№ 2а-506/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2017 года пгт Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кулагиной И.В.,
при секретаре Наймушиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец МИФНС России № по <адрес> обратился с данным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что на налоговом учете в МИФНС России № по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика ФИО1 В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статьям 2, 4 закона Амурской области «О транспортном налоге» от 18.11.2002 г. № 142-О3, налоговые ставки транспортного налога установлены в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства. В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. ФИО1, являясь владельцем транспортных средств, установленные законом обязанности по уплате налогов не исполняет, в результате чего образовалась задолженность по уплате транспортного налога за 2014 год. Направленные налогоплательщику требования о добровольной уплате налогов оставлены без исполнения. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок, административному ответчику начислены пени. До настоящего времени требования не исполнены. На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 31, 48, 45, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, а также ст. 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просят суд в соответствии со ст. 95 КАС РФ восстановить пропущенный срок для подачи административного иска и взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному в размере 4080 рублей 00 копеек и пени в сумме 1143 рубля 48 копеек.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в иске просят о рассмотрении дела без участия их представителя. В поступившем в суд письменном ходатайстве начальник МИФНС № по <адрес> ФИО3 также просит провести судебное разбирательство без представителя налогового органа.
Административный ответчик ФИО1, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился. Заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представил.
Руководствуясь ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствии не явившихся сторон.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Рассматривая требования административного истца о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Срок уплаты транспортного налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 4 Закона Амурской области «О транспортном налоге на территории Амурской области» от 18 ноября 2002 года № 142-ОЗ, абз.3 п. 1 ст. 363 НК РФ в редакции действующей на момент возникновения обязательств).
Федеральным законом от 02.12.2013 г. № 334-ФЗ в ст. 363 НК РФ внесены изменения, согласно которым налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическим лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данные изменения вступили в силу с 01 января 2015 года.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в спорный период за ФИО1 были зарегистрированы транспортные средства: автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №; автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, и соответственно он являлся плательщиком транспортного налога. Сумма транспортного налога составила за: 2014 г. – 4080 рублей 00 копеек. В установленные сроки административным ответчиком обязанность по уплате налога не исполнена в связи, с чем начислена пеня. За административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу в размере 4080 рублей 00 копеек и пени в сумме 1144 рубля 03 копейки.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из материалов дела усматривается, что налоговый орган направил в адрес налогоплательщика: требование № от 16.10.2015 г. об уплате недоимки за 2014 г. по транспортному налогу в размере 4080 рублей 00 копеек и пени в сумме 1144 рубля 03 копейки, предоставив срок для исполнения требования до 25.12.2015 года.
Данные требования об уплате налога и пени в уставленные сроки административным ответчиком исполнены не были.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем вторым приведенного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, могут быть восстановлены судом.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Из материалов дела усматривается, что общая сумма налога и пени подлежащая взысканию с административного ответчика превысила 3000 рублей, что подтверждается требованием, имеющимся в материалах дела, срок исполнения требования № от 16.10.2015 г. установлен до 25.12.2015г., таким образом, административный истец имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по указанным налогам и пени до 25.06.2016 г.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы штрафа и пени в связи с пропуском установленного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Учитывая, что в суд с настоящим иском МИ ФНС России № по <адрес> обратилась 22 июня 2017 года, административным истцом не представлено доказательств обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по указанным налогам и пени в установленные сроки, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен без уважительных причин срок для обращения в суд с иском.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу части 5 статьи 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Серышевский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья И.В. Кулагина