РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
с.Зилаир. 08 июля 2013 г.
Зилаирский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Усманова Р.М.,
с участием заместителя прокурора Кашкарова Т.М.,
истца Сергеева В.Е.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе РБ Амакасова С.Ф., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Искужиной З.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зилаирского района РБ в защиту интересов гр. Сергеева В.Е. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе РБ о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении гр.Сергееву В.Е. досрочной трудовой пенсии, об обязании ответчика назначить гр. Сергееву В.Е. досрочную трудовую пенсию с 09.04.2013 года, засчитав период службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения в средне-специальном учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Зилаирского района РБ обратился в суд в защиту интересов гр. Сергеева В.Е. с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе РБ о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении гр.Сергееву В.Е. досрочной трудовой пенсии, об обязании ответчика назначить гр. Сергееву В.Е. досрочную трудовую пенсию с 09.04.2013 года, засчитав период службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения в средне-специальном учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование своих требований указал, что в прокуратуру Зилаирского района РБ поступило обращение Сергеева В.Е. о несогласии с отказом в назначении пенсии по выслуге лет, вынесенном ГУ управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе по РБ. Установлено, что Сергеев В.Е. с 1991 года занят трудовой деятельностью, Сергеев В.Е. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе по РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. ГУ УПФ РФ в Зилаирском районе по РБ вынесло решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии по причине, что в стаж работы, связанной с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не зачтены следующие периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ - период службы по призыву в Вооруженных силах СССР, а также период учебы в <данные изъяты> педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 7, 39 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старостилицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 части 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусмотрено включение в стаж для назначения досрочной пенсии периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР. Однако до 1993 года действовали Списки, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, в соответствии с которыми в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включались периоды службы в составе Вооруженных сил СССР и органах милиции. При этом не имеет значение, работал ли человек до или после армии в педагогической должности. 29.01.2004 Конституционный суд РФ вынес Постановление № 2-П, в котором высказал свою позицию. Суть ее сводится к тому, что в случае если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работы. Статьей 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определен порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий. Пунктом 1 указанной нормы предусмотрено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При этом пунктом 2 статьи 18 установлено, что перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Минтруда РФ N 17, Пенсионного фонда РФ N 19пб от 27 февраля 2002 года утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 11 которого, при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии; оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. При этом пунктом 12 названных Правил определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов. С учетом этих обстоятельств и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данные оспариваемые периоды трудовой деятельности Сергееву В.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период службы по призыву в Вооруженных силах СССР подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В нарушение вышеуказанных нормативно-правовых актов, учитывая, что Сергеевым В.Е. наряду с другими документами был представлен и военный билет, подтверждающий период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР, ГУ УПФ РФ в Зилаирском районе по РБ оценка данного документа не произведена, вследствие чего учреждением вынесено незаконное решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для тою, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных силах. Согласно определению Верховного суда РФ от 25.07.2008 время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два работы (абз. 1 пункт 3 статьи 10 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения Сергеевым В.Е. военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397. Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности. В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Принимая во внимание, что на момент обращения Сергеева В.Е. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначенияпенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, а также п. 3 Приложения № 6 к инструкции «О порядке исчислениязаработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94, закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях. Согласно записям в трудовой книжке, Сергеев В.Е., после окончания университета, работал в должности учителя труда и черчения в Бердяшской средней школе. С учетом этих обстоятельств и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данные оспариваемые периоды трудовой деятельности Сергеева В.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -период службы по призыву в Вооруженных силах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период учебы в очном отделении <данные изъяты> педагогического училища подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В соответствии с. ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии). Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением основанием, которого является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В своем возражении Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе указало, что Сергеев В.Е. 25.03.2013 года обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (далее Закон № 173-ФЗ). Решением Комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ № Сергееву В.Е. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. Не засчитаны в педагогический стаж период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период учебы в Сибайском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Досрочное назначение пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей производится в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, при наличии у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельностью и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее Список и Правила). Вышеуказанные Списки, а также Правила не предусматривают включение в специальный педагогический стаж периода службы в армии и период обучения в учебном заведении, соответственно данные периоды не могут быть зачтены в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по данному основанию. Доводы Прокурора о том, что ранее, согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 (далее Положение от 17.12.1959 г.), в специальный стаж для назначения пенсии по выслуге лет включались периоды службы в армии и период обучения в учебном заведении, основанием к удовлетворению заявления не являются. Прокурором не учтен тот факт, что данное Постановление не применяется при назначении пенсий с 1993 г. в связи с его отменой Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 (вступило в силу с 01.10.1993 г.), в то время как постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П было установлено, что в целях реализации пенсионных прав могут применяться только нормативно-правовые акты, действовавшие на 31.12.2001 г. К таким нормативно-правовым актам относятся: Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, которое применяется к периодам работы до 01.11.1999 г.; Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, применяемое к периодам работы, протекавшим после 01.11.1999 г. В период действия Положения от 17.12.1959 г. пункт 2 применялся только во взаимосвязи с пунктом 4, которым было определено основное условие назначения пенсии за выслугу лет для лиц, указанных в п.п. 1,2,3. Согласно п.4 Положения от 17.12.1959 г. время работы, указанной в п.п. 1,2 и 3, засчитывалось в стаж работы по специальности только при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Следовательно, спорные периоды могли быть засчитаны в специальный стаж только при условии, что не менее 16 лет 8 месяцев Сергеев В.Е. отработал в должностях, предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 на дату его отмены, т.е. на 22.09.1993 г. Однако, на 22.09.1993 г. необходимый стаж (16 лет 8 мес), приходящийся на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, Сергеевым В.Е. не выработан. Таким образом, период службы в армии и период обучения в учебных заведениях правомерно не были включены в стаж педагогической деятельности. Кроме этого, согласно п. 2 Положения от 17.12.1959 г., в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. У Сергеева В.Е., до начала обучения в <данные изъяты> педагогическом училище педагогическая деятельность отсутствует. Таким образом, период обучения не может быть засчитан в педагогический стаж, для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости. У истца, на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии специальный стаж составляет менее требуемого, вследствие чего оснований для удовлетворения его иска не имеется.
28.06.2013 года от заместителя прокурора Зилаирского района РБ Кашкарова Т.М. поступило заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, согласно которой исковые требования прокурора изменены: просит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе по РБ назначить Сергееву В.Е. досрочную трудовую пенсию на основании п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 25.03.2013 года, засчитав оспариваемый период службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также обучение в средне-специальном учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Заместитель прокурора Кашкаров Т.М. исковые требования поддержал полностью, просит удовлетворить требования в полном объеме.
Истец Сергеев В.Е. исковые требования прокурора поддержал, просит зачесть в его трудовой стаж период службы в рядах Советской Армии и обучение в средне-специальном учебном заведении.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе Амакасов С.Ф. иск прокурора Зилаирского района не признал полностью по доводам, указанным в возражении на исковое заявление.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит, иск прокурора Зилаирского района РБ подлежащим удовлетворению частично.
Решением ГУ УПФ РФ в Зилаирском районе от ДД.ММ.ГГГГ № Сергееву В.Е.. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности. Не включены в стаж для назначения пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью периоды отпусков без содержания, нахождения на курсах повышения квалификации, нахождение в учебном отпуске, командировки. Стаж педагогической деятельности Сергеева В.Е. на 25.03.2013 года (дата обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ составляет 19 лет 10 месяцев 13 дней. Вопрос о возможности включения в стаж педагогической деятельности службы Сергеева в Армии и учебы в педагогическом училище не рассмотрен.
Согласно трудовой книжки Сергеева В.Е. № следует, что он с ДД.ММ.ГГГГ год обучался в <данные изъяты> педагогическом колледже. Трудовую деятельность начал ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> средней школе учителем труда и черчения. Уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с призывом в армию. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах РФ. ДД.ММ.ГГГГ принят учителем черчения в <адрес> среднюю школу, где работает по настоящее время.
Из военного билета Сергеева В.Е. серии НП № следует, что Сергеев В.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по призыву в Вооруженных Силах.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года (в редакции от 27.07.2010 года) № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ст.ст.6 (ч.2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и Определение от 05.11.2002 года № 320- О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если лицо имело стаж работы в размере не менее 2/3 от требуемого для назначения пенсии. Данное Положение действовало до 01.10.1993 года.
Период службы Сергеева В.Е. в Вооруженных Силах РФ относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. На момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии его стаж педагогической деятельности составил более 2/3 от требуемого для назначения пенсии. В связи с этим, вышеназванный период службы Сергеева подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
До вступления в законную силу вышеуказанного Закона, действовал Закон РФ от 22.01.1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих", который в свою очередь вступил в силу с 01 января 1993 года.
Согласно п. 3 статьи 10 Закона РФ от 22.01.1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву - один месяц военной службы за два месяца работы.
Таким образом, льготное исчисление периода военной службы по призыву действует только с 01.01.1993 года. Истец Сергеев В.Е. проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ, и поэтому периоды его службы в Вооруженных силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приходится до вступления в законную силу данного Закона, поэтому льготное исчисление периода военной службы по призыву на данный период на него не распространяется.
Как указано ранее, время нахождения граждан на военной службе по призыву включается в стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за два месяца работы, в связи с чем период службы Сергеева В.Е. по призыву в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж педагогической деятельности из расчета один месяц военной службы за два месяца работы.
В силу подпункта "б" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего в указанный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях, университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
То же следует из приложения к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, согласно которой учителям, преподователям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы - время обучения (с отрывом от производства) … в средних специальных учебных заведениях.
Согласно диплома НТ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты> педагогическим училищем, архивной справки ГБОУ среднего профессионального образования <данные изъяты>», Сергеев В.Е. обучался в <данные изъяты> педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, получил специальность преподавание труда и черчения.
Судом установлено и подтверждается записями в трудовой книжки Сергеева В.Е., что до обучения в <данные изъяты> педагогическом училище Сергеев В.Е. трудового стажа по специальности не имел. В связи с этим суд считает, что периоды обучения Сергеева в <данные изъяты> педагогическом колледже с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат включению в специальный стаж, поскольку установлено достоверно, что непосредственно до обучения Сергеева в педучилище не следовала педагогическая деятельность.
Исковые требования прокурора Зилаирского района в этой части подлежат оставлению без удовлетворения.
Доводы ответчика о том, что на дату отмены Постановления Совета министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, то есть на 22.09.1993 года спорные периоды могли быть засчитаны в специальный стаж только при условии, что не менее 16 лет 8 месяцев Сергеев В.Е. отработал в должностях, предусмотренных перечнем, утвержденным вышеназванным Постановлением, суд считает, несостоятельными.
Из материалов дела следует, что на момент обращения Сергеева В.Е. в Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии. Данный факт подтверждается решением об отказе в назначении пенсии, где указано, что стаж педагогической деятельности на 25.03.2013 года составляет 19 лет 10 месяцев 13 дней.
Таким образом, при включении в стаж педагогической деятельности Сергеева В.Е. период его службы в Вооруженных силах РФ по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы по специальности в календарным исчислении, всего 01 месяц 08 дней, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - как один месяц военной службы за два месяца работы - 2 года 08 месяцев 22 дня. При суммировании периодов, подлежащих включению в педагогический стаж Сергеева: 19 лет 10 месяцев 13 дней + 0 лет 01 месяц 08 дней + 2 года 08 месяцев 22 дня, общий стаж его работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии составляет 22 года 08 месяцев 28 дней, то есть менее 25 лет, в связи с чем исковые требования прокурора в назначении Сергееву пенсии в связи с педагогической деятельностью подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Зилаирского района РБ в защиту интересов гр. Сергеева В.Е. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе РБ о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении гр.Сергееву В.Е. досрочной трудовой пенсии, об обязании ответчика назначить гр. Сергееву В.Е. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, засчитав период службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения в средне-специальном учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично.
Решение государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зилаирском районе Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды службы Сергеева В.Е. в Вооруженных силах РФ признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе РБ включить в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии Сергеева В.Е.:
- период службы в Вооруженных силах РФ по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении;
- период службы в Вооруженных силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один месяц военной службы за два месяца педагогической деятельности.
В остальной части исковые требования прокурора Зилаирского района оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан через Зилаирский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись Р.М. Усманов.