Копия
Дело № 2-2221/2019
УИД № 24RS0028-01-2019-002282-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 27 августа 2019 года
Кировский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кийкова С.Г.,
при секретаре Дубовой А.С.,
с участием: процессуального истца помощника прокурора Кировского района г.Красноярска Соколовой М.С.,
материального истца Егоровой М.В.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе города Красноярска по доверенности Ледневой Е.А.,
представителя третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Красноярскому краю по доверенности Гребенниковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района в интересах Егоровой Марии Викторовны к АО НПФ «ВТБ Пенсионный фонд», Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе города Красноярска о признании договора об обязательном пенсионном страховании незаключенным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г.Красноярска обратился в суд с иском в интересах Егоровой Марии Викторовны к АО НПФ «ВТБ Пенсионный фонд», Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе города Красноярска о признании договора об обязательном пенсионном страховании незаключенным, мотивируя требования тем, что из ответа ОПФР по г. Москве и Московской области от 04 марта 2019г. следует, что страховщиком Егоровой М.В. является АО «НПФ «ВТБ» на основании договора от 05 июля 2018г., принятого и обработанного Отделением ПФР по Республике Татарстан и заявления о досрочном переходе из АО «НПФ «Будущее» в АО «НПФ «ВТБ» от 26 сентября 2018г., удостоверенного в порядке, установленном ст.
36.11 Федерального закона от 07 мая 1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных
пенсионных фондах», поступившее в Отделение почтово-курьерской службой «Курьер Сервис Экспресс», в соответствии с действующим законодательством. Однако, Егорова М.В. вышеприведенный договор не подписывала, волеизъявление о передаче средств пенсионных накоплений из АО «НПФ «Будущее» в АО «НПФ «ВТБ» не выражала. В связи с указанными обстоятельствами, ссылаясь на положения ст.ст.154, 160, 168 ГК РФ, просил признать сделку по передаче средств пенсионных накоплений Егоровой М.В. недействительной, так как последняя не выражала волеизъявления на переход в АО НПФ «ВТБ» и передачу ему пенсионных накоплений, договор с АО НПФ «ВТБ» не подписывала.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Соколова М.С., а так же материальный истец Егорова М.В., настаивали на удовлетворении исковых требований, при этом, истец Егорова М.В. после обозрения имеющихся в материалах дела копии договора об обязательном пенсионном страховании от 05 июля 2018г. №, заключенного между ней и АО «НПФ ВТБ Пенсионный фонд», а так же копии заявления о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой от 31 августа 2018г., удостоверенного нотариусом Дикаревой А.А., указала на то, что указанные документы она не подписывала, подписи в них ей не принадлежат.
Представитель ответчика АО НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление, врученное представителю по доверенности 13 августа 2019г., в связи с чем, с учетом мнения сторон, а так же принимая во внимание своевременное извещение, полученное ответчиком за 14 дней до судебного заседания, а так же его повторное аналогичное ходатайство об отложении рассмотрения дела со ссылкой на занятость представителя в судебном заседании в другом регионе, суд полагает, что ответчику предоставлена возможность для реализации процессуальных прав, в связи с чем, полагает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания и рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Кировском районе г.Красноярска по доверенности Леднева Е.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что УПФ РФ (ГУ) в Кировском районе г.Красноярска является ненадлежащим ответчиком по делу
Процессуальный истец помощник прокурора Соколова М.С. в судебном заседании после разъяснения процессуальных прав отказалась от исковых требований к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе города Красноярска, в связи с чем, определением суда от 27 августа 2019г. производство по делу в части требований к указанному ответчику прекращено.
Представитель третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Красноярскому краю по доверенности Гребенникова М.В. в судебном заседании полагала иск прокурора в части требований к АО «НПФ ВТБ Пенсионный фонд» обоснованным по основаниям, указанным в представленном отзыве.
Третьи лица – представитель АО «НПФ «Будущее», а так же нотариус Луховицкого нотариального округа Московской области Дикарева А.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, нотариус Дикарева А.А. письменным заявлением просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, с учетом мнения лиц, участвующих по делу, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Пунктом 3 ст. 154 ГК РФ предусмотрено, что для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
В соответствии со статьи 36.1 Закона РФ от 07 мая 1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон) обязательное пенсионное страхование может осуществлять фонд, в установленном порядке получивший лицензию, зарегистрировавший в Банке России страховые правила фонда и вступивший в систему гарантирования прав застрахованных лиц.
Пунктом 1 ст. 36.4 Закона определено, что договор об обязательном пенсионном страховании заключается между фондом и застрахованным лицом. В один и тот же период в отношении каждого застрахованного лица может действовать только один договор об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с п. 1 ст. 36.11 указанного Закона застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений может воспользоваться правом на переход из фонда в фонд не чаще одного раза в год путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании с новым фондом и направления в Пенсионный фонд РФ заявления о переходе (заявления о досрочном переходе) из фонда в фонд.
В соответствии с п. 5 ст. 36.4 Закона при заключении договора об обязательном пенсионном страховании застрахованным лицом, реализующим право на переход из одного фонда в другой фонд, должен соблюдаться следующий порядок: 1) заключение договора об обязательном пенсионном страховании в простой письменной форме; 2) направление заявления о переходе из фонда в фонд застрахованным лицом в Пенсионный фонд РФ в порядке, установленном статьей 36.11 Закона 3) внесение Пенсионным фондом РФ соответствующих изменений в Единый реестр застрахованных лиц в срок до дата года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в фонд, при условии, что фонд уведомил ПФР о вновь заключенном с застрахованным лицом о договоре об обязательном пенсионном страховании.
На основании п. 3 ст. 36.11 Закона (в ред. от 07 марта 2018г.) застрахованное лицо может подать указанное заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ лично или направить иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством РФ и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, либо направить заявление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг). В случае направления указанного уведомления иным способом установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществляется, в том числе, нотариусом или в порядке, установленном п.2 ст.185.1 ГК РФ.
В статье 36.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах указано, что договор об обязательном пенсионном страховании заключается на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут в соответствии с данным Федеральным законом.
Договор об обязательном пенсионном страховании должен быть заключен надлежащими сторонами и соответствовать законодательству РФ.
Пунктом 6.1 статьи 36.4 Закона предусмотрено, что в случае, если после внесения изменений в единый реестр застрахованных лиц договор об обязательном пенсионном страховании признан судом недействительным, такой договор подлежит прекращению в соответствии с абз. седьмым п. 2 ст. 36.5.
В соответствии с п. 5.3 ст. 36.6 Закона (в ред. от 29 июля 2018г.) при наступлении обстоятельства, указанного в абзаце седьмом пункта 1 настоящей статьи, фонд обязан передать предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средства пенсионных накоплений, определенные в порядке, установленном пунктом 2 статьи 36.6-1 настоящего Федерального закона, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со статьей 395 ГК РФ, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица, в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом соответствующего решения суда и в этот же срок известить об этом Пенсионный фонд РФ, который на основании указанного извещения фонда вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц и уведомляет об этом застрахованное лицо при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, а также путем направления застрахованному лицу уведомления в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Из анализа приведенных выше норм материального права следует, что для разрешения требований о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании юридически значимым обстоятельством является наличие воли обоих сторон на заключение договора.
Наличие воли застрахованного лица на заключение договора и наступление последствий в виде перевода средств пенсионных накоплений в иной пенсионный фонд должно выражаться в подписании договора и направлении заявления о переходе.
В силу принципа состязательности сторон (ст. 12 ГПК РФ) и требований ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
По информации Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Красноярскому краю от 19 апреля 2019г. заявление о досрочном переводе средств пенсионных накоплений в АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд от 31 августа 2018г. от лица Егоровой М.В., заверенное нотариусом поселка Беломут Луховицкого района Московской области Дикаревой А.А. поступило в ОП РФ по г.Москве и Московской области курьером. Анализ лицевого счета показал, что страховщиком Егоровой М.В. с 2019г. на основании соответствующего заявления и договора об обязательном пенсионном страховании от 05 июля 2018г. № 1000000/06282183760 является АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд (л.д.42).
Аналогичные пояснения относительно страховщика Егоровой М.В. с 2019г. дал в судебном заседании и представитель Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Красноярскому краю.
В материалах дела имеется заверенная копия договора об обязательном пенсионном страховании от 05 июля 2018г. № 1000000/06282183760, предоставленная по запросу суда Отделением Пенсионного фонда РФ (ГУ) по республике Татарстан, согласно которого Егорова Мария Викторовна заключила с АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд договор об обязательном пенсионном страховании (л.д.33-34).
Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Красноярскому краю в материалы дела так же представлено заявление от имени Егоровой М.В. о переходе застрахованного лица из АО «НПФ «Будущее» в АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд, датированное 31 августа 2018г. и удостоверенное подписью, штампом и гербовой печатью нотариуса поселка Беломут Луховицкого района Московской области Дикаревой А.А. (л.д.43).
При этом согласно ответу на судебный запрос нотариуса поселка Беломут Луховицкого района Московской области Дикаревой А.А. от 13 августа 2019г. № 382 ее подпись в заявлении Егоровой М.В. от 31 августа 2018г. является поддельной, последняя к ней за свидетельствованием подлинности своей подписи на заявлении о переходе в АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд не обращалась, подлинность подписи Егоровой М.В. 31 августа 2018г. она не свидетельствовала, более того, 31 августа 2018г. ею использовалась печать с другими реквизитами (л.д.53).
Проанализировав положения приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, в том числе пояснения материального истца относительно подписания вышеуказанных документов, которые в полной мере согласуются с содержанием ответа нотариуса, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором в интересах Егоровой М.В. исковых требований, поскольку последняя не совершала действий по переходу из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, который незаконно осуществляет сбор, обработку, использование, хранение ее персональных данных.
При этом суд исходит из того, что в материалы дела не представлены доказательства выражения воли истца на заключение договора об обязательном пенсионном страховании, переход из АО «НПФ «Будущее» в АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд, и, соответственно, перевод средств пенсионных накоплений.
В связи с тем, что средства истца незаконно переведены из АО «НПФ «Будущее» в АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд, суд полагает необходимым обязать ответчика передать средства пенсионных накоплений истца, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со ст. 395 ГК РФ, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений истца, в Пенсионный фонд РФ.
Доводы ответчика о том, что в органы Пенсионного фонда РФ поступило два заявления Егоровой М.В. о переходе из АО «НПФ «Будущее» в АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд от 31 августа 2018г. и из АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд в АО «Национальный НПФ» от 02 ноября 2018г., однако, решения по последнему заявлению не принято, суд находит надуманными, поскольку в соответствии с ответом Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Красноярскому краю от 19 апреля 2019г. заявление о досрочном переходе в АО «Национальный НПФ» поступило в ОПФР по республике Татарстан курьерской службой после установленного срока, то есть, после 31 декабря 2018г., в связи с чем, указанное заявление было отозвано из целевой базы Пенсионного фонда РФ и не было рассмотрено на федеральном уровне (л.д.42).
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░ 2018░. №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ «░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 36.6.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07 ░░░ 1998░. № 75-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 395 ░░ ░░, ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░