Дело № 2-2847/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 30 октября 2017 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.
при секретаре Шевченко Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриневой ФИО9 к Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению показанным лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
Гринева ФИО9 обратилась в суд с иском, в котором просит обязать указанного ответчика за счет средств бюджета Волгоградской области обеспечить её лекарственным средством «Риоцигуат» в дозе 2,5 мг постоянно на весь период лечения до отмены лекарственного средства по медицинским показаниям, и просила обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование иска указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году ей был установлен диагноз: идиопатическая легочная гипертензия. Код по № Данное заболевание относится к категории жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (офранных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она была внесена комитетом здравоохранения в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. В этой связи она имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами за счет средств бюджета Волгоградской области.
В течение семи лет в качестве основного лекарственного средства она принимала «Силденафил», в связи с ухудшением состояния здоровья на фоне приема данного препарата врачебной комиссией ГБУЗ «Волгоградский областной клинический кардиологический центр» ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о его замене по жизненным показаниям на «Риоцигуат» в дозе 2,5 мг х 3 раза в день. Рекомендации врачебной комиссии были подтверждены заключением главного внештатного специалиста - кардиолога комитета здравоохранения по Волгоградской области. Данное решение было доведено до сведения Комитета здравоохранения Волгоградской области, однако последним мер к его исполнению не принимается. Коллегиальным решением членов экспертного совета по обеспечению лекарственных средств Комитета здравоохранения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ вопрос её персонифицированного обеспечения указанным лекарственным препаратом отложен до выделения дополнительного финансирования на неопределенный срок, в то время, как ввиду ухудшения её состояния здоровья, что проявляется в прогрессировании сердечной недостаточности и постоянно снижающемся уровне физической нагрузки, ожидание дополнительного финансирования в течение значительного периода времени и без конкретизации конечного срока связано с высокой степенью риска для её жизни.
Истец Гринева ФИО9 будучи надлежаще извещенной, в судебное заседание не явилась, воспользовавшись правом на ведение гражданского дела в суде через представителя, согласно данным ДД.ММ.ГГГГ суду пояснениям на иске настаивает.
Представитель истца Пименова ФИО12 в судебном заседании исковые требования поддержала, приведя вышеуказанное обоснование, и настаивала на обращении решения суда к немедленному исполнению ввиду наличия реальной угрозы летального исхода для истца вследствие дальнейшего промедления начала приема показанного лекарственного препарата. Указала, что Гринева ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ повторно обращалась на прием к врачу-кардиологу ГБУЗ «ВОККЦ», в ходе которого необходимость замены применения «Силденафила» на «Риоцигуат» (новый препарат в лечении легочной гипертензии, доказавший свою высокую эффективность) подтверждена.
Ответчик – Комитет здравоохранения Волгоградской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, согласно ранее изложенной суду полномочными представителя Комитета позиции, ответчик против удовлетворения иска возражает, ссылаясь на то, что Гринева ФИО9 не была включена в годовую заявку на обеспечение лекарственным препаратом «Риоцигуат» на ДД.ММ.ГГГГ год, поскольку данная заявка была сформирована в ДД.ММ.ГГГГ году. Финансовой возможности для ее обеспечения новым препаратом в ДД.ММ.ГГГГ году не нашлось, вместе с тем Комитетом приняты меры к обеспечению Гриневой ФИО9 показанным лекарственным препаратом в ДД.ММ.ГГГГ году, поскольку она включена в соответствующую годовую заявку, что в полной мере соотносится с решением врачебной комиссии, предусматривающей возможность применения прежнего препарата в большей дозировке до предоставления «Риоцигуата», обеспечение истца «Силденафилом» к настоящему времени осуществляется надлежаще. В этой связи полагая, что нарушения прав и законных интересов истца с его стороны не допущено, просил в иске Гриневой ФИО9. отказать.
Выслушав позицию представителя истца при неявке иных участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, в Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья; каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности; человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь и установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В статье 2 названного Федерального закона дано понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).
Согласно ст. 4,19, 11 настоящего Закона, основными принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качестве медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Данный Федеральный закон впервые на законодательном уровне определил понятие «редкие (орфанные) заболевания» и предусмотрел специальные правила оказания медицинской помощи гражданам, ими страдающим.
Согласно ст. 44 закона редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (ч. 1); перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (ч. 2); на основании этого перечня Правительство Российской Федерации утверждает перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (ч. 3).
В силу п. 10 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно ч. 2 ст. 19 настоящего Федерального закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
По смыслу пп. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих ранее принятых решениях уже указывал, что вытекающее из принципов правового государства и юридического равенства требование формальной определенности правового регулирования в полной мере распространяется на нормы компетенционного характера; из этого вытекает необходимость ясного, четкого, непротиворечивого определения компетенции каждого уровня публичной власти, последовательного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также взаимосогласованной регламентации полномочий органов публичной власти нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности (постановления от 6 апреля 2004 года N 7-П и от 29 марта 2011 года N 2-П).
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяя полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), прямо не относит к их числу вопросы, связанные с лекарственным обеспечением лиц, страдающих онкологическими заболеваниями.
Вместе с тем, согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона в круг такого рода полномочий входит организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).
При этом территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая, как следует из части 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается субъектом Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по своей сути и назначению в организационно-правовом механизме охраны государством здоровья граждан объективно обусловлена всеми адресованными органам государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере требованиями федерального законодательства, которые в целом образуют универсальный минимальный стандарт обеспечения охраны здоровья граждан органами государственной власти каждого субъекта Российской Федерации.
Программа же государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. N 1403, в разделе V (Финансовое обеспечение Программы) предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152, комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
В соответствии с п. 2.1.14 Положения, комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; а в соответствии с п. 2.1.34 - осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
При этом назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 5 ст. 37 настоящего Закона).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Гринева ФИО9 является жителем Волгоградской области, а следовательно, вправе претендовать на льготы, распространяемые применительно к указанному региону.
Гринева ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ года страдает жизнеугрожающим и хроническим прогрессирующим редким (орфанным) заболеванием – Идиопатическая легочная гипертензия (код по №), в связи с чем состоит под наблюдением в ГБУЗ "Калачевская ЦРБ", с ДД.ММ.ГГГГ она внесена в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
ДД.ММ.ГГГГ ей повторно установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию, о чем свидетельствует справка МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Гринева ФИО9 как инвалид и лицо, страдающее орфанным заболеванием, имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами.
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии ГБУЗ "Волгоградский областной клинический кардиологический центр" № от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о замене Гриневой ФИО9 приема «Силданофила» на «Риоцигуат» в дозе 2,5 мг 3 раза в день. «Риоцигуат» назначен пациенту по жизненным показаниям, замене и отмене не подлежит. До обеспечения пациентки новым препаратом продолжить прием «Силданофила» в большей дозировке. Также Гринева ФИО9 направлена на консультацию главного внештатного специалиста-кардиолога Комитета здравоохранения Волгоградской области ФИО4
Из заключения главного внештатного специалиста - кардиолога Комитета здравоохранения по Волгоградской области ФИО4 также следует о необходимости замены Гриневой ФИО9 по жизненным показаниям применения «Силданофила» на «Риоцигуат» в дозе 2,5 мг 3 раза в день с возможность применения «Силданофила» в большей дозировке до обеспечения вновь назначенным лекарственным препаратом.
Согласно письма ГБУЗ "ВОККЦ" №и05-142п от ДД.ММ.ГГГГ, заместителю председателя комитета здравоохранения Волгоградской области сообщено, что принято решение об изменении ЛАГ-специфической терапии: замене препарата силденафил на риоцигуат. До начала приема риоцигуата пациентке (Гриневой ФИО9.) рекомендовано продолжить прием синденафила в большей дозе - 120 мг/сут., дополнительно назначен спиронолактон.
Вместе с тем, сведений о том, в какой срок надлежит произвести замену Гриневой ФИО9 вышеуказанных лекарственных препаратов по жизненным показаниям и без существенного негативного влияния на ее состояние здоровья, суду не представлено. Не представлено таких сведений ГБУЗ "ВОККЦ" и по запросу суда.
Вместе с тем установлено, что Гринева ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ повторно обращалась на прием к врачу кардиологу ГБУЗ «ВОККЦ», в ходе которого необходимость замены применения «Силденафила» на «Риоцигуат» -новый препарат в лечении легочной гипертензии, доказавший свою высокую эффективность, подтверждена, что следует из консультативного листа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных ответчиком документов усматривается, что Гринева ФИО9 не была включена в годовую заявку на обеспечение лекарственным препаратом «Риоцигуат» на ДД.ММ.ГГГГ год, поскольку данная заявка была сформирована осенью ДД.ММ.ГГГГ году, в то время, как необходимость применения данного препарата установлена ДД.ММ.ГГГГ. Финансовой возможности для ее обеспечения данным лекарственным препаратом в ДД.ММ.ГГГГ году не нашлось, коллегиальным решением членов экспертного совета по обеспечению лекарственных средств Комитета здравоохранения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ вопрос её персонифицированного обеспечения указанным лекарственным препаратом отложен до выделения дополнительного финансирования на неопределенный срок. Вместе с тем Комитетом приняты меры к обеспечению Гриневой ФИО9 показанным лекарственным препаратом в 2018 году, поскольку она включена в соответствующую годовую заявку на следующий год, в то время, как текущее обеспечение «Силденафилом» Гриневой ФИО9. Комитетом осуществляется.
Судом установлено, что «Адемпас ®» - торговое наименование лекарственного препарата с международным наименованием «Риоцигуат».
Указанный лекарственный препарат зарегистрирован на территории Российской Федерации в 2015 году и внесен в Государственный реестр лекарственных средств.
Указанный лекарственный препарат согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.12.2016 г. № 2885-р не отнесен к перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год и не входит Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для льготного лекарственного обеспечения федеральных льготников, утвержденный Приложением 2 Распоряжения № 2724-р от 26.12.2015, что исключает возможность обеспечения им за счет средств федерального бюджета.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (по приложению № 1).
Инвалиды 2 группы включены в поименованный выше перечень, а следовательно, относящиеся к указанной категории граждане подлежат обеспечению показанными лекарственными препаратами при амбулаторном лечении на бесплатной основе.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 г. N 290-п утвержден Порядок лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Указанное постановление направлено на реализацию положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и от 01 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Закона Волгоградской области от 12 мая 2009 г. N 1885-ОД "О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области" в их взаимосвязи.
В соответствии с п.п. "е" п. 4 и п. 7 Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях, утвержденных Постановлением администрации Волгоградской области от 17.06.2011 года № 290-П, гражданам страдающими жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, необходимые лекарственные препараты предоставляются бесплатно за счет средств бюджета Волгоградской области.
Организация лекарственного обеспечения указанной категории жителей Волгоградской области за счет средств бюджета Волгоградской области настоящим постановлением поручена Комитету здравоохранения Волгоградской области, что соотносится с Положением о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденном постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152.
Изложенное в полной мере согласуется с декларируемыми государством принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации.
Нуждаемость Гриневой ФИО9 в применении показанного ей лекарственного препарата по жизненным показаниям не опровергалась ответчиком.
При этом в ходе судебного разбирательства нашло свое объективное подтверждение, что необходимость замены лекарственного препарата «Синденафил» на новый (прогрессивный) препарат в лечении легочной гипертензии высокой эффективности «Риоцигуат» обусловлена индивидуальными особенностями Гриневой ФИО9 и является объективно необходимым в интересах жизни и здоровья истца.
Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных суду доказательств, позволяют суду сделать вывод о том, что Гринева ФИО9 нуждается по жизненным показаниям в применении вышеназванного лекарственного препарата, имеет право на бесплатное обеспечение данным препаратом за счет средств бюджета Волгоградской области, однако вопреки решению врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ спустя длительное время им не обеспечена, в то время, как необходимость скорейшего начала его приема продиктована сохранением её текущего состояния здоровья в условиях прогрессивного течения имеющегося заболевания с высокой степенью угрозы летальности.
В этой связи суд полагает необходимым обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить истца за счет бюджета Волгоградской области лекарственным препаратом «Риоцигуат» в соответствии с решением врачебной комиссии ГБУЗ «"Волгоградский областной клинический кардиологический центр» от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные по делу доводы и возражения со стороны ответчика, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку имеют своей целью фактическое уклонение от исполнения возложенных на ответчика государством задач и функций и направлены на ущемление декларируемых государством и предусмотренных законом прав Гриневой ФИО9. в сфере охраны здоровья.
Вместе с тем вопреки доводам Гриневой ФИО9 о понуждении ответчика к ее обеспечению вышеуказанным лекарственным препаратом постоянно, т.е. пожизненно до его отмены по медицинским показаниям, суд полагает, что возложение подобной обязанности на ответчика не соотносится с требованиями действующего законодательства, поскольку обусловлено будущими взаимоотношениями сторон и не связано с защитой нарушенного права, как и не соотносится с рассматриваемым решением врачебной комиссии, которым пожизненное обеспечение Гриневой ФИО9 указанным лекарственным препаратов не предусмотрено.
В этой связи на Комитет здравоохранения Волгоградской области подлежит возложению обязанность по обеспечению истца за счет бюджета Волгоградской области лекарственным препаратом «Риоцигуат» в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным ГБУЗ "Волгоградский областной клинический кардиологический центр" ДД.ММ.ГГГГ, а в удовлетворении остальной части иска Гриневой ФИО9. надлежит отказать.
Решение суда в части обеспечения Гриневой ФИО9 показанным лекарственным препаратом на основании ст. 212 ГПК РФ подлежит обращению к немедленному исполнению в связи с наличием высокой степени риска наступления тяжких последствий для жизни и здоровья истца вследствие дальнейшего затягивания срока начала приема соответствующего лекарственного препарата.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гриневой ФИО9 к Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению показанным лекарственным препаратом удовлетворить частично.
Обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить Гриневу ФИО9 лекарственным препаратом «Риоцигуат» в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным ГБУЗ «Волгоградский областной клинический кардиологический центр» ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств бюджета Волгоградской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований Гриневой ФИО9 отказать.
Обратить решение суда в части возложения на Комитет здравоохранения Волгоградской области обязанности по обеспечению Гриневой ФИО9 лекарственным препаратом «Риоцигуат» к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 07 ноября 2017 года.
Председательствующий подпись Т.Ю. Болохонова