РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.
при секретаре Бреенковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Васильева С.В. к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании решений об отказе в постановке на учет незаконными, признании права на обеспечение жилым помещением, обязании восстановить на учете нуждающихся,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» о признании права на обеспечение жилым помещением и восстановлении на учете нуждающихся в получении жилья. В обоснование иска указал, что Васильев С.В. являлся военнослужащим Министерства Обороны РФ, проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной выслуги составила более № лет. Он состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ его семье, состоящей из трех человек, как нуждающимся в получении жилого помещения, предоставлена служебная квартира. Данная квартира включена в категорию служебных жилых помещений Постановлением администрации ФИО1 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом командующего войсками <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении он обратился с рапортом к командиру в/ч о его увольнении с военной службы с условием включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в <адрес>. На момент исключения из списков войсковой части № он полагал себя состоящим на жилищном учете. После увольнения им подано повторное заявление о включении его в состав кандидатов на получение Государственного жилищного сертификата как военнослужащего, желающего отселиться из закрытого военного городка. В ДД.ММ.ГГГГ г. на его имя поступил ГЖС, но в связи с невозможностью его реализовать исходя из суммы субсидии, он был возвращен в ФГКЭУ Чернореченская КЭЧ района. ДД.ММ.ГГГГ им вновь подано заявление о включении в список кандидатов на получение ГЖС. Поскольку истцы не были обеспечены постоянным жильем, истец обратился с заявлением в ФГКУ «Центррегионжилье», однако, решением № отдела <адрес> ФГКУ «Центррегионжилье» № от ДД.ММ.ГГГГ, а затем решением ФГКУ «Центррегионжилье» № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет. Считая данные отказы незаконными, просил отменить данные решения и признать за ним и членами его семьи право на обеспечение постоянным жилым помещением за счет средств МО РФ и обязать ответчика восстановить их на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности ФИО7 в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что в установленный законом срок решения ответчика не были оспорены истцом, в настоящее время истец состоит на учете в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, на предоставление Государственного жилищного сертификата. С заявлением об изменении формы обеспечения с ГЖС на предоставление жилого помещения по договору социального найма или в собственность истец к ответчику не обращался. Одновременное нахождение в двух очередях не предусмотрено законом. Просила в иске отказать.
Третье лицо – ФИО3 в судебном заседании иск поддержала.
Третьи лица – ФИО4 и ФИО8 в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы личного дела, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона, то эта правовая норма не содержит указания на возможность обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и не принятых на жилищный учет в период военной службы.
Вместе с тем положения ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на которые сослался истец в обоснование того, что он подлежит обеспечению жилым помещением Министерством обороны РФ, предусматривают, что государство гарантирует военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, обеспечение жилыми помещениями на льготных основаниях за счет средств федерального бюджета один раз (пункты 1, 14).
Судом установлено, что Васильев С.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с мая ДД.ММ.ГГГГ года по июль ДД.ММ.ГГГГ года и был уволен ДД.ММ.ГГГГ в запас в связи с организационно –штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы на момент увольнения в календарном исчислении составила более № лет, с исключением из списков личного состава войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
В период военной службы на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ его семье, состоящей из трех человек, как нуждающимся в получении жилого помещения, <данные изъяты> района ПриВО МО СССР предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> п. ФИО1, <адрес> – <адрес> (л.д. №), ордер не содержит отметки о служебном статусе жилья; Васильев С.В.. вместе с членами семьи вселился в указанное жилое помещение и проживает в нем в настоящее время.
Впоследствии данная квартира включена в категорию служебных жилых помещений Постановлением администрации ФИО1 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 района <адрес> включен в перечень закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации, исключен из перечня соответствующим Распоряжением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ.
На обращение в ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ по вопросу о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, решениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Васильеву С.В.было отказано на основании пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ. Указано, что документы о принятии Васильева С.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (рапорт, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма), в ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ не представлены, в автоматизированной базе КЭЧ записи отсутствуют; на дату подачи заявления истец утратил статус военнослужащего и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" не может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Кроме того, права и льготы в области жилищных отношений военнослужащих на момент увольнения истца обеспечивались на уровне местных органов власти, куда необходимо было встать на квартирный учет.
Оснований для признания незаконными указанных решений по истечении установленного законом трехмесячного срока на их обжалование у суда не имеется.
Так, на момент увольнения истец с военной службы порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением был урегулирован Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 6 статьи 15 указанного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщали военнослужащим в трехмесячный срок.
В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В этой связи в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до ДД.ММ.ГГГГ - из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства, а обязательства Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению жильем гражданина, уволенного с военной службы - исполненными.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления Васильеву С.В. жилого помещения, в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, граждане снимаются с жилищного учета органами, по решению которых они были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец в ДД.ММ.ГГГГ году обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а не о восстановлении на таком учете, к своему заявлению документов, подтверждающих право находится на таком учете, не представил, поэтому при отсутствии необходимых документов оснований для постановки на учет у ответчика не имелось.
При этом, доводы о том, что перед увольнением истец обращался к командиру в/ч № с рапортом, в котором указывал на включение его и членов его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительству, подтверждаются рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в войсковую часть ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как установлено судом, Васильев С.В. и члены его семьи были поставлены ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после увольнения, на жилищный учет в <данные изъяты> района от войсковой части № со включением в соответствующий список на получение Государственного жилищного сертификата по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», предусмотренной постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют и граждане, уволенные с военной службы в связи с организационно- штатными мероприятиями, имеющие более № лет выслуги военной службы, и граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Апелляционным определением № Уральского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), имеющим для суда преюдициальное значение, установлено, что на указанную выше дату (ДД.ММ.ГГГГ) Васильев С.В. в установленном порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (в получении жилья для постоянного проживания после увольнения с военной службы в связи с организационно – штатными мероприятиями посредством ГЖС).
Данным определением возложена на ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ обязанность рассмотреть вопрос о признании Васильева С.В. с составом семьи № человека нуждающимися в улучшении жилищных условий с правом участия в предусмотренном п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, а также рассмотреть вопрос о включении их установленным порядком в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по указанным в определении основаниям, а также вопрос о подготовке и последующем направлении в Департамент жилищного обеспечения МО РФ соответствующих документов, необходимых для получения Васильевым С.В. государственного жилищного сертификата для приобретения истцом жилого помещения для постоянного проживания по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства.
Во исполнение названного определения суда решением ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Васильев С.В. и члены его семьи приняты с ДД.ММ.ГГГГ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Учетная категория – участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Внесен в реестр за №.
Данное решение истцом не оспорено. С заявлением об изменении формы обеспечения с ГЖС на предоставление жилого помещения по договору социального найма или в собственность истец не обращался. Поэтому суд полагает, что истцом избран неверный способ защиты своего права.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Васильева С.В. к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании решений об отказе в постановке на учет незаконными, признании права на обеспечение жилым помещением, обязании восстановить на учете нуждающихся– отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья