Решение по делу № 2-842/2018 ~ М-955/2018 от 09.10.2018

Дело № 2-842/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Рыжковой Е.В.

при секретаре Исаковой З.В.,

с участием помощника прокурора Чередниченко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 20 ноября 2018 года дело по иску прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Усть-Вымский», администрации СП «Айкино» о принятии мер по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения отходов, расположенных на территории СП «Айкино» в точках с координатами в центре N 62°1322.6” и Е 50°0357.1”, обязании администрации СП «Айкино» принять организационные меры по сбору и транспортированию указанных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения и утилизации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Вымского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Усть-Вымский» об обязанности в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения отходов, расположенных на территории СП «Айкино» в точках с координатами в центре N 62°1322.6” и Е 50°0357.1”.

<Дата> прокурор Усть-Вымского района представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просил возложить на администрацию МР «Усть-Вымский» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения отходов, расположенных на территории СП «Айкино» в точках с координатами в центре N 62°1322.6” и Е 50°0357.1”. На администрацию СП «Айкино» возложить обязанность принять организационные меры по сбору и транспортированию отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории СП «Айкино» в точках с координатами в центре N 62°1322.6” и Е 50°0357.1” к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения и утилизации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Чередниченко А.С. поддержала уточненные исковые требования.

Ответчики администрация МР «Усть-Вымский» и администрация СП «Айкино» надлежащим образом извещенные о месте, времени и дне рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Представили возражения относительно удовлетворения исковых требований.

Третье лицо Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми надлежащим образом извещенное о месте, времени и дне рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.

Заслушав помощника прокурора Чередниченко А.С., суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ред. от 29.07.2018 определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 12 Закона № 89-ФЗ установлены специализированные требования к объектам размещения отходов, соблюдение которых подлежит государственному контролю (надзору), а состояние окружающей среды в районах таких объектов - экологическому мониторингу.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Закона № 89-ФЗ, под объектом размещения отходов следует понимать специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В судебном заседании установлено, что в сентябре 2018 года на территории сельского поселения «Айкино» обнаружено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и отходов производства, расположенное в районе точек с координатами в центре: N 62°13’22.6” и Е 50°03’57.1” на 22 км автодороги «Вогваздино - Яренск» с левой стороны в 200 м, общая площадь свалки 0,5 га.

Выявленные в ходе осмотра отходы, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от <Дата> <Номер>, относятся к следующим наименованиям с соответствующим кодом:

4 92 111 81 52 4 - отходы мебели из разнородных материалов;

3 41 901 01 20 5 - бой стекла;

4 51 102 00 20 5 - тара стеклянная незагрязненная;

4 05 212 11 60 4 - отходы бумаги и мешки бумажные с полиэтиленовым слоем незагрязненные;

4 34 199 01 20 5 - отходы продукции из целлофана незагрязненные;

3 05 220 00 00 0 - отходы из натуральной чистой древесины кусковые;

7 31 300 02 20 5 - растительные отходы при уходе за древесно­кустарниковыми посадками;

4 38 100 00 00 0 - отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полимеров и пластмасс загрязненные;

7 31 000 00 00 0 - отходы коммунальные твердые;

3 46 420 01 21 4 - отходы асбоцемента в кусковой форме;

8 12 101 01 72 4 - древесные отходы от сноса и разборки зданий;

8 26 200 00 00 0 - отходы строительных материалов на основе картона (рубероид, пергамин, толь) незагрязненные;

9 21 130 00 00 0 - покрышки пневматических шин отработанные;

9 21 500 00 00 0 - отходы при демонтаже автотранспортных средств.

В соответствии с публичной кадастровой картой, опубликованной на сайте pkk5.rosreestr.ru земля в районе места размещения несанкционированной свалки отходов находится в квартале 11:08:0101001 и для землепользования конкретным лицами не выделялась, соответственно земельные участки, на которых обнаружены отходы, не переданы кому-либо в аренду, собственник отходов не установлен.

Согласно уведомления№КУВИ-001/2018-9645228 от <Дата> сведения о земельном участке, расположенном на территории СП «Айкино» в точках с координатами в центре N 62°1322.6” и Е 50°0357.1” в ЕГРН отсутствуют.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальный районов (п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к названному выше пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Действующим законодательством не предусмотрено понятие «ликвидация несанкционированной свалки». Вместе с тем, пунктом 5.17 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» предусмотрено понятие «ликвидация отходов», под которым следует понимать деятельность, связанную с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под сбором отходов надлежит понимать прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, под их транспортированием - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка.

Указанной нормой захоронение отходов определяется как изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Под утилизацией отходов надлежит понимать их использование для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов определяется как уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Обработка отходов понимается как предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

При изложенных обстоятельствах ликвидация свалки предполагает два самостоятельных комплекса мероприятий: уборка территории свалки (сбор отходов и их транспортирование в места ликвидации) и ликвидация вывезенных отходов (их утилизация, обработка, обезвреживание и захоронение).

В силу ч. 2 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (ч. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ).

Исходя из положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений. Органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 3.1 Постановления от 26.04.2016 № 13-П к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.

При изложенных обстоятельствах органы местного самоуправления несут ответственность за поддержание экологически безопасной обстановки на вверенной им территории, поэтому само по себе образование несанкционированной свалки свидетельствует о недостаточности принимаемых такими органами организационно-властных мер.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов не отнесено к вопросам местного значения сельского поселения. Вместе с тем, частью 3 указанной статьи предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться и иные вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Аналогичная норма предусмотрена частью 2 статьи 8 Закона № 89-ФЗ.

На территории Республики Коми принят Закон Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 148-РЗ, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.

Пунктом 14 статьи 15 Закона № 131-ФЗ полномочия по обезвреживанию, захоронению, обработке и утилизации отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления муниципального района. Иное законодательством Республики Коми не предусмотрено.

Таким образом, полномочия по участию в организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, организации уборки и очистки территории сельского поселения от отходов на территории Республики Коми принадлежат органам местного самоуправления сельских поселений.

В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления этого муниципального района.

При изложенных обстоятельствах образование несанкционированного объекта размещения отходов на вверенном органам местного самоуправления МО МР «Усть-Вымский» свидетельствует о ненадлежащей организации деятельности соответствующих органов по управлению вверенным им имуществом.

Бесконтрольное размещение отходов на территориях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, создает опасность причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, чем нарушает право неопределенного круга лиц – населения СП «Айкино» на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Использование земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения для размещения отходов противоречит его целевому назначению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 173, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать администрацию МР «Усть-Вымский» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения отходов, расположенных на территории СП «Айкино» в точках с координатами в центре N 62°1322.6” и Е 50°0357.1”.

Обязать администрацию МО СП «Айкино» принять организационные меры по сбору и транспортированию отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории СП «Айкино» в точках с координатами в центре N 62°1322.6” и Е 50°0357.1” к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения и утилизации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья - Е.В.Рыжкова

2-842/2018 ~ М-955/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Усть-Вымского района
Ответчики
Администрация сп "Айкино"
Администрация МР "Усть-Вымский"
Другие
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Суд
Усть-Вымский районный суд
Судья
Рыжкова Е.В.
09.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2018[И] Передача материалов судье
09.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2018[И] Судебное заседание
20.11.2018[И] Судебное заседание
20.11.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2019[И] Дело оформлено
11.02.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее