Дело № 2-4758/9/2016 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2016 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Панкиной О.О. к казенному учреждению Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» о взыскании задолженности,
установил:
Панкина О.О. (далее – истец) обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к казенному учреждению Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» (далее – КУ РК «УКС РК», ответчик) о взыскании 120868 руб. 37 коп., в том числе: 20368 руб. 00 коп. – невыплаченная материальная помощь, 500 руб. 37 коп. – денежная компенсация за задержку заработной платы и других выплат, 100000 руб. 00 коп. – компенсация морального вреда, связанного с невыплатой заработной платы.
Панкина О.О. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Она не отрицает, что 12.02.2016 она обратилась к руководителю КУ РК «УКС РК» с двумя заявлениями. В одном она просила предоставить отпуск продолжительностью 10 календарных дней и выплатить материальную помощь в размере двух окладов. Во втором заявлении она просила о расторжении трудового договора с 25.02.2016 по инициативе работника.
Представитель КУ РК «УКС РК» Червинчук С.А. с иском не согласился. Истец просит взыскать материальную помощь в большем, чем предусмотрено приказом руководителя размере. Выплата материальной помощи была произведена с задержкой, компенсация за задержку выплаты материальной помощи была также перечислена на счет работника.
Заслушав объяснения сторон, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, с 27.04.2014 по 25.02.2016 Панкина О.О. состояла в трудовых отношениях с КУ РК «УКС РК», о чем свидетельствуют копия трудовой книжки, трудового договора, иные документы. Работник выполнял трудовые обязанности в должности юрисконсульта. Трудовые отношения с КУ РК «УКС РК» были прекращены в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации 25.02.2016, что следует из приказа от 18.02.2016 № 17-лс.
Непосредственно перед увольнением работнику на основании приказа от 12.02.2016 № 14-лс ей был предоставлен отпуск. Приказ содержал пункт о выплате материальной помощи в размере двух должностных окладов. В последующем в указанный приказ были внесены изменения. На основании приказа от 15.02.2016 № 15-лс работнику был предоставлен отпуск продолжительность 10 календарных дней на основании личного заявления без выплаты материальной помощи. Таким образом, приказ от 12.02.2016 № 14-лс был фактически отменен. Материальная помощь работнику не была выплачена.
Работник ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственную инспекцию труда в Республике Карелия. По результатам проверки было внесено предписание № от 04.04.2016. Кроме того, руководитель КУ РК «УКС РК» был привлечен к административной ответственности по части <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ему назначено на основании постановления от 04.04.2016 наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
На основании приказа от 25.03.2016 № 29-лс Панкиной О.О. была выплачена материальная помощь в размере 100 руб. 00 коп., а в соответствии с приказом от 12.04.2016 № 35-лс была выплачена компенсация за задержку выплаты указанной материальной помощи в сумме 01 руб. 70 коп.
Истец полагает, что ей положена материальная помощь в размере двух окладов, а также выплата соответствующих районного коэффициента и северной надбавки. В расчете иска полученные суммы учтены.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии положениям статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Сроки и порядок выплаты заработной платы оговорены в статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Рассматривая требования истца о взыскании материальной помощи, суд исходит из следующего.
Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатели в силу положений статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее – локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Локальный нормативный акт по своей природе является не соглашением сторон, а документом, выражающим волю работодателя.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодателям дано право самостоятельно выбирать формы и системы оплаты труда, другие виды материального поощрения работников.
Условия оплаты работников предприятия должны быть закреплены в организационно-распорядительных документах, таких как коллективный, трудовой договоры, положение о заработной плате, положение о премировании.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Трудовым договором, заключенным между истцом и ответчиком, работнику устанавливается должностной оклад, повышающий коэффициент по занимаемой должности, процентную надбавку и районный коэффициент за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В пункте 4.2 трудового договора указано на то, что ежемесячная надбавка за выслугу лет, премирование по результатам работы, материальная помощь и иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются и выплачиваются в порядке, указанном в Положении по оплате труда и материальном стимулировании труда работников КУ РК «УКС при Минстрое РК».
Приказом КУ РК «УКС при Минстрое РК» от 30.10.2012 № 140-лс утверждено «Положение по оплате труда и материальном стимулировании труда работников КУ РК «УКС при Минстрое РК» (далее – Положение).
В пункте 1.2 Положения дано понятие заработной платы. Пунктами 6.1.1-6.1.5 предусмотрены условия выплаты материальной помощи. Так, в силу пункта 6.1.1 предусмотрено, что материальная помощь выплачивается на основании приказа начальника Управления либо, в его отсутствие, заместителя начальника Управления, основанием издания которого является личное заявление работника. При выходе работника в очередной оплачиваемый отпуск ему выплачивается на основании пункта 6.1.2 Положения материальная помощь в размере до двух окладов работника один раз в календарный год. Выплата материальной помощь в соответствии с пунктом 6.1.3 Положения производится без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, трудовым договором, а также названным Положением не установлен нижний обязательный предел размера материальной помощи, выплачиваемой работнику.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Подпункт «ж» пункта 2 «Положения об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Карелия», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 30.09.2008 № 203-П, предусматривает, что системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Карелия устанавливаются с учетом, в том числе, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В подпункте «д» пункта 4 раздела 2 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год», утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол № 12 (далее – Единые рекомендации), установлено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе следующих принципов обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.
Таким образом, не нашел своего подтверждения довод истца о невыплате материальной помощи. Материальная помощь была выплачена на основании приказа руководителя учреждения до обращения истца в суд. Выплата произведена в размере, установленном руководителем, и в соответствии с Положением. Доводы истца о том, что материальная помощь должна быть выплачена в размере двух окладов, необоснованны, поскольку это верхний предел размера материальной помощи, больше которого материальная помощь не может быть выплачена. В пределах данной суммы размер материальной помощи определяется каждому работнику руководителем учреждения индивидуально, в том числе с учетом предстоящего расторжения трудового договора с истцом, а также непродолжительного периода работы в календарном году и иным причинам.
Оснований признать действия работодателя носящими дискриминационный характер, в том числе с учетом приведенных положений Единых рекомендаций, у суда не имеется. Истец таких доказательств также не представила.
Размер материальной помощи работодателем установлен, определен его верхний предел, а выплата такой материальной помощи работникам учреждения в отличающихся друг от друга размерах не носит признаки дискриминации, как не является дискриминацией, например, выплата работникам премий в неодинаковых размерах. При таких обстоятельствах суд признает исковые требования не подтвержденными и не подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требования истца о взыскании районного коэффициента и процентных надбавок к материальной помощи, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Как предусмотрено статьей статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в статье 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Статья 11 вышеназванного закона предусматривает, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12. В соответствии с указанным Перечнем г. Петрозаводск отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.1994 № 155 «Об отнесении отдельных территорий Республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» районный коэффициент в г. Петрозаводске установлен в размере 1,15.
Указ Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и Постановление Совмина РСФСР от 22.10.1990 № 458 «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера» предусматривают размер процентной надбавки в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, равный 50%.
Таким образом, лицам, работающим в г. Петрозаводске, оплата труда должна производиться с применением районного коэффициента и процентной надбавки, установленных для данной местности.
В силу пункта 19 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 (ред. от 11.07.1991, с изм. от 12.04.2012 года) «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, единовременному вознаграждению за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.
Материальная помощь, выплачиваемая в соответствии с Положением, не относится к заработной плате, компенсационным или стимулирующим выплатам, поэтому на её размер не начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Установив на основе системного анализа положений локального правового акта, регулирующего вопросы оплаты труда работников ответчика, суд не усматривает нарушений трудовых прав истца со стороны ответчика. Районный коэффициент и северные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, применяются к тем выплатам, которые предусмотрены системой оплаты труда и являются частью заработной платы. Материальная помощь к таковым не относится, поэтому требование истца о начислении на размер материальной помощи районного коэффициента и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 2) при рассмотрении споров о взыскании денежной компенсации за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, суды учитывают, что данная денежная компенсация взыскивается независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
Работодателем выплачена соответствующая компенсация до обращения истца в суд. В связи с тем, что требование о взыскание материальной помощи в большем размере остается без удовлетворения, оснований для взыскания компенсации не имеется.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено в пункте 63 Постановления № 2, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку судом установлено, что действиями ответчика были изначально нарушены трудовые права работника, которому не были выплачены все причитающиеся суммы, суд в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, считает обоснованным требование о взыскании компенсации морального вреда. Неправомерные действия работодателя выразились в задержке выплаты материальной помощи, что не могло не вызвать у истца соответствующие нравственные страдания. С учетом обстоятельств, при которых причинен истцу моральный вред, длительности срока нарушения прав работника, степени вины ответчика в причинении этого вреда суд взыскивает в пользу истца в счет компенсации морального вреда 2000 руб. 00 коп., удовлетворяя исковые требования частично.
Истец в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьями 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску подлежит взысканию с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 300 руб. 00 коп. (за требования неимущественного характера).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ 2000 ░░░. 00 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░ 2016 ░░░░