Дело № 2-137/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2017 года г. Очер Пермского края
Очерский районный суд Пермского края
под председательством судьи Петуховой О.В.,
при секретаре Носковой Н.Ф.
с участием: прокурора Мальцовой Л.К.
истца ФИО1
представителя МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края - Евдокимовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Очерского района Пермского края в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда,
установил:
Прокурор Очерского района Пермского края, в интересах ФИО1 как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в суд с исковым заявлением о возложении на Правительство Пермского края, Межрайонное территориальное управление №1 Министерства социального развития Пермского края, отдел по Очерскому муниципальному району, обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Очерского муниципального района Пермского края, либо с согласия истца на территории Пермского края.
В обосновании заявленных требований указал, что ФИО1 является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей из числа лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно решения комиссии МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края Отдела по Очёрскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, у ФИО1, его матери ФИО7, отца ФИО6, прав на недвижимое имущество не зарегистрировано.
В судебном заседании прокурор, отказавшись от требований в части возложения обязанности по предоставлению жилья ФИО1 на Межрайонное территориальное управление №1 Министерства социального развития Пермского края, отдел по Очерскому муниципальному району, настаивал на удовлетворении заявленных требований в оставшейся части с возложением такой обязанностей на Правительство Пермского края.
Истец ФИО5 заявленные в его интересах требования прокурора поддержал и пояснил, что своего жилья он не имеет, обращался в МТУ № 1 Минсоцразвития по Пермскому краю по данному вопросу, однако, до настоящего времени жилье ему предоставлено не было, согласен на предоставление жилья в пределах территории Пермского края.
Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края и Министерство строительства и ЖКХ Пермского края, ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Правительство Пермского края, ссылаясь на Постановление Правительства Пермского края от 09. 09. 2013г №1194-п, которым утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещения, указывает на то, что свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правительством края исполнены путем разработки соответствующего порядка предоставления жилья данной категории лиц. Помимо этого, в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства Пермского края от 09. 09. 2013 г. №1194-п предусмотрено предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории субъекта РФ, т.е. на территории всего Пермского края, в связи с чем полагают, что требования прокурора о предоставлении ФИО1 жилого помещения на территории Очерского района Пермского края удовлетворению не подлежат и просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
Министерство социального развития Пермского края так же просит отказать в удовлетворении иска, указывая на то, что в соответствии с действующим законодательством в области дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внеочередное предоставление жилого помещения ФИО1 нарушит права других лиц, включенных в список раньше истца и обладающих одинаковыми с ним правами, что, в силу ч.3 ст. 17 Конституции РФ, является недопустимым.
Министерство строительства и ЖКХ Пермского края в письменных пояснениях поддержали позицию Правительства Пермского края.
ГКУ Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, свою позицию до суда не довели и своего представителя в судебное заседание не направили; неявка представителя учреждения не препятствует рассмотрению дела по существу.
Представитель МТУ № 1 Минсоцразвития по Пермскому краю не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
На основании свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 и ФИО7 являются родителями ФИО1 (л.д.18).
Согласно заочного решения Очерского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ, родителей ФИО1 - мать ФИО7, отца ФИО6, лишили родительских прав в отношении истца, с них взысканы алименты (л.д.17).
Согласно приказа МТУ №1 Минсоцразвития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО8 назначен опекуном над несовершеннолетним ФИО1 (л.д.15, 16).
Постановлением администрации Дворецкого сельсовета Очерского района от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении (л.д.16).
Отделом по Очерскому району МТУ №1 Минсоцразвитя Пермского края ФИО1 включен в список на спецжилфонд на 2016 год (л.д.11).
Согласно решения комиссии МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края Отдела по Очёрскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, однако жилого помещения ФИО1 до настоящего времени не получил (л.д.11, 12).
На основании сведений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (л.д. 13-14), сведений МУП «Верещагинское бюро технической инвентаризации» (л.д.12), права на недвижимое имущество за ФИО6, ФИО7, ФИО1 не зарегистрированы.
В настоящее время, ФИО1 является <данные изъяты> со сроком обучения до ДД.ММ.ГГГГ, временно зарегистрирован и проживает в студенческом общежитии по <адрес>, на основании договора найма, предоставленного на период обучения (л.д.5-6, 8).
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).
Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 №147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Поскольку у ФИО1 отсутствует жилое помещение, а также, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, достиг 18 лет, у него возникло право на предоставление для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Правительство Пермского края право истца на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не оспаривает, письменных документов об оспаривании права истца на получение жилого помещения не представили.
Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012 г.) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как указано в частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 №147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 3 Закона Пермского края от 07.09.2007 №107-ПК (ред. от 29.02.2012 г.) "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края. Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. №1194-п фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений.
Пунктом 2 Порядка определено, что ГКУ Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края" осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.
Пунктом 1.4. Порядка предусмотрено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения ФИО1 в пределах территории Пермского края суд возлагает на Правительство Пермского края как на высший исполнительный орган Пермского края.
Доводы Министерства социального развития Пермского края о нарушении прав других лиц, имеющих наравне с ФИО9 право на получение жилья из специализированного жилого фонда, в случае удовлетворения заявленных требований, являются несостоятельными.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 указанного Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В силу п. 19 ч.1 ст.333. 36 Налогового Кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Очерского района Пермского края в интересах ФИО1 удовлетворить.
Обязать Правительство Пермского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <адрес>, жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям Очерского района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Очерского муниципального района Пермского края, из специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пермский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Очерский районный суд Пермского края.
Мотивированное решение вынесено 03. 04. 2017г
Судья: О.В. Петухова