Дело № 2-2888/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 19 октября 2015 года
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.В.,
при секретаре Багдасарян Е.Э.,
с участием:
истца Соколовой О.В.,
представителя ответчика – Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Волгограда ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой ФИО6 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Волгограда об обязании включения в специальный трудовой стаж периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Соколова О.В. обратилась в суд с данным иском в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Волгограда своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ. отказало ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости, мотивировав тем, что не подлежат зачету в специальный стаж её педагогической работы ряд временных периодов по тем или иным причинам. С решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истец не согласна, так как считает его неправомерным по следующим причинам: из специального стажа исключены периоды пребывания на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ., так как они не предусмотрены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако, в постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости (пенсии за выслугу лет), о зачете или незачете в специальный стаж времени учебных отпусков ничего не сказано; в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ в указанный период за истцом сохранялись место работы (должность) и средняя заработная плата; указанный период времени оплачивался истцу по среднему заработку, с которого в соответствии с законодательством производились выплата страховых взносов, налоговые отчисления во все фонды, в том числе и в Пенсионный фонд РФ. Также Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> не засчитало в педагогический стаж истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды нахождения в командировках и для сопровождения обучающихся: <адрес>. Однако, истец направлялась в командировки по приказам работодателя с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель производил соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, периоды нахождения в командировках и для сопровождения обучающихся подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку согласно ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Также, в соответствии с частью 1 ст. 262 Трудового кодекса РФ истцу, как родителю, которому необходимо ухаживать за ребенком-инвалидом, по письменному заявлению предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни. Оплата каждого дополнительного выходного дня производилась в размере среднего заработка и в порядке, который установлен федеральными законами. Кроме того, в соответствии со ст. 93 ТК РФ установление неполного рабочего времени не влечет для работников каких - либо ограничений исчисления трудового стажа и других трудовых прав. Исходя из вышеизложенного, учитывая, что воспитывая ребенка-инвалида, истец состояла в трудовых отношениях, дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом в количестве 2-х месяцев 05 дней должны быть включены в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В связи с чем Соколова О.В. просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Волгограда засчитать в её специальный стаж педагогической работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ., как приходящийся на курсы повышения квалификации;
период нахождения в командировках и для сопровождения обучающихся с ДД.ММ.ГГГГ;
дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом в количестве 2-х месяцев 05 дней;
назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ (дата возникновения права на назначение страховой пенсии по старости в связи с исполнением 25 лет специальной педагогической деятельности);
взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Истец Соколова О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика УПФР в Советском районе г. Волгограда по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку в спорные периоды истец непосредственно педагогической деятельностью, связанной с обучением детей, не занималась.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст.39 ч.2 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, следует, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом установлено, что решением УПФР в Советском районе г. Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ. Соколовой О.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия 25 лет стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, требуемого для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости (л.д.15).
Указанным решением истцу не были включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, следующие периоды:
дополнительные дни по уходу за ребенком инвалидом:
с ДД.ММ.ГГГГ.,
периоды пребывания на курсах повышения квалификации:
с ДД.ММ.ГГГГ.,
периоды нахождения в командировках:
с ДД.ММ.ГГГГ,
периоды сопровождения обучающихся:
ДД.ММ.ГГГГ.,
- так как они не предусмотрены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №.
Суд считает неправомерным отказ УПФР в Советском районе г.Волгограда во включении Соколовой О.В. в указанные периоды по следующим основаниям.
В силу положений части первой статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно ст. 187 указанного Кодекса при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В указанные выше спорные периоды истцу Соколовой О.В. выплачивалась заработная плата и производись выплаты страховых взносов в пенсионный фонд, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
При таком положении, поскольку в спорные периоды за истцом была сохранена средняя заработная плата, производились отчисления страховых взносов в пенсионный фонд, то указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами», утвержденного Постановлением Минтруда России № 26, ФСС РФ № 34 от 04.04.2000г., четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей.
Согласно пункту 10 Разъяснения оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонд социального страхования РФ (до ДД.ММ.ГГГГ). Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, указанные выходные дни оплачиваются за счет средств федерального бюджета, выделяемых Фонду социального страхования РФ.
В соответствии со ст. 93 ТК РФ установление неполного рабочего времени не влечет для работников каких - либо ограничений исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что воспитывая ребенка-инвалида, истец Соколова О.В. состояла в трудовых отношениях, дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом должны быть включены в её трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, учитывая, что в спорные периоды за Соколовой О.В. сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд считает, что данные периоды подлежат включению в стаж работы Соколовой О.В., дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
Исходя из требований пенсионного законодательства в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика в целях восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Как установлено судом, Соколова О.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, представив все необходимые документы ДД.ММ.ГГГГ, с учетом спорных периодов, специальный стаж истца на момент обращения не составил <данные изъяты> лет требуемого стажа.
В связи с изложенным выше, поскольку на момент обращения с заявлением в пенсионный фонд у истца еще не было требуемого законом специального стажа, а она продолжает работать в том же образовательном учреждении до настоящего времени, то пенсия подлежит назначению с момента возникновения такого права, и требования в части назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суд считает возможным обязать УПФР в Советском районе г. Волгограда назначить Соколовой О.В. назначить ей досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента возникновения такого права.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Соколовой О.В. при подаче иска была оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 3).
Данные судебные расходы суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соколовой ФИО7 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Волгограда об обязании включения в специальный трудовой стаж периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.
Признать незаконным Решение Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе Соколовой ФИО8 в установлении досрочной трудовой пенсии в части не включения в её стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов периоды нахождения на курсах повышения квалификации, нахождения в командировках, периодов сопровождения обучающихся, дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда засчитать Соколовой ФИО9 в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочную трудовую пенсию:
дополнительные дни по уходу за ребенком инвалидом:
с ДД.ММ.ГГГГ.,
периоды пребывания на курсах повышения квалификации:
с ДД.ММ.ГГГГ.,
периоды нахождения в командировках:
с ДД.ММ.ГГГГ,
периоды сопровождения обучающихся:
<адрес>.,
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда назначить Соколовой ФИО10 досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права.
В удовлетворении остальной части исковых требований Соколовой ФИО11 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Волгограда в части назначения досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда в пользу Соколовой ФИО12 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Советский районный суд г.Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения суда изготовлен 23 октября 2015 года.
Судья