Решение по делу № 2-1062/2013 ~ М-9843/2013 от 06.05.2013

24 мая 2013 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гражданское дело №2-1062/2013

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Скопинской Л.В.

при секретаре Бассель Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя заявителя –Никандрова А.В., заинтересованного лица Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области Кустаревой Т.Ю.

гражданское дело по заявлению Коваленко Т.А. о признании постановления администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 10 апреля 2013 года №836 «Об отмене постановления от 26 ноября 2012 г. №3894 незаконным, и о признании решение администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 22 апреля 2013 года №125/13-1-0-1незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Первично Коваленко Т.А. обратилась в Лужский городской суд с заявлением, в котором просила суд признать отказ Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области в предоставлении земельного участка незаконным.

В порядке, регламентированном правовыми нормами статьи 39 ГПК РФ, заявитель уточнил заявленные требования, в которых просит суд:

- признать постановление администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 10 апреля 2013 года №836 «Об отмене постановления от 26 ноября 2012 г. №3894 незаконным;

- признать решение администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 22 апреля 2013 года №125/13-1-0-1 незаконным.

В обосновании заявленных требований Коваленко Т.А. указала, что 22 апреля 2013 года администрацией Лужского муниципального района Ленинградской области, в лице исполняющего обязанности первого заместителя главы администрации Лужского муниципального района Годова С.А. принято решение об отказе в предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Заявитель считает, что принятое решение ущемляет его права и законные интересы гарантированные ему Конституции Российской Федерации.

Коваленко Т.А. уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, её интересы на основании доверенности от 13 мая 2013 года представлял Никандров А.В., который в ходе судебного заседания заявленные требования заявителя поддержал.

Представитель заинтересованного лица Кустарева Т.Ю. действующая на основании доверенности от 16 июня 2010 года, заявленные требования не признала, в отзыве на заявленные требования указала, что в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия) (л.д.39-42).

Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав объяснения, представителя заявителя Никандрова А.В., представителя заинтересованного лица Кустаревой Т.Ю., огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как указано в Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме.

Как следует из ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Из п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Из приведенной правовой нормы следует, что право на распоряжения земельными участками государственная собственность, на которые не разграничена, относится к компетенции администрации Лужского муниципального района Ленинградской области.

В целях установления единого порядка правового регулирования земельных отношений, проведения современной градостроительной политики в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства территории городских и сельских поселений, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия, в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения, упорядочения и эффективного использования территорий, совершенствования отвода земельных участков главой администрацией Лужского муниципального района Ленинградской области принято постановление от 01 февраля 2008 года №49 «О создании межведомственной комиссии по предоставлению, земельных участков» согласно которому, утверждено Положение о межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории муниципальных образований Лужского муниципального района.

Согласно п.3.2.1 утвержденного Положения гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, подает заявление о предоставлении в аренду земельного участка на имя главы администрации Лужского муниципального района в администрацию муниципального района. Заявление должно содержать информацию о местоположении, площади, целевое назначение земельного участка, ходатайство главы администрации городского или сельского поселения, где располагается испрашиваемый участок, с предоставлением графических материалов размещения объекта на основе материалов государственного земельного кадастра и документов землеустройства, почтовый адрес заявителя (л.д.212).

Из п.3.2.2. указанного выше Положения следует, что по итогам рассмотрения заявлений администрация Лужского муниципального района информирует население через газету «Лужская правда» о намерении предоставить земельные участки для жилищного строительства. По истечении месяца после опубликования информации принимается решение о заключении договора аренды или проведении аукциона по продаже земельного участка в установленном законом порядке (л.д.212).

Указанные положения согласуются с пунктом 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно которому земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

В силу пункта 2 этой статьи продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 той же статьи установлено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Из материалов дела следует, что 06.10.2010 года на заседании межведомственной комиссии по предоставлению участков на территории Лужского муниципального района было принято решение об отводе земельного участка в аренду ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства индивидуального жилого дома в <адрес> гражданке ФИО1 (л.д.20).

Принятое решение о предоставлении выше указанного земельного участка было опубликовано 21 октября 2010 года в газете «Лужская правда» (л.д.47).

По истечении месяца после опубликования информационного сообщения о приёме заявлений администрацией Лужского муниципального района на предоставления в аренду земельных участков, главой администрации Лужского муниципального района Ленинградской области принято постановление от 26 ноября 2012 года №3894 о предоставлении ФИО1 из состава земель жилой зоны населённого пункта в аренду сроком на три года земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером для строительства индивидуального жилого дома <адрес> (л.д.45).

Смена фамилии с «ФИО1» на «Коваленко» произошла в связи с вступлением в брак, что следует из свидетельства о браке серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).

В связи с заключением брака и присвоением фамилии «Коваленко» постановлением администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 27 декабря 2012 года №4295 были внесены изменения в постановление от 26 ноября 2012 года №3894 в части указании фамилии вместо фамилии «ФИО1» указали «Коваленко» (л.д.8).

В целях реализации указанного выше постановления заявитель 26 сентября 2012 года обратилась в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на три года земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов для строительства жилого дома (л.д.9).

По результатам рассмотрения обращения заявителю было отказано в предоставлении указанного земельного участка по причине того, что было принято решение о продаже земельного участка на аукционе (л.д.5).

В связи с принятием решения о проведении аукциона в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером для строительства индивидуального жилого дома в <адрес> главой администрации Лужского муниципального района Ленинградской области принято постановление от 10 апреля 2013 года №836 «Об отмене постановления от 26.11.2012 года №3894 «О предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка в <адрес>» (л.д.6).

Системный анализ приведенных выше положений Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что при поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, администрация вправе принять одно из двух решений: о предоставлении данного земельного участка на торгах (аукционе) либо о публикации сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.

При этом, приняв решение о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка, администрация вправе принять решение о предоставлении такого земельного участка на торгах только при наличии других заявлений граждан о предоставлении того же земельного участка. Право администрации принять решение о предоставлении земельного участка на торгах при отсутствии других заявлений граждан после публикации сообщения законом не предусмотрено.

В ходе судебного разбирательства не представлено доказательств того, что решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка на аукционе принято администрацией в связи с поступлением заявлений о предоставлении того же земельного участка от других граждан.

В свою очередь продажа земельных участков под индивидуальное жилищное строительство или продажа права аренды таких земельных участков может производиться исключительно на торгах в соответствии правовыми нормами ч.1,2 ст.30 Земельного Кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральными законами при наличии утвержденного положения.

В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица указал, что положение утверждающее перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством администрация вправе распоряжаться, главой администрации Лужского муниципального района не принят.

Поэтом, с учетом конкретных обстоятельств дела суд считает возможным согласиться с доводами заявителя и признать решение администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 22 апреля 2013 года №125/13-1-0-1 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес> – незаконным.

Соответственно, подлежит отмене как незаконное и постановление главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 10 апреля 2013 года №836 «Об отмене постановления от 26.11.2012 года №3894».

В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении» выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большом размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу п.10 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своём решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, предоставить участок с указанием срока и условий его предоставления.

В целях восстановления нарушенного права согласно ч.1 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области устранить допущенные нарушения, путём обязания последнего принять решение и совершить действия по предоставлению Коваленко Т.А. в аренду сроком на три года земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером для строительства индивидуального жилого дома <адрес> в течение двух недель с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные Коваленко Т.А. требования о признании постановления администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 10 апреля 2013 года №836 «Об отмене постановления от 26.11.2012 года №3894» незаконным и признании решения администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 22 апреля 2013 года №125/13-1-0-1 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка незаконным – удовлетворить.

Признать постановление администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 10 апреля 2013 года №836 «Об отмене постановления от 26.11.2012 г №3894 – незаконным.

Признать решение администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 22 апреля 2013 года №125/13-1-0-1 об отказе в предоставлении Коваленко Т.А. в аренду сроком на три года земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. – незаконным.

Обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области принять решение и совершить действия по предоставлению Коваленко Т.А. в аренду сроком на три года земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером для строительства индивидуального жилого дома <адрес> в течение двух недель с момента вступления в законную силу решения суда.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2013 года

Председательствующий подпись

2-1062/2013 ~ М-9843/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коваленко Татьяна Александровна
Другие
Управление Росреестра по ЛО
Управление Росреестра по Ленинградской области
Администрация Лужского муниципального района
Суд
Лужский городской суд Ленинградской области
Судья
Скопинская Людмила Владимировна
Дело на сайте суда
lugasud--lo.sudrf.ru
06.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2013Передача материалов судье
06.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2013Подготовка дела (собеседование)
16.05.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2013Судебное заседание
28.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2015Дело оформлено
27.07.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее