Дело №2а-2108/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2017 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Тураевой Т.Е.,
при секретаре Акимовой О.А.,
с участием представителя административного истца Обуховой А.А.,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица Мухрыгиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заволжского района г.Ульяновска к администрации Муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «город Ульяновск», уточненным в ходе судебного разбирательства. С учетом уточнения требований просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении обязательств по содержанию проезжей части по проспекту Ульяновский, проспекту Ленинского Комсомола в Заволжском районе г. Ульяновска, обязать ответчика установить дублирующие знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» и нанести горизонтальную дорожную разметку на проспекте Ульяновский в районе домов №№ 2, 1а, 6, 7, 11; проспекте Ленинского Комсомола в районе домов №№ 1,5, 11, 19, 23, 27, 18, 37, 28, 32, 42, 44 в Заволжском районе г. Ульяновска.
В обоснование требований указано следующее.
В ходе проведенной проверки в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, нарушены требования ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», устанавливающего перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Указанные требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
В соответствии с требованиями п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 «Пешеходный переход» ПДД РФ дублируют над проезжей частью.
Между тем, на пешеходных переходах, расположенных на участке многополосной автомобильной дороги с двухсторонним движением напротив вышеуказанных домов <адрес>
Аналогичные нарушения выявлены при обследовании пешеходных переходов, расположенных на участке автомобильной дороги с односторонним движением с тремя полосами движения, напротив вышеуказанных домов <адрес>
Кроме того, п.п. 4.2, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что в процессе эксплуатации на покрытии проезжей части должна быть хорошо различима дорожная разметка в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Вместе с тем, на всем протяжении <адрес>
Анализ ДТП, произошедших в 2016 г. истекшем периоде 2017 г. на <адрес> показал, что из 26 ДТП по 8 дорожно-транспортным происшествиям сопутствующей причиной явились неудовлетворительные дорожные условия (отсутствие разметки, знаков дорожного движения).
Муниципальное образование «город Ульяновск» наделено полномочиями по осуществлению дорожной деятельности, в том числе обеспечению безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, УМВД России по Ульяновской области.
Представитель прокурора в судебном заседании на удовлетворении уточненных требований настаивала, привела в обоснование доводы, аналогичные изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска в судебном заседании требования не признала, представила в суд письменный отзыв на иск дополнением, также в судебном заседании пояснила следующее.
Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер и используются в соответствии с «Ведомственной структурой расходов бюджета МО «город Ульяновск» на 2017 год», утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от 2 декабря 2016 г. № 132 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 г. № 90 Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по решению вопросов местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области, в области дорожной деятельности, организации благоустройства на территории муниципального образования «город Ульяновск», создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования «город Ульяновск».
На основании п. 4.1 Положения об Управлении осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Распоряжением начальника Управления от 30.12.2016 <данные изъяты> было выдано муниципальное задание на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которым на данное учреждение была возложена обязанность по выполнению работ, в том числе: техническое содержание, обслуживание и ремонт технических средств организации дорожного движения - дорожных знаков, выполнение работ в городе Ульяновске по нанесению и восстановлению горизонтальной разметки краской (эмалью).
В соответствии с действующим законодательством муниципальные бюджетные учреждения обязаны выполнять все работы, на которые выдано муниципальное задание самостоятельно, без привлечения субподрядчиков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
На основании вышеизложенного Администрация города Ульяновска, Управление, как главные распорядители и получатели средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» возложенные на них обязанности выполнили в полном объёме в соответствии со ст. 158 БК РФ.
<данные изъяты> на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрено выполнение муниципальной работы, в том числе: техническое содержание, обслуживание и ремонт технических средств организации дорожного движения - дорожных знаков, однако проектирование и установка дублирующих знаков данным муниципальным заданием не предусмотрены.
В целях снижения аварийности на дорогах в городе Ульяновске и в соответствии с представленным анализом <данные изъяты> в настоящее время разработана программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ульяновской городской агломерации на 2017-2018, в рамках которой планируется выполнить мероприятия по установке дублирующих дорожных знаков 5.19 «Пешеходный переход»: <данные изъяты>
Мероприятия по установке дублирующих дорожных знаков 5.19 «Пешеходный переход» напротив дома № 27 на <адрес> планируется к включению в программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Ульяновской городской агломерации на 2018-2019 г.
Ежегодно <данные изъяты> выдается муниципальное задание, которым предусмотрено, в том числе, и выполнение работ в городе Ульяновске по нанесению и восстановлению горизонтальной разметки краской (эмалью). В соответствии с адресными перечнями и планами - графиками текущих работ на нанесение и восстановление горизонтальной дорожной разметки предусмотрено только 1 раз за 1 календарный год.
Нанесение дорожной разметки 1.14.1 «Зебра» в соответствии Планом-графиком текущих работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улично - дорожной сети г. Ульяновска на 2017 г. (по проектам ОДД) силами <данные изъяты> на <адрес> планируется с 10 по 20 июня 2017 года, на <адрес>
Полагает, что истцом не предоставлено доказательств бездействия муниципального образования «город Ульяновск», выраженного в неисполнении возложенных на него обязательств по содержанию дорог.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, представил отзыв на иск, в котором подержал требования в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как предусмотрено ч.2 указанной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
По мнению суда, заявленные требования прокурора являются, по сути, обоснованными на основании следующего.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, в связи с чем, прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с административным иском об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 31.05.2017, составленному государственным инспектором дорожного надзора отдела <данные изъяты> и помощником прокурора Заволжского района г.Ульновска, при проверке на пешеходных переходах, расположенных на участке многополосной автомобильной дороги с двухсторонним движением, напротив домов <адрес>, отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью.
Согласно акту от 14.04.2017 аналогичные нарушения выявлены при обследовании пешеходных переходов, расположенных на участке автомобильной дороги с односторонним движением с тремя полосами движения, напротив домов <адрес>
Согласно актам от 14.04.2017 на всем протяжении проспекта Ульяновского, <адрес>
В соответствии с требованиями п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004, на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 «Пешеходный переход» ПДД РФ дублируют над проезжей частью.
Кроме того, п.п. 4.2, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что в процессе эксплуатации на покрытии проезжей части должна быть хорошо различима дорожная разметка в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
Требования Государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.
Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении транспортных средств и пешеходов, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 года определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно указанному Федеральному закону организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, лежит на органах местного самоуправления.
К числу полномочий администрации г. Ульяновска в соответствии с п.3 ч.6 ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утв. Решением Ульяновской Городской Думой от 23.09.2014 №119, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства администрация г.Ульяновска обязана следить за состоянием муниципальных дорог в пределах городского округа.
Довод представителя административного ответчика о том, что муниципальным заданием <данные изъяты> на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрено выполнение муниципальной работы, в том числе: техническое содержание, обслуживание и ремонт технических средств организации дорожного движения - дорожных знаков, однако проектирование и установка дублирующих знаков данным муниципальным заданием не предусмотрены, свидетельствует о бездействии администрации, выраженном в неисполнении обязанности по содержанию проезжей части по <адрес> в части установки дублирующих знаков и нанесения дорожной разметки.
То обстоятельство, что в настоящее время разработана программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ульяновской городской агломерации на 2017-2018, в рамках которой планируется выполнить мероприятия по установке дублирующих дорожных знаков 5.19 «Пешеходный переход», также не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку на момент рассмотрения дела дублирующие знаки не установлены.
Доказательств, подтверждающих нанесение дорожной разметки на день судебного заседания, ответчиком суду также не представлено.
В связи с вышеизложенным, уточненные требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 5.19.1 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░