении бюджетных средств для приобретения и изготовления технических средств реабилитации в размере <данные изъяты>. рублей; ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет ОИК-36 поступило финансирование на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в размере <данные изъяты> руб.; ОИК-36 с целью освоения данных средств в настоящее время проводит работу для подготовки аукциона в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; при поступлении на расчетный счет ОИК-36 целевого финансирования в необходимом объеме на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, указанные средства будут использоваться в соответствии с их целевым назначением; осужденный ФИО2 будет обеспечен средствами реабилитации согласно очередности и степени выраженности медицинских показаний (л.д. 9-10).
Третьи лица – ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России МЧ № 13 в судебное заседание не явились, хотя были извещены о нем надлежащим образом; ГУФСИН России по Красноярскому краю просило рассматривать дело без их участия, представило отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что в 2015 году от начальника МЧ № 13 ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России поступила заявка о выделении бюджетных средств для приобретения и изготовления технических средств реабилитации в размере <данные изъяты>руб.; 08 мая 2015 года на расчетный счет ОИК-36 поступило финансирование на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в размере <данные изъяты> руб.; с целью освоения данных средств ОИК-36 в настоящее время проводится работа для подготовки аукциона в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; при поступлении на расчетный счет ОИК-36 целевого финансирования в необходимом объеме на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, указанные средства будут использоваться в соответствии с их целевым назначением; осужденный ФИО2 будет обеспечен средствами реабилитации согласно очередности и степени выраженности медицинских показаний (л.д. 26).
Причина неявки ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России МЧ № 13 неизвестна, ходатайств об отложении судебного разбирательства от данного лица не поступало, в связи с чем суд нашел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации,
Согласно п. 7 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 10 и части пятнадцатой статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета; к техническим средствам реабилитации относятся, в том числе, специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации; финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу статьи 11 указанного Федерального закона Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу пункта 16 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 27.10.2014) "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Таким образом, финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета. Средства из бюджета передаются на эти цели Фонду социального страхования РФ. Для инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, средства поступают на счет учреждений и органов, исполняющих наказания.
Таким образом, источник финансирования предопределяет порядок поведения участников отношений, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации.
Как установлено судом, ФИО2, отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ОИК-36 ИК-34 с 22 декабря 2014 года, является инвалидом 2-й группы по общему заболеванию – по зрению; дата очередного освидетельствования 08 сентября 2015 года; 10 сентября 2014 года ему выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, которой предусмотрено обеспечение ФИО2 техническими средствами реабилитации: белой тростью тактильной, спец.устройством для чтения «говорящая книга» на флэш-карте, электронным видеоувеличителем, ручной лупой с подсветкой (л.д. 4-5).
Из заявления ФИО2 и объяснений представителя ФИО5 следует, что ФИО2 до настоящего времени не обеспечен вышеназванными ТСР.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что необеспечение ФИО2 техническими средствами реабилитации приводит к нарушению его правового положения, в том числе права на социальное обеспечение, на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, так как лишает его возможности читать, выполнять другие действия.
В то же время суд пришел к выводу, что нарушение прав заявителя произошло не по вине ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, поскольку последнее, как установлено в судебном заседании, практически сразу же после прибытия ФИО2 в данное исправительное учреждение направило в ГУФСИН России по Красноярскому краю заявку на финансирование в целях приобретения, в том числе, электронного видеоувеличителя, лупы с подсветкой, тифлофлэшплеера - устройства для чтения; однако финансирование поступило не в полном объеме, что лишает ОИК-36 возможности реализовать право осужденного-инвалида на поучение ТСР.
При таком положении, принимая во внимание, что обстоятельства, которые бы свидетельствовали о создании администрацией исправительного учреждения ФИО2 препятствий в реализации его специальных прав, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных к ФКУ ОИК-36 требований отказать.
По мнению суда, лицом, обязанным обеспечить инвалида-осужденного техническими средствами реабилитации, является ГУФСИН России по Красноярскому краю, которое осуществляет руководство подведомственными учреждениями, является распорядителем средств федерального бюджета и иных средств, осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказание.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении техническими средствами реабилитации - специальным устройством для чтения, говорящей книгой с флеш-картой, электронным видеоувеличителем ручным, лупой, белой тростью отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: