Дело № копия
Р Е Ш Е Н И Е
5 октября 2020 года город Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Спелкова Е.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербаковой О.О.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - генерального директора ООО «ФИО2» ФИО2 А.И.,
защитника ФИО6,
представителей Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО5, ФИО7,
рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ФИО2» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору в нефтегазодобывающей промышленности за объектами газораспределения и газопотребления Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «ФИО2» ФИО1,
установил:
постановлением главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору в нефтегазодобывающей промышленности за объектами газораспределения и газопотребления Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № генеральный директор ООО «ФИО2» ФИО2 А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, генеральный директор ООО «ФИО2» ФИО2 А.И. обратился в суд с жалобой, в которой поставил вопрос об отмене обжалуемого постановления с прекращением производства по делу. Указывает, что на момент обращения ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь» с заявлением ООО «ФИО2» не имел и не имеет по настоящее время возможности своевременно оплачивать задолженность ввиду наложенных исполнительными документами ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь» ограничений. При этом все денежные средства в соответствии с исполнительными документами автоматически списываются с расчетного счета ООО «ФИО2», в том числе в пользу ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь». В связи с тем, что на расчетный счет ООО «ФИО2» наложены ограничения в рамках исполнительных производств, ООО «ФИО2» не смогло предоставить банковскую гарантию, поскольку такая гарантия предоставляется только после оплаты вознаграждения за предоставление гарантии.
Генеральный директор ООО «ФИО2» ФИО2 А.И., защитник ФИО6 доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили производство по делу прекратить. Пояснили, что после получения уведомления от ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь» в установленный в этом уведомлении срок задолженность не оплатили, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа не предоставили.
Представители Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО5, ФИО7 в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, указали, что генеральный директор ООО «ФИО2» ФИО2 А.И. обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ. Просили постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании показал, что он работает ведущим экономистом ОРБО и ОКК ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь». Между ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь» и ООО «ФИО2» были заключены договоры на поставку газа, в том числе договор №. У ООО «ФИО2» перед ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь» образовалась просроченная задолженность за поставленный в период с октября 2019 года по март 2020 года газ. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь» в адрес ООО «ФИО2» было направлено уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа не позднее 62 дней со дня получения уведомления. ООО «ФИО2» данную обязанность не исполнило. Кроме того, не оплатило задолженность в полном объеме.
Заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные документы, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 69-ФЗ).
В соответствии со ст. 25 указанного Федерального закона на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей газа возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителями газа обязательств по его оплате. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате у потребителей газа, не имеющих неисполненных обязательств по оплате газа.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется потребителями газа, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными поставщиками газа в соответствии с настоящей статьей, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии).
Указанными в настоящей статье потребителями газа по согласованию с поставщиком газа может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.
Согласно п. 40 (1) Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 года № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» (далее – Правила), покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия покупателя (за исключением теплоснабжающей организации) критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед поставщиком по оплате газа, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная покупателем.При определении соответствия покупателя - теплоснабжающей организации критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается умноженный на коэффициент 0,6 размер задолженности теплоснабжающей организации перед поставщиком по оплате газа, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда или признанный теплоснабжающей организацией.
Документами, свидетельствующими о признании покупателем задолженности перед поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие покупателя с фактом наличия задолженности перед поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между поставщиком и покупателем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом покупателя, или иной документ).
В соответствии с п. 40 (6) Правил поставки газа в Российской Федерации обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется покупателем, который соответствует предусмотренному абз. 1 п. 40 (1) настоящих Правил критерию и определен поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия).
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.
По согласованию с поставщиком покупателем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате газа не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абз. 7 п. 40 (2) настоящих Правил, обязательства по оплате газа, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у покупателя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.
Из материалов дела следует, что между ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» (поставщик) и ООО «ФИО2» (покупатель), являющейся теплоснабжающей организацией, заключен договор поставки газа от 10 октября 2017 года № 41-4-2302/2018, согласно которому поставщик обязуется поставлять газ, а покупатель – принимать (отбирать) и оплачивать стоимость газа в соответствии с условиями Договора (п. 2.1.). При этом покупатель производит окончательный расчет за поставленный в течение месяца поставки газ не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика (п. 5.4).
В период действия договора в нарушение его условий и требований действующего законодательства потребитель допустил нарушения сроков оплаты поставленного газа, в результате чего с октября 2019 года по март 2020 года по договору от ДД.ММ.ГГГГ № сформировалась задолженность, превышающая двойной размер среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа по этому договору.
Сумма долга подтверждается материалами дела, не оспаривается ФИО2 А.И. и его защитником, на август 2020 года не погашена, в связи с чем и с учетом того, что ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» направляло ДД.ММ.ГГГГ уведомление, которое получено ООО «ФИО2» ДД.ММ.ГГГГ, об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, соответствующие обязательства исполнены не были, ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» обратилось в уполномоченный орган с заявлением о возбуждении в отношении ООО «ФИО2» и его руководителя дела об административном правонарушении по ст. 14.61 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица ФИО2 А.И. как руководителя подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №; договором поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ №; уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №; расчетом задолженности и среднемесячной величины обязательств покупателя к уведомлению; счет-фактурой № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, иными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО «ФИО2» ФИО2 А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 КоАП РФ.
Доказательств того, что директором ООО «ФИО2» ФИО2 А.И. принимались все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в том числе, принятие мер к погашению задолженности, направлению в банки запросов о предоставлении банковской гарантии, на которые был получен отказ, либо принятие мер к согласованию с поставщиком обеспечения исполнения обязательств иными способами, предусмотренными законом или договором, в материалах дела не имеется, суду не представлено.
Трудное материальное положение ООО «ФИО2» не является основаниями для освобождения от выполнения указанных требований законодательства. Ограничение возможности получения обществом банковской гарантии вследствие трудного материального положения также не может служить основанием для освобождения покупателя от установленных законом обязательств и освобождения его от ответственности за неисполнение таких обязательств.
Учитывая данные обстоятельства, тот факт, что ответственность по ст. 14.61 КоАП РФ наступает за нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа (п. 40 (1) Правил), по согласованию с поставщиком покупатель может принять меры по предоставлению государственной или муниципальной гарантии либо по исполнению обязательств по оплате газа иными способами, предусмотренными законом или договором (п. 40 (6) Правил), однако этого не сделано, суд не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Постановление о привлечении генерального директора ООО «ФИО2» ФИО2 А.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции, установленной ст. 14.61 КоАП РФ, и является минимальным.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Таким образом, оснований для изменения, отмены принятого постановления не имеется, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору в нефтегазодобывающей промышленности за объектами газораспределения и газопотребления Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «ФИО2» ФИО1 оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «ФИО2» ФИО2 А.И. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись
Копия верна.
Судья Е.П. Спелкова
Подлинный документ подшит в деле №
Пермского районного суда <адрес>
УИД 59RS0№-67