Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-399/2023 (2а-4234/2022;) ~ М-4146/2022 от 30.11.2022

№ ***

№ ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 марта 2023 года г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Уваровой Л.Г.

при секретаре Козыревой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-399/2023 по административному иску Межрайонной ИФНС № 23 по Самарской области к Моздор А.А. о взыскании задолженности по налогам и встречному уточненному административному исковому заявлению Моздор А.А. к Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области, Управлению Федеральной Налоговой Службы по Самарской области, ИФНС России № 3 по Самарской области о признании действий (бездействия) административного ответчика незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Межрайонная ИФНС № 23 по Самарской области обратился в суд с указанным административным иском к административному ответчику Моздор А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2020г. в размере 1141руб. и пени в размере 3,71руб., по налогу на имущество физических лиц за 2020г. в размере 18041руб. и пени в размере 58,63руб., на общую сумму 19244,34руб., ссылаясь в обоснование иска на то, что в соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).

К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц относится транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц. Моздор А.А. является налогоплательщиком налогов, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщику были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты указанной сумме, однако, в установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных налогов. В связи с чем налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в размере 10529,68руб.

Также на основании ст.ст. 31, 69 НК РФ ответчику было направлено требование об оплате налогов и пени требование получено, в установленный срок не исполнено.

За налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2020г. в размере 1141руб. и пени в размере 3,71руб., по налогу на имущество физических лиц за 2020г. в размере 18041руб. и пени в размере 58,63руб., на общую сумму 19 244,34руб., что вызвало обращение в суд.

В связи с неисполнением Моздором А.А. в установленный срок требования об уплате налога, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 84 судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Моздор А.А. задолженности по налогу. 28.04.2022г. мировым судьей судебного участка № 83 судебного района г. Сызрани Самарской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 84 судебного района г. Сызрани Самарской области вынесен приказ о взыскании с Моздор А.А. задолженности по уплате налога. Определением мирового судьи судебного участка № 83 судебного района г. Сызрани Самарской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 84 судебного района г. Сызрани Самарской области от 01.06.2022г. судебный приказ по административному делу отменен в связи с поступившими возражениями Моздор А.А.

От Моздор А.А. поступило встречное административное исковое заявление о признании действий (бездействий) незаконными, в котором он просил признать действия (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной?налоговой службы № 23 по Самарской области в части исчисления налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости, незаконными, признать бездействие межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23, № 3 по Самарской области по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, незаконным.

Сославшись на то, что административный ответчик, без проверки нормативно правого акта субъекта РФ на соответствие законодательству РФ, в пределах представленных законодательством полномочий, а именно п. 5.1.1 положения о ФНС, утвержденного приказом № *** от 30.008.2004г., произвольно начислил административному истцу имущественный налог исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилое помещение, нарушив, таким образом, права административного истца гарантированные Конституцией РФ, конкретизированные НК РФ.

Определением от 08.02.2023г. к участию в деле в качестве административных соответчиков по встречному административному исковому заявлению привлечены Управление Федеральной Налоговой Службы по Самарской области, ИФНС России № 3 по Самарской области.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 23 по Самарской области ФИО3 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования административного иска поддерживает, в удовлетворении встречного заявления просил отказать.

Административный ответчик Моздор А.А. в судебном заседании требования административного иска не признал, по доводам изложенным в возражении на административное исковое заявление, встречное административное исковое заявление поддержал по доводам, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика по встречному административному иску Межрайонной ИФНС № 3 по Самарской области ФИО4 в судебном заседании требования встречного административного искового заявления не признал, по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Административный ответчик по встречному административному иску УФНС России по Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от <дата> N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие, извещенных надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание лиц.

Заслушав административного ответчика (административного истца по встречному административному иску) Моздор А.А., представителя административного ответчика по встречному административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области, встречное уточненное административное исковое заявление оставить без рассмотрения, по следующим основаниям.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии со ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.

Согласно ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что Моздор А.А. является налогоплательщиком в связи с наличием у него в собственности: автомобиля легкового * * * г/н № ***, 2000 года выпуска, квартиры КН № *** по адресу: <адрес>, квартиры КН № *** по адресу: <адрес>

В адрес Моздор А.А. было направлено налоговое уведомление № *** от 01.09.2021г., налоговое уведомление содержит информацию об объектах налогообложения, налоговых периодах и налоговых ставках.

В нарушение ст. 45 НК РФ Моздор А.А. обязанность по уплате начисленного налога своевременно не исполнена, в связи с чем, в его адрес налоговый орган выставил требование № *** от 15.12.2021г. по сроку исполнения до 08.02.2022г.

В установленные сроки Моздор указанное требование не исполнил, в связи с чем, по заявлению налогового орган мировым судьей судебного участка № 83 судебного района г.Сызрани Самарской области вынесен судебный приказ № *** от 28.04.2022г., вынесенный мировым судьей судебного участка № 83 судебного района г.Сызрани Самарской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 84 судебного района г.Сызрани Самарской области отменен определением мирового судьи судебного участка № 83 судебного района г.Сызрани Самарской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 84 судебного района г.Сызрани Самарской области от 01.06.2022г. в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.

До настоящего времени уплата налога Моздор А.А. не произведена, в связи с чем, 30.11.2022 Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в Сызранский городской суд с настоящим административным иском к Моздор А.А. о взыскании задолженности по налогам в общем размере 19244,34 руб., налоговый орган на дату обращения в суд с административным иском право на принудительное взыскание с административного ответчика спорного обязательного платежа не утратил.

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области осуществляет функции по взысканию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам в отношении всех налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в Самарской области в соответствии с пунктами 3, 6.2 Положения об Инспекции, утвержденным Приказом УФНС России по Самарской области от 30.12.2021 № ***.

Разрешая административный спор, суд исходит из того, что у Моздор А.А., как у налогоплательщика, в связи с наличием в собственности имущества, возникла обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество за вышеуказанные налоговые периоды. Арифметический расчет недоимки по указанным налогам и пени судом проверен и признан правильным, доказательств уплаты недоимки по обязательным платежам и пени административным ответчиком не представлено.

Таким образом, административный иск Межрайонной ИФНС №23 по Самарской области необходимо удовлетворить, с Моздор А.А. взыскать недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2020г. в размере 1141руб. и пени в размере 3,71руб., по налогу на имущество физических лиц за 2020г. в размере 18041руб. и пени в размере 58,63руб., а всего взыскать сумму 19244 рубля 34копейки.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ с Моздор А.А. следует взыскать государственную пошлину в размере 770,93 рубля.

Разрешая встречное административно исковое заявление Моздор А.А., в котором он просит признать действия (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной?налоговой службы № 23 по Самарской области в части исчисления налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости, незаконными, признать бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Самарской области, УФНС России по Самарской области по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, незаконным.

В соответствии со ст.196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если: производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

В соответствии с НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Решением Думы городского округа Сызрань Самарской области от 2: ноября 2014 года № *** (с последующими изменениями и дополнениями) «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории г.о. Сызрань Самаркой области» на территории городского округа Сызрань установлен налог на имущество физических лиц и определены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения, на имущество физических лиц: для прочих объектов налогообложения – в размере 0,5 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения; для объектов налогообложения, включенных в перечень определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2019 году и последующие годы – в размере 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Согласно перечня объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, определенным Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 г. № ***, объект налогообложения с кадастровым номером № *** содержится под порядковым номером 28963.

Согласно сведениям органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Моздор А.А. является собственником недвижимого имущества, в том числе объекта: Иные строения, помещения и сооружения, кадастровый № *** адрес: <адрес>; кадастровая стоимость на 01.01.2020г. - 857 080,09 руб. Сведений об исключении указанного объекта недвижимости из Перечня в материалы дела не предоставлено.

Таким образом, расчет задолженности налог на имущество физических лиц за 2020 год рассчитан следующим образом: объект недвижимости с кадастровым номером № *** - 857080 рублей (кадастровая стоимость объекта недвижимости) х 2% (ставка) /12 месяцев х 12 месяцев = 17142 рубля.

В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Налоговые органы, в силу п. 3 ст. 30 НК РФ действуют в пределах своей компетенции и в соответствии со ст. 32 НК РФ, в том числе, обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.

В силу ст.ст. 31, 32 НК РФ, правом либо обязанностью по определению кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговые органы не обладают.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Однако, такая совокупность при рассмотрении настоящего административного дела судом не установлена, в связи с чем предусмотренные законом основания для удовлетворения встречного административного иска отсутствуют.

Кроме того необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

Федеральным законом от 02.07.2013 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» статья 138 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок обжалования, изложена в новой редакции законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 пункта 2 названной нормы акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

С 01 января 2014 года применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что Моздор А.А. обращаясь в суд с встречным исковым заявлением не представляет документы подтверждающие соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Таким образом, административным истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, суд полагает возможным оставить встречное уточненное административное исковое заявление без рассмотрения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-181, 290,293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной ИФНС №23 по Самарской области к Моздор А.А. о взыскании обязательных платежей, - удовлетворить.

Взыскать с Моздор А.А., <дата>.р., ИНН № ***, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области задолженность по транспортному налогу за 2020 г. в размере 1141,00руб., пени в размере 3.71руб., по налогу на имущество за 2020 год в размере 18041,00руб., пени в размере 58,63,83руб, а всего взыскать 19 224 рубля 34 копейки.

Взыскать с Моздор А.А., <дата>.р., ИНН № ***, проживающего по адресу: <адрес>, в доход муниципального образования г.о. Сызрань государственную пошлину в размере 768 рублей 97 копеек.

Встречное уточненное административное исковое заявления Моздор А.А. к Межрайонной ИФНС № 23 по Самарской области, Управление Федеральной Налоговой Службы по Самарской области, ИФНС России № 3 по Самарской области о признании действий (бездействия) административного ответчика незаконным, – оставить без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Уварова Л.Г.

Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2023 года.

Судья: Уварова Л.Г.

2а-399/2023 (2а-4234/2022;) ~ М-4146/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области
Ответчики
Моздор А.А.
Управление Федеральной Налоговой Службы по Самарской области
МРИ ФНС России № 3 по Самарской области
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Уварова Л.Г.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
30.11.2022Регистрация административного искового заявления
30.11.2022Передача материалов судье
02.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
02.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.12.2022Предварительное судебное заседание
16.01.2023Судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее