К делу № 2-562/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2012 г. ст. Старощербиновская
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Деревянченко Н.В.
при секретаре Черновой Н.В.,
с участием прокурора Зуй И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
установил:
Прокурор Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф, в результате которой в деятельности администрации Старощербиновского сельского поселения выявлены нарушения требований действующего законодательства.
Органами местного самоуправления в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций заблаговременно для экстренного привлечения средств создаются местные резервы материальных ресурсов, которые в том числе включают в себя продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты. При этом номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом, то есть органом местного самоуправления за счет средств местного бюджета.
Постановлением главы администрации Старощербиновского сельского поселения от 16.07.2010 года № <---> создан резерв материальных ресурсов для ликвидации на территории поселения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждена номенклатура резерва. Вместе с тем, резервы продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, средств связи, строительных материалов, топлива и средств индивидуальной защиты не созданы.
В Старощербиновском сельском поселении программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований не разработаны; курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне не созданы и не оснащены.
Не проведена подготовка заместителя главы Старощербиновского сельского поселения Багрянцева Ю.А., назначенного в соответствии с распоряжением администрации Старощербиновского сельского поселения от 31.01.2012 года № <---> уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
При изучении плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Старощербиновского сельского поселения установлено его несоответствие требованиям Указаниям государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.09.1993 года № 114, которым утверждена структура и содержание планов действий. Так, раздел 1 плана не содержит сведений о путях сообщения и транспорте; о районах, наиболее часто подверженным стихийным бедствиям; прогноза ущерба промышленного, сельскохозяйственного производства и численности пострадавшего населения при возникновении возможных чрезвычайных ситуаций глобального и регионального масштабов; не содержится сведений о наличии транспортных средств, для эвакуации населения из районов возможных чрезвычайных ситуаций глобального и регионального масштабов, расчетов на перевозку эваконаселения автомобильным, железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Старощербиновского сельского поселения, предоставленных полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что ставит под угрозу безопасное проживание и пребывание граждан на территории поселения, нарушает их права и законные интересы.
Поскольку число указанной категории граждан постоянно меняется, то неправомерное бездействие администрации поселения нарушает права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. ст. 45 и 254 ГПК РФ дает прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Заявитель просил суд признать незаконным бездействие администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района, выразившееся в неисполнении в полном объеме требований действующего законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; по разработке программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований в области гражданской обороны; по созданию и оснащению курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне; по подготовке в форме повышения квалификации работника органа местного самоуправления, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; по разработке и утверждению плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с надлежащей структурой и содержанием. Просил обязать администрацию Старощербиновского сельского поселения муниципального образования Щербиновский район в срок до 03.12.2012 года:
создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в части продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты;
разработать программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований в области гражданской обороны;
создать и оснастить курсы гражданской обороны населения и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне;
провести подготовку работника администрации Старощербиновского сельского поселения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (Багрянцева Ю.А.) в форме повышения квалификации;
разработать и утвердить план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с надлежащей структурой и содержанием, предусмотренными Указанием государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.09.1993 № 114, включив в него карты возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций с соответствующими обозначениями; план организации управления, оповещения и связи (на карте с пояснительной запиской); план организации управления, оповещения и связи (на карте с пояснительной запиской); план инженерного обеспечения (на карте с пояснительной запиской); план медицинского обеспечения (на карте с пояснительной запиской).
В судебном заседании прокурор Зуй И.В. поддержал заявленные требования, за исключением обязания администрации провести подготовку в форме повышения квалификации конкретного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а именно Багрянцева Ю.А., указав, что уполномоченным работником администрацией может быть определено и другое лицо; просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель администрации Старощербиновского сельского поселения Макаренко В.С. в суде подтвердил, что выявленные нарушения имели место, будут устранены, однако, в связи с необходимостью выделения до конца 2012 года из местного бюджета более 3 млн. руб. для проведения ремонта асфальтового покрытия дорог в поселении, нехваткой запланированных в бюджете денежных средств на цели участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и на организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций и оценкой возможности получения таких средств до окончания 2012 года, просил увеличить срок для добровольного исполнения части заявленных требований.
Заинтересованное лицо Багрянцев Ю.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В соответствии со ст.167, ч.2 ст.257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Щербиновского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф, в результате которой в деятельности администрации Старощербиновского сельского поселения выявлены нарушения требований действующего законодательства, что отражено в комиссионном акте от 3.09.2012 года.
Пунктами 8 и 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что отражено и в Уставе Старощербиновского сельского поселения.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Часть 2 ст.11 указанного Федерального закона определяет полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно, в числе прочего, осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Статьей 20 названного федерального закона предусмотрено, что руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Согласно п.п.18, 20, 23 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" подготовка работников, в том числе, органов местного самоуправления, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Пунктами 2, 3, 4, 7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 года № 1340, установлено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов местных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Постановлением Правительства РФ от 4.09.2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которое определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Согласно п.п. 2, 4, 6, 14 указанного Положения, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках. Уполномоченные работники проходят повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований. Установлено, что финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с Федеральным законом РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 года "О гражданской обороне» и п. 4, п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 года № 841 обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обучение является обязательным и проводится, в том числе, на курсах гражданской обороны муниципальных образований по месту работы, учебы и месту жительства граждан. Органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований: разрабатывают с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований; организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, в том числе, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований; осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований; создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию.
Указанием государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.09.1993 года № 114 «О разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями» определены структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.
Постановлением главы администрации Старощербиновского сельского поселения от 16.07.2010 года № <---> утверждена номенклатура резерва, включающего технику (трактор МТЗ-80, трактор Белорус 82.1, 2 тракторных прицепа, плуг, угловую шлифовальную машину, триммер), посуду (тарелки и ложки), хозяйственный инвентарь (лом, грабли, ведро, ручная тачка, рабочие рукавицы).
Резервы продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, средств связи, строительных материалов, топлива и средств индивидуальной защиты в номенклатуру не включены и, соответственно, не созданы, что не оспаривается представителем администрации.
Администрацией Старощербиновского сельского поселения программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципального образования не разработаны; курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне не созданы и не оснащены.
Доказательств повышения квалификация лица, назначенного в соответствии с распоряжением главы администрации Старощербиновского сельского поселения от 31.01.2012 № 21-р уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, суду не представлено.
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный в 2011 году главой администрации Старощербиновского сельского поселения, фактически является проектом такого плана, не содержащим каких-либо цифровых показателей, указания на органы и организации, силами которых осуществляется то или иное действие, не соответствующим требованиям Указания государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.09.1993 № 114, которым утверждена структура и содержание планов действий, не содержащим сведений о путях сообщения и транспорте, в том числе, в виду отсутствия сведений о районах, наиболее часто подверженным стихийным бедствиям; прогноза ущерба промышленного, сельскохозяйственного производства и численности пострадавшего населения при возникновении возможных чрезвычайных ситуаций глобального и регионального масштабов; не содержащим сведений о наличии транспортных средств для эвакуации населения из районов возможных чрезвычайных ситуаций глобального и регионального масштабов, расчетов на перевозку эваконаселения автомобильным, железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом.
В связи с изложенным, требования прокурора Щербиновского района являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя администрации Старощербиновского сельского поселения срок, необходимый для выполнения возлагаемых обязанностей, суд учитывает характер и объем действий, которые следует совершить органу местного самоуправления для исполнения возложенной обязанности, значимость указанных действий для населения, сведения, изложенные в справке № <---> от 26.09.2012 года о размере запланированных средств в бюджете на цели участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и на организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций, финансовые возможности местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ,
решил:
Заявление прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района, выразившееся в неисполнении в полном объеме требований действующего законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; по разработке программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципального образования в области гражданской обороны; по созданию и оснащению курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне; по подготовке в форме повышения квалификации работника органа местного самоуправления, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; по разработке и утверждению плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать администрацию Старощербиновского сельского поселения муниципального образования Щербиновский район:
в срок до 03.12.2012 года провести подготовку работника администрации Старощербиновского сельского поселения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в форме повышения квалификации;
в срок до 30.12.2012 года разработать программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципального образования в области гражданской обороны;
создать и оснастить курсы гражданской обороны населения и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне;
разработать и утвердить план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с надлежащими структурой и содержанием, предусмотренными Указанием государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.09.1993 года № 114 «О разработке «Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями», включив в него карты возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций с соответствующими обозначениями; план организации управления, оповещения и связи (на карте с пояснительной запиской); план организации управления, оповещения и связи (на карте с пояснительной запиской); план инженерного обеспечения (на карте с пояснительной запиской); план медицинского обеспечения (на карте с пояснительной запиской);
в срок до 1.04.2013 года создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в части продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты.
Определить способ размещения информации о принятом решении путем публикации решения на официальном сайте Щербиновского районного суда в сети интернет.
Срок обжалования решения 1 месяц со дня принятия решения в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд.
Решение принято в окончательной форме 3.10.2012 года.
Судья: Н.В. Деревянченко
Решение вступило в законную силу с 06.11.2012 г.
«согласовано»
Судья Щербиновского районного суда
Н.В. Деревянченко