Дело №12-51/2019
РЕШЕНИЕ
пос. Чамзинка,
Республика Мордовия 30 сентября 2019 года.
Судья Чамзинского районного суда Республики Мордовия Бондарева Н.В.,
при секретарях судебного заседания Ивашкиной О.В., Терентьевой О.А.,
с участием в судебном заседании:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении общества с ограниченной ответственностью «Магма ХД», в лице его представителя Сухарникова А.А., действующего на основании доверенности от 09 августа 2019 г.,
представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Ведерниковой Т.В., действующая на основании доверенности №96 от 13 сентября 2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Магма ХД» на постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкина И.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское», юридический адрес: <адрес>
установил:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (далее Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области) Биушкина И.Г. №95-2019 от 06 августа 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Оспаривая законность и обоснованность данного постановления, общество с ограниченной ответственностью «Магма ХД» (с 13 августа 2019 года правопреемник ООО «Сабур-Мачкасское») обратилось с жалобой, в которой просит постановление отменить в связи с отсутствием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения. В обоснование указывается, что материалами дела не установлено каким образом осуществлялись замеры глубины отбора проб, глубины вменяемого ухудшения качественного состояния земель и расчеты площади вменяемого перекрытия плодородного слоя почвы. Кроме того из материалов административного дела не усматривается, что при проведении проверки использовалось специальное проверенное оборудование, привлекались специалисты-геодезисты. Так же заявитель ссылается на тяжелое финансовое положение общества.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Сухарников А.А. доводы, изложенные в жалобе поддержал, просил постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку назначенный штраф существенным образом отразиться на финансовом состоянии общества. В случае признания несостоятельными доводов, изложенных в жалобе, просил постановление изменить, применить в отношении общества положения статьи 4.1 КоАП РФ, снизить размер назначенного штрафа до 200 000 рублей.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Ведерникова Т.В., считая постановление законным, указывала на необоснованность и недоказанность доводов жалобы. Наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела, при отсутствии смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств. Просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, в силу прямого указания вышеприведенного действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается: в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Судом установлено, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения №111 от 14 мая 2019 года Врио руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области, произведен осмотр земельных участков сельскохозяйственного назначения, отбор проб и установлено следующее.
29 мая 2019 года в 12 часов 00 минут на земельном участке сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации Сабур-Мачкасского сельского поселения. Участок находится примерно в 3300 м. от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер земельного участка № общей площадью 18 299 кв.м., собственником которого является ООО «Сабур-Мачкасское», выявлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: на части земельного участка площадью 1 757 кв. м обнаружено перекрытие плодородного слоя почвы, представляющее собой валообразные кучи из инертного материала (опока); на части земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1796,5 кв. м. обнаружено перекрытие плодородного слоя почвы асфальтным и бетонным покрытием под площадку для стоянки автомобильного (в том числе грузового) транспорта. Так же на земельном участке проложена двухколейная железная дорога протяженностью 74 метра и шириной 15 м. Площадь под железной дорогой составила 1065 кв. м.
Общая площадь перекрытия плодородного слоя почвы составила 4618,5 кв.м. В результате перекрытия верхнего плодородного слоя почвы инертными материалами и размещения объектов транспортной инфраструктуры был нанесен вред почве, как объекту охраны окружающей среды, так как вышеуказанные части земельного участка не могут использоваться в сельскохозяйственном производстве.
Остальная часть земельного участка зарастает сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Присутствуют высохшие не вегетирующие части сорных травянистых растений с преимущественным видовым составом трав: вейник наземный, пырей ползучий, лопух большой, бодяк полевой, пижма обыкновенная, щавель конский, цикорий обыкновенный, крапива жгучая. Древесно-кустарниковая растительность представлена преимущественно березой, кленом, ивой, осиной.
29 мая 2019 года в 14 ч. 00 мин. государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Кузнецовой Т.В. при проведении внеплановой проверки в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» обследован земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: - установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации Сабур- Мачкасского сельского поселения. Участок находится примерно в 3700 м. от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №. Общая площадь земельного участка составляет 13 211 кв.м, который принадлежит на праве собственности Обществу <данные изъяты> В ходе проверки выявлено нарушение земельного законодательства РФ, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: часть участка захламлена отходами производства и потребления (использованные поддоны, кирпич, арматура, картон, полиэтиленовая пленка и другой строительный мусор). Также обнаружены валообразные кучи из инертного материала (опока). Площадь захламления составила 6125 кв.м. В результате перекрытия верхнего плодородного слоя почвы отходами производства был нанесен вред почве, как объекту охраны окружающей среды, так как вышеуказанные части земельного участка не могут использоваться в сельскохозяйственном производстве.
Также на земельном участке присутствуют высохшие не вегетирующие части сорных травянистых растений с преимущественным видовым составом трав: вейник наземный, пырей ползучий, лопух большой, бодяк полевой, пижма обыкновенная, щавель конский, цикорий обыкновенный, крапива жгучая, произрастает древесно-кустарниковая растительность, представленная березой, кленом, ивой, осиной. Высота деревьев колеблется от 0,5 метров до 8 метров.
04 июня 2019 года в 14 ч. 00 мин. государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Кузнецовой Т.В. при проведении внеплановой проверки в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» <данные изъяты> обследован земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: установлено- относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации Сабур-Мачкасского сельского поселения. Участок находится примерно в 3500 м. от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №. Общая площадь земельного участка составляет 28 893 кв.м, который принадлежит на праве собственности Обществу <данные изъяты> Выявлено нарушение земельного законодательства РФ, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: на части земельного участка обнаружено перекрытие плодородного слоя почвы инертными материалами (опока, щебень, бетонные плиты) под размещение дорожных сооружений для производственных целей. Площадь перекрытия плодородного слоя почвы составила 7199 кв.м. В результате перекрытия верхнего плодородного слоя почвы инертными материалами и размещения объектов транспортной инфраструктуры был нанесен вред почве, как объекту охраны окружающей среды, так как вышеуказанные части земельного участка не могут использоваться в сельскохозяйственном производстве.
Остальная часть земельного участка зарастает сорной и древесно-кустарниковой растительностью, присутствуют высохшие не вегетирующие части сорных травянистых растений с преимущественным видовым составом трав: вейник наземный, пырей ползучий, лопух большой, бодяк полевой, пижма обыкновенная, щавель конский, цикорий обыкновенный, крапива жгучая. Древесно-кустарниковая растительность, представленная березой, кленом, ивой, шиповником, осиной. Высота деревьев колеблется от 0,5 метров до 8 метров.
04 июня 2019 года в 15 ч. 00 мин. государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Кузнецовой Т.В. при проведении внеплановой проверки в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» <данные изъяты> обследован земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации Сабур-Мачкасского сельского поселения. Участок находится примерно в 3450 м. от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №. Общая площадь земельного участка составляет 25 374 кв.м, который принадлежит на праве собственности Обществу <данные изъяты> Выявлено нарушение земельного законодательства РФ, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: на части земельного участка присутствуют высохшие не вегетирующие части сорных травянистых растений с преимущественным видовым составом трав: вейник наземный, пырей ползучий, лопух большой, бодяк полевой, пижма обыкновенная, щавель конский, цикорий обыкновенный, крапива жгучая. Древесно-кустарниковая растительность представлена преимущественно березой, кленом, ивой, шиповником, осиной. Площадь зарастания составила 15 743 кв.м.
По земельному участку сельскохозяйственного назначения проложена двухколейная железная дорога протяженностью 167 метров и шириной 11 метров. Площадь перекрытия плодородного слоя составила 1837 кв.м.На части земельного участка обнаружено перекрытие плодородного слоя почвы асфальтным покрытием. Площадь перекрытия составила 7 794 кв.м. Кроме того на данной части земельного участка возведены строения не предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности: контрольно-пропускной пункт АО «Мордовцемент», автовесовая и часть автомоечной, общая площадь строений составила 580 кв.м.
В результате перекрытия верхнего плодородного слоя почвы инертными материалами и размещения объектов производственной и транспортной инфраструктуры был нанесен вред почве, как объекту охраны окружающей среды, так как вышеуказанные части земельного участка не могут использоваться в сельскохозяйственном производстве.
Выявленные нарушения свидетельствует о не проведении в течение продолжительного времени обязательных мероприятий по обработке почвы для возделывания сельскохозяйственных культур и непринятии мер к воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выражающееся в не сохранении и непринятии мер к повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозийных и иных, по предотвращению процессов ухудшающих качественное состояние земель.
По фактам выявленных нарушений земельного законодательства в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации, которые в последствии объединены в одно производство определением от 06 августа 2019г.
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (далее Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области) Биушкина И.Г. №95-2019 от 06 августа 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения обществом с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: актом проверки №02-23 от 26 июня 2019 года, с приложенной к нему фототаблицей, предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 02-05 от 26 июня 2019 года, протоколами об административных правонарушениях №02-10 от 22 июля 2019 года, №02-11 от 22 июля 2019 года, №02-12 от 22 июля 2019 года, №02-13 от 22 июля 2019 года.
Право собственности общества с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» на земельные участки, имеющие кадастровые номера № относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Вопреки доводам жалобы, материалами дела подтвержден факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» вышеперечисленных требований природоохранного законодательства, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт перекрытия плодородного слоя почвы инертными материалами (опока, щебень, бетонные плиты), захламления отходами производства и потребления (использованные поддоны, кирпичи, арматура, картон, полиэтиленовая пленка и другой строительный мусор), присутствие высохших травянистых растений, размещение объектов производственной и транспортной инфраструктуры на земельном участке, принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское», отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения был выявлен должностными лицами в ходе визуального осмотра земельного участка, отраженного в акте проверки и фототаблице.
Для состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, необходимо установить наличие бездействия лица в непроведении специальных установленных законодательством мероприятий, неосуществление которых влечет ухудшение качественного состояния земель, в том числе выразившееся в допущении перекрытия плодородного слоя почвы инертными материалами, захламления отходами производства и потребления, зарастания земельного участка сорными растениями и кустарниково-древесной растительностью, что не требует наличия специальных познаний.
Вина общества с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» в совершении административного правонарушения, с учетом положений статьи 2.4 КоАП Российской Федерации заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вывод должностного лица об установлении события административного правонарушения, а также о наличии в деянии (действии, бездействии) общества с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является верным, основанным на имеющихся в деле относимых и допустимых доказательствах.
В силу положений части 1 статьи 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года №102- ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений (ч. 1 ст. 12 указанного закона).
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что все измерения производились приемником навигационным GARMIN tTrex 20X калибровки №138/200-2019, на который имеется в материалах дела сертификат, дальномером лазерным, на который имеется свидетельство о поверке №13380/3, а также измерительными рулетками, имеющими сертификат калибровки.
С учетом изложенного акт проверки №02-23 от 26 июня 2019 года, с приложенной к нему фототаблицей, предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №02-05 от 26 июня 2019 года, протоколы об административных правонарушениях №02-10 от 22 июля 2019 года, №02-11 от 22 июля 2019 года, №02-12 от 22 июля 2019 года, №02-13 от 22 июля 2019 года, которые в качестве доказательств вмененного правонарушения положены в основу обжалуемого постановления являются достоверными и позволяют сделать вывод о том, что отобрание образцов почв, подвергнутых исследованию в ходе производства по делу об административном правонарушении, происходило на земельных участках, имеющих кадастровые номера №, принадлежащих ООО «Сабур-Мачкасское», согласно Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» при установлении и фиксации места правонарушения.
Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у суда не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.
На момент проверки, собственником земельных участков, имеющих кадастровые номера № относящихся к землям сельскохозяйственного назначения являлось общество с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское». Данный факт заявителем не оспаривается.
Указанные основания послужили основанием для привлечения ООО «Сабур-Мачкасское» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В силу ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 4 статьи 2.10 КоАП РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
В силу ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ в случаях, указанных в частях 3 - 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
Из материалов дела усматривается, что протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, составлены 22 июля 2019г. в отношении ООО «Сабур-Мачкасское». При этом, должностным лицом представлены в материалах дела Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Сабур-Мачкасское», согласно которым собственником является ООО «Сабур-Мачкасское».
В то же время согласно приложенному к жалобе листу записи Единого государственного реестра юридических лиц, 13 августа 2019 г. в Реестр внесена запись о прекращении деятельности ООО «Сабур-Мачкасское» путем реорганизации в форме присоединения, в качестве правопреемника указано – ООО «Магма ХД». При таких обстоятельствах ООО «Сабур-Мачкасское» на момент составления протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания не прекратило свою деятельность, в связи с чем, являлось субъектом административной ответственности за совершение вмененного ему административного правонарушения.
Из материалов дела установлено, что на момент составления протоколов об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания собственником земельных участков являлось ООО «Сабур-Мачкасское», данный факт заявителем не оспаривается.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, должностное лицо установило все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав действия общества с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» в соответствии с установленными обстоятельствами.
Действия общества с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» правильно квалифицированы по части 2 статье 8.7 КоАП РФ.
Административное дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением правил родовой и территориальной подведомственности, постановление по административному делу отвечает требованиям, предъявляемым статьёй 29.10 КоАП РФ. Порядок привлечения к административной ответственности ООО «Сабур-Мачкасское» и срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
В поданной жалобе ООО «Магма ХД», в случае признания несостоятельными его доводов, просит применить положения статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного штрафа.
В силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частью третьей статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части первой статьи 4.1 КоАП РФ, общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
По смыслу закона, под исключительными обстоятельствами, связанными с имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует понимать такие обстоятельства, при наличии которых назначение этому лицу штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, может повлечь неблагоприятные последствия, сопоставимые с фактическим прекращением деятельности юридического лица. Исполнение подобного рода административного наказания с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, следует рассматривать как чрезмерное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, несоразмерное административное принуждение.
Принимая во внимание сложившееся в настоящее время затруднительное материальное положение правопреемника ООО «Магма ХД», при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, судья находит возможным снижение наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
При таких обстоятельствах постановление административного органа от 06 августа 2019 года подлежит изменению в части назначения ООО «Сабур-Мачкасское» административного наказания в виде административного штрафа со снижением суммы штрафа до 200 000 рублей.
Данное административное наказание наиболее адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений, отвечает принципам соразмерности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Магма ХД» удовлетворить частично.
Постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкина И.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» изменить, назначенное обществу с ограниченной ответственностью «Сабур-Мачкасское» административное наказание в виде административного штрафа снизить до 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
На решение по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Чамзинского районного суда
Республики Мордовия Н.В. Бондарева