Дело №2-520/2020
УИД 67RS0020-01-2020-000406-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2020 года г.Рудня
Руднянский районный суд Смоленской области
В составе:
Председательствующего судьи О.М. Горчаковой
При секретаре Т.М. Лукьяновой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельник Н. М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области (межрайонному), ОАО «Строительное управление Дальневосточного округа» об установлении размера заработной платы, перерасчете страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Мельник Н.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ в Руднянском районе), ОАО «Строительное управление Дальневосточного округа» об установлении размера заработной платы, перерасчете страховой пенсии по старости, указав в обоснование, что с 12.03.2012 является получателем трудовой пенсии по старости, размер которой исчислен исходя из заработной платы за 2000-2001 годы. На ее вопросы об исчислении пенсии исходя из заработка за любые 60 месяцев за 1990 годы во время ее работы на Дальнем Востоке, ей было разъяснено о том, что запросы о размере заработка ответчик направит самостоятельно, однако данные сведения получены не были. Самостоятельно истицей были получены сведения о работе и заработной плате в период с 11.03.1988 по 19.11.1991 в солдатской столовой воинской части 60083 Магаданской области пос.Угольные Копи. Также с 22.10.1991 по 07.10.1997 истица работала поваром-кондитером 3 разряда на базе отдыха им. Ю.А.Гагарина, правопреемником которого является ответчик ОАО «Строительное управление Дальневосточного округа». Однако документы, подтверждающие размер заработной платы за указанный период не сохранились, в архив не сданы. Размер заработной платы в данный период подтверждается косвенными доказательствами – справкой от 07.10.1997 о среднемесячной заработной плате за 3 месяца, предшествующих увольнению, справкой от 24.01.1994 о работе и среднемесячном заработке. Обращения истицы о перерасчете пенсии оставлены ответчиком без удовлетворения в связи с непредставлением всех необходимых документов. В связи с тем, что истица не имеет возможности представить справки о размере получаемой заработной платы за 60 месяцев подряд, просит суд установить размер заработной платы за период с 22.10.1991 по 07.10.1997 по представленным доказательствам, обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии исходя из заработной платы за период с 1988 по 1997 годы.
В судебное заседание истец и представитель истца Малюк М.Н. не явились, извещены надлежащим образом. Ранее в ходе рассмотрения дела исковые требования поддержали и полагали, что размер заработной платы может быть установлен также исходя из статистической среднемесячной заработной платы по профессии «повар» либо по представленной работодателем справке от 24.01.1994 о среднемесячной заработной плате в размере 108330 руб. Для перерасчета пенсии достаточно установления размера заработной платы за период с октября 1991 года по март 1993 года с учетом полученных сведений о размере заработной платы за период работы с 11.03.1988 по 19.11.1991 в войсковой части 60083. Перерасчет должен быть произведен с момента последнего обращения истицы к ответчику в марте 2019 года
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом. В ходе рассмотрения дела представитель ответчика Солдатенкова И.В. исковые требования не признала и пояснила, что по полученной архивной справке о размере заработной платы за период работы с 11.03.1988 по 19.11.1991 в войсковой части 60083 в должности повара истице был сделан перерасчет в 2015 году, однако не были представлены и получены по запросам пенсионного органа сведения о размере заработной платы истицы за 60 месяцев подряд. Установить размер заработной платы и произвести перерасчет не представляется возможным.
Конкурсный управляющий соответчика ОАО «Строительное управление Дальневосточного округа» Шутилов А.В. просил рассмотреть дело в свое отсутствие и в письменных пояснениях указал, что детский оздоровительный лагерь им. Ю.А.Гагарина состоял на балансе филиала ГП «Строительное управление ДВО МО РФ» - 2465 автомобильная база. На дату открытия конкурсного производства филиал 2465 автомобильная база в составе филиалов ОАО «СУ ДВО» не значился, документы относительно реорганизации, архивные документы, документы первичной профсоюзной организации, сведения по заработной плате работников филиала ГП «Строительное управление ДВО МО РФ» - 2465 автомобильная база, в том числе по детскому оздоровительному лагерю им.Ю.А.Гагарина конкурсному управляющему не передавались. Документы по всем реорганизованным филиалам организации сдавались в Центральный архив Министерства обороны (л.д.117-118).
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 23.03.2012 Мельник Н.М. обратилась в ГУ - УПФР в Руднянском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, указав в заявлении, что просит назначить пенсию по имеющимся индивидуальным сведениям с учетом заработной платы за 2000-2001 годы.
Решением ответчика от 04.04.2012 №153 Мельник Н.М. назначена трудовая пенсия по старости, размер которой был определен исходя из среднемесячного заработка истицы за 2000 - 2001 годы.
Истица обращалась к ответчику с заявлениями о перерасчете трудовой пенсии по старости с учетом периода ее работы с 22.10.1991 по 07.10.1997 поваром-кондитером 3 разряда на базе отдыха им. Ю.А.Гагарина 2465 автомобильной базы, в чем ей было отказано решением от 14.07.2014 №19 (л.д.17-18), письмом от 27.04.2017 (л.д.22-23), в связи с тем, что документы о заработной плате за любые 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ предоставлены не были.
Как следует из трудовой книжки истицы 22.10.1991 она принята на работу в 2465 автомобильную базу на базу отдыха им. Ю.А.Гагарина поваром-кондитером 3 разряда на основании приказа от 22.10.1991 №253.
Как следует из справки 2465 автомобильной базы от 24.01.1994 №38, выданной для предъявления в банк, Малюк (после перемены фамилии Мельник) Н.М. работает на базе автотранспорта и механизации в должности повара и ее среднемесячный заработок составляет <данные изъяты> руб. (л.д.8).
Из справки филиала Государственного предприятия «Строительное управление ДВО МО РФ» - ДОЦ им Гагарина от 07.10.1997 №309 усматривается, что Мельник Н.М. работала в ДОЦ им.Ю.Гагарина на должности повара с 22.10.1991 по 07.10.1997, ее среднемесячный заработок из расчета последних трех месяцев, предшествовавших увольнению составил <данные изъяты> руб., исходя из размера заработка за июнь – <данные изъяты> руб. (с учетом надбавок – <данные изъяты> руб.), за июль – <данные изъяты> руб. (с учетом надбавок – <данные изъяты> руб.), за август – <данные изъяты> руб. (с учетом надбавок – <данные изъяты> руб.) (л.д.9).
Согласно справке Государственного предприятия «Строительное управление ДВО МО РФ» - ДОЦ им Гагарина от 24.02.1998 №54 о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице размер заработной платы Мельник Н.М. за июнь – август 1997 года составил: июнь – <данные изъяты> руб., июль – <данные изъяты> руб., август – <данные изъяты> руб. (л.д.11).
Согласно представленным в материалы дела сведениям документы базы отдыха (ДОЦ) им. Ю.А.Гагарина Строительного управления ДВО на хранение в Филиал Центрального архива по Восточному военному округу, ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ», КГКУ «Государственный архив Хабаровского Края», КГКУ «Архив документов по личному составу органов государственной власти Хабаровского Края» не поступали (л.д.12,13,15,16).
По сведениям, полученным из ПФР по выплате пенсий в Хабаровским крае и ЕАО от 21.08.2020 страхователь с наименованием база отдыха им.Ю.А.Гагарина 2465 автомобильной базы (филиал ГП СУ ДВО МО РФ) на регистрационном учету в ОПФР отсутствует, наблюдательное дело направить не представляется возможным, предоставить сведения о Мельник Н.М. до 1998 года также не представляется возможным, так как персонифицированный учет ведется с 1998 года (л.д.72).
Согласно сообщениям Центра ПФР №1 по установлению пенсий в Хабаровским крае от 21.10.2020 и 30.10.2020 информация о заработной плате застрахованных лиц в наблюдательных делах отсутствует, информация о заработной плате Мельник Н.М. за период с 1991 по 1997 годы отсутствует (л.д.120,129).
Архив профсоюзной организации СУ ДВО МО РФ также не обнаружен (л.д.132,133).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (определения от 4 апреля 2017 г. N 696-О, от 28 ноября 2019 г. N 3181-О).
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 1 января 2002 г., правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Частью первой статьи 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в спорный период работы истицы с 1991 года по 1997 год было предусмотрено, что в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.). За период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие.
Федеральным законом от 17 марта 1997 г. N 52-ФЗ часть первая статьи 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" была изложена в новой редакции, согласно которой в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй статьи 102, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (часть 3 статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Из приведенного правового регулирования порядка подтверждения среднемесячного заработка для исчисления размера трудовых пенсий по старости, действовавшего в период работы истицы с 1991 года по 1997 год до регистрации ее в системе государственного пенсионного страхования, следует, что среднемесячный заработок подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 26 названного Перечня установлено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенным в совместном письме от 27.11.2001 N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Данный перечень документов не является исчерпывающим, но в любом случае к этим документам установлено обязательное требование - подтверждение индивидуального характера заработка работника.
При этом такие документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника, могут быть приняты пенсионным органом для перерасчета только в случае представления заявителем доказательств утраты первичных документов работодателя о заработке работников вследствие чрезвычайных событий (наводнений, землетрясений, ураганов).
Исходя из вышеизложенного, пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
В рассматриваемом случае по результатам оценки представленных в дело доказательств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об установлении ее фактического заработка в период с 22.10.1991 по 07.10.1997, поскольку документы о конкретном размере заработной платы в указанный период не представлены, за исключением июня-августа 1997 года, причина утраты данных документов не установлена, при этом представленные справки, на которые ссылается истец, не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства о полученной истцом заработной плате в с 1991 по 1997 годы, так как не содержат сведений, бесспорно и однозначно подтверждающих конкретный фактический заработок истца в весь спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.
Каких-либо иных письменных доказательств, позволяющих установить фактический индивидуальный заработок, получаемый истцом в указанный период, суду представлено не было. Усредненные показатели - средние данные о заработке по предприятию, региону, отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, сведения о заработной плате иных работников занимавших аналогичные должности не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка, поскольку это противоречит принципу об обязательном подтверждении индивидуального характера заработка.
Заработок истца может быть установлен судом за три месяца 1997 года: июнь –<данные изъяты> руб., июль – <данные изъяты> руб., август – <данные изъяты> руб.
Учитывая, что размер среднемесячного заработка истицы за любые 60 месяцев работы подряд не подтвержден, оснований для перерасчета пенсии не имеется.
При таких обстоятельствах, требования истицы подлежат частичному удовлетворению в части установления размера заработной платы за июнь-август 1997 года, в удовлетворении остальной части требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░» - ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░ 1997 ░░░░ –<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░░░░ 1997 ░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░░░░░░ 1997 ░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░