РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2а-482/2020
адрес
дата Останкинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 224 Останкинского районного суда адрес административное дело № 2а-482/2020 по административному иску фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио к Администрации Богородского адрес о признании незаконным бездействия, обязании сформировать планы мероприятий, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов истцов, как пострадавших соинвесторов,
Установил:
Административные истцы фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио (далее по тексту решения – истцы) обратились в суд с административным иском к административному ответчику Администрации Богородского адрес (далее по тексту решения – ответчик) о признании незаконным бездействия, обязании сформировать планы мероприятий, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов истцов, как пострадавших соинвесторов, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что истцы являются пострадавшими соинвесторами, уплатившими денежные средства для целей строительства 11 трехэтажных многоквартирных домов, расположенных по адресу: адрес, г.адрес, ЖК «Экоград-Обухово». Застройщик наименование организации включено в реестр проблемных застройщиков, а объект ЖК «Экоград-Обухово» признан проблемным объектом. В настоящее время в Арбитражном суде адрес в отношении наименование организации имеется дело о его банкротстве. Указывая на то, что ответчик до настоящего времени каких-либо действий, направленных на защиту нарушенных прав истцов, как пострадавших соинвесторов, не совершено, истцы просили признать незаконным бездействие ответчика по формированию и утверждению плана мероприятий, направленного на защиту прав истцов как пострадавших соинвесторов, возложить на ответчика обязанность сформировать планы мероприятий, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов истцов, как пострадавших соинвесторов, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены и представить их на согласование в Министерство жилищной политики адрес.
Определением Останкинского районного суда адрес от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство жилищной политики адрес.
Определением Останкинского районного суда адрес от дата к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены наименование организации и Публично правовая наименование организации.
Представитель истцов фио в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил об отложении слушания дела, однако суд не признал явку представителя ответчика обязательной, поскольку ранее в материалы дела стороной ответчика были представлены возражения на административный иск, по доводам которых представитель ответчика просит в иске отказать, ссылаясь на незаконность и не обоснованность заявленных истцами требований.
Представитель наименование организации фио в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истцов.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.
Учитывая, что явка представителя ответчика и представителей заинтересованных лиц не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административные истцы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 23 Федерального закона от дата № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дата, далее – Федеральный закон № 214-ФЗ) признаны пострадавшими гражданами, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и включены в Реестр пострадавших граждан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона адрес от дата № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес» (далее - Закон № 84/2010-ОЗ) пострадавший соинвестор - гражданин, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, включенного в единый реестр проблемных объектов, расположенного на территории адрес.
Таким образом, административные истцы являются пострадавшими соинвесторами, уплатившими денежные средства для целей строительства застройщиком наименование организации 11 трёхэтажных многоквартирных домов, расположенных по адресу: адрес, г.адрес, Жилой Комплекс «Экоград-Обухово», на земельном участке площадью 19 898 кв.м с кадастровым номером 50:16:0501003:177.
Строительство Жилого комплекса «Экоград-Обухово» осуществлялось наименование организации» на основании разрешения на строительство от дата № RU50502103-37/2012, выданного Администрацией муниципального образования адрес.
наименование организации включено в Реестр проблемных застройщиков за № 47 на сайте Главного управления государственного строительного надзора адрес по адресу: https://gusn.mosreg.ru/deyatelnost/reestr-problemnykh-zastroishikov.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 84/2010-ОЗ проблемный объект – расположенный на территории адрес многоквартирный дом, для строительства которого привлечены денежные средства граждан и (или) иных лиц и в отношении которого установлено одно из следующих обстоятельств:
- по сведениям органов государственного строительного надзора в течение девяти месяцев со дня выдачи разрешения на строительство не получено извещение о начале строительства многоквартирного дома, предусмотренное частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- по сведениям органов государственного строительного надзора строительство многоквартирного дома не осуществляется в течение девяти месяцев, в том числе приостановлено или прекращено, о чем имеются соответствующие отметки в общем и (или) специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве многоквартирного дома;
- строительство многоквартирного дома прекращено или приостановлено при наличии установленных в судебном порядке обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что обязательства по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, не будут исполнены в сроки, предусмотренные такими договорами;
- застройщик просрочил более чем на девять месяцев исполнение обязательств по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома.
В Арбитражном суде адрес от дата возбуждено дело № А40-72574/16 о банкротстве наименование организации, решением от дата наименование организации признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим наименование организации утвержден фио, члена фио.
Как пояснили административные истцы, определением от дата Арбитражного суда адрес по делу № А40-72574/16 признано недействительным соглашение № 1-3-4-5/Z о зачете встречных однородных требований от дата, заключенное между наименование организации и наименование организации, и применении последствий недействительности сделки в виде включения в конкурсную массу наименование организации задолженности наименование организации перед наименование организации, основанной на договорах участия в долевом строительстве № 162КВ от дата и № 225КЛ от дата на общую сумму сумма. Таким образом, Договор № 162 КВ участия в долевом строительстве объекта недвижимого имущества от дата не может считаться оплаченными путем зачета взаимных требований на основании вышеуказанного Соглашения № 1-3-4-5/G-Z от дата. По данному основанию определением Арбитражного суда адрес от дата наименование организации отказано во включении в реестр требований кредиторов должника.
С учетом того, что Договор № 162 КВ участия в долевом строительстве объекта недвижимого имущества от дата, по которому уступлены права административным истцам, признан изначально не оплаченным, у наименование организации отсутствуют права по уступке права требования третьим лицам по указанному договору.
Данный довод административных истцов административным ответчиком не опровергнут, представитель конкурсного управляющего наименование организации в судебном заседании пояснил, что восстановить права административных истцов в рамках дела о банкротстве наименование организации невозможно ввиду невключения требований административных истцов в реестр требований кредиторов наименование организации.
В соответствии со статьей 3.1 Закона адрес № 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» гражданам, включенным в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории адрес и чьи права нарушены (далее – пострадавшие граждане), предоставляются одна из мер (или нескольких мер) поддержки:
а) выплата пострадавшим гражданам возмещения в денежной форме в размере, соответствующем размеру уплаченных ими по договору участия в долевом строительстве сумм;
б) завершение строительства расположенного на территории адрес многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства пострадавших граждан и в отношении которого установлено одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 2 Закона адрес № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес»;
в) безвозмездное предоставление жилых помещений площадью, не превышающей оплаченную по договору участия в долевом строительстве общую площадь жилых помещений.
Согласно ст. 4 Закона адрес № 84/2010-ОЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;
2) осуществляют контроль за сроками строительства многоквартирных домов;
3)принимают решение о признании объекта строительства проблемным объектом, не позднее 15 календарных дней обращаются в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц и представляют в Уполномоченный орган копию решения о признании объекта строительства проблемным объектом и копию обращения в правоохранительные органы;
4) формируют и ведут Перечень и ежеквартально представляют его в Уполномоченный орган;
6) с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка с целью компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований пострадавших соинвесторов после завершения строительства проблемного объекта;
8) оказывают содействие пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании ими некоммерческой организации;
8.1) формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган;
9) органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стороной истцов указано на то, что ответчиком планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов не разработаны и на согласование в Министерство строительного комплекса адрес не представлены, что является нарушением прав истцов.
На обращение истцов от дата по вопросу обеспечения их прав и разработки планов мероприятий ответчиком подготовлен ответ от дата, согласно которому ответчиком предпринимаются меры для решения вопросов истцов.
Кроме того, в силу пункта 7.1 статьи 3 Закона адрес № 84/2010-ОЗ Уполномоченный орган (Министерство жилищной политики в силу пункта 13.7 приложения к Постановлению Правительства МО от дата № 688/35) разрабатывает проект плана-графика реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории адрес (далее - план-график), и представляет его на утверждение Губернатору адрес. Планы мероприятий, направленных на восстановление прав граждан, ранее включенных в реестр пострадавших граждан в соответствии с установленными на основании законодательства Российской Федерации критериями и правилами отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, подлежат учету при утверждении плана-графика до момента полной реализации таких мероприятий.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Таким образом, в связи ненадлежащим оформлением Администрацией Богородского адрес необходимой документации и плановых документов, права у административных истцов на получение причитающихся жилых помещений (квартир), либо возмещения в денежной форме не возникли.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от дата № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Федеральным законом № 214-ФЗ установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с этим, уполномоченным органом на территории адрес принят Закон адрес № 84/2010-ОЗ от дата «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес», который определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти адрес и органов местного самоуправления муниципальных образований адрес по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории адрес для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков (ч. 1 ст. 1 Закона адрес № 84/2010-ОЗ).
Данным Законом адрес предусмотрено формирование Перечней (Сводного перечня) проблемных объектов и Реестра проблемных застройщиков. Кроме того Законом предусмотрено размещение Сводного перечня проблемных объектов на территории адрес и Реестра проблемных застройщиков в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также формирование Реестра (Сводного реестра) пострадавших соинвесторов в целях информирования граждан о застройщиках, строящихся объектах и возможных рисках, связанных с инвестированием гражданами денежных средств в строительство многоквартирных домов. Законом также предусмотрен комплекс мер по защите прав пострадавших соинвесторов, которые в пределах своей компетенции, осуществляют исполнительные органы государственной власти адрес и органы местного самоуправления (ст. 3, 4 Закона адрес).
Согласно пункту 8.1 части 1 статьи 4 Закона адрес от дата № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес» (принят постановлением Мособлдумы от дата №5/124-П) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку ответчиком допущено бездействие по формированию и утверждению плана мероприятий, направленных на защиту прав истцов, как пострадавшего соинвестора, доказательств соответствия данного бездействия суду не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд полагает, что формирование плана мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соивесторов, и представление этого плана на согласование в Уполномоченный орган является гарантией защиты прав и законных интересов пострадавших граждан; неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей создает угрозу нарушения прав истцов, включённых в реестр пострадавших граждан.
Кроме того, суд отмечает, что со стороны ответчика не представлены доказательств того, что ответчиком соблюдены требования пункта 8.1 части 1 статьи 4 Закона адрес от дата № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес», суду таких доказательств представлено не было, соответственно ответчиком не исполнена обязанность по несению бремени доказывания, предусмотренной частью 11 статьи 226 КАС РФ, в связи с чем, бездействие ответчика по неисполнению возложенных обязанностей по формированию плана мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта, расположенного по адресу: адрес и защиту прав пострадавших соивесторов, и предоставления его на согласование в Министерство строительного комплекса адрес являются незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░, ░░░, ░░░, ░░░, ░░░, ░░░, ░░░, ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░. 227 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░
1