дело № 2-280 /2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2018 года с.Поярково
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Е.В.,
при секретаре Коноплевой Н.А.,
с участием помощника прокурора Михайловского района Амурской области Мордвинкиной А.В., представителя ответчика администрации Михайловского района Амурской области Бакшеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Мохарь (Тураевой) Л.М. к администрации Михайловского района Амурской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Мохарь Л.М. (Тураевой) обратился в суд с иском к администрации Михайловского района Амурской области об обязании предоставить Мохарь (ФИО5) ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение. В обоснование заявленных требований указал, что Мохарь Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мохарь Л.М. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору спецнайма в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-0З "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Однако до настоящего времени администрацией Михайловского района Мохарь Л.М. не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Просит обязать администрацию Михайловского района Амурской области предоставить Мохарь Л.М. благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Михайловского района Амурской области, площадью не менее 33 кв.м., по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании помощник прокурора Михайловского района Амурской области Мордвинкина А.В. на исковых требованиях настаивала, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнила, что благоустроенное жилое помещение Мохарь (Тураевой) Л.М. должно быть предоставлено на территории с.Поярково.
В судебное заседание истец Мохарь (Тураева) Л.М. не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации Михайловского района Амурской области – Бакшеева Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Мохарь Л.М. обратилась в администрацию Михайловского района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в апреле 2017 года. В установленные сроки пакет необходимых документов был направлен в Министерство социальной защиты населения Амурской области для включения Мохарь Л.М. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области. В список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильём на территории Михайловского района, Мохарь Л.М. включена. Несмотря на наличие у Мохарь Л.М. права на получение жилья, администрация Михайловского района полагает, что в случае удовлетворения требований прокурора, будут нарушены права иных лиц, которые были признаны ранее Мохарь Л.М. нуждающимися в обеспечении жильем и включены в соответствующий список на обеспечение им. Указывает, что исполнение обязанности по предоставлению жилья лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от финансирования из областного бюджета. Так, в июне и июле 2017 года из областного бюджета выделялись средства на приобретение жилья для лиц, указанной категории, на которые были приобретены и предоставлены жилые помещения лицам указанной категории, поставленным в очередь на получение жилья ранее Мохарь Л.М. При этом администрацией района в адрес Министерства социальной защиты населения <адрес> 05.12.2017г., ДД.ММ.ГГГГ, 08.08.2018г. были направлены заявки на выделение дополнительных средств на текущий финансовый год, для исполнения обязательств перед указанной категорией граждан. Поскольку администрация Михайловского района обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исполняет в объемах денежных средств, выделяемых областным бюджетом, просила в иске прокурора отказать.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора - отдела образования администрации Михайловского района Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, так в п. 1 ст. 8 предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп. 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Согласно ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
В силу п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счёт средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из свидетельства о рождении серии I-ОТ № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что родителями ФИО12 ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО3 и ФИО4.
Как следует из материалов дела, ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении дочерей ФИО11 и Мохарь Л.М. решением Михайловского районного суда <адрес> от 18.06.2001г..
Из Постановления главы администрации Поярковского сельсовета <адрес> № от 20.03.2001г. следует, что несовершеннолетняя Мохарь Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на льготную очередь для получения жилья.
Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Мохарь Л.М. временно определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
Из адресной справки следует, что ФИО12 Л.М. была зарегистрирована по месту пребывания в <адрес> (общ.). В настоящее время постоянной регистрации не имеет.
Из свидетельства о заключении брака серии I-ОТ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мохарь ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия «Тураева».
Согласно уведомлению Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на имя Мохарь Л.М.
Из материалов дела следует, что Мохарь Л.М. в 2018 году закончила обучение в ГПОАУ Амурской области «Амурский педагогический колледж», где получила квалификацию «педагог по физической культуре и спорту».
Из письменного отзыва на иск администрации Михайловского района Амурской области следует, что Мохарь Л.М. в 2017 году обратилась в администрацию Михайловского района Амурской области с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, после чего, полный пакет необходимых документов был направлен в Министерство социальной защиты населения Амурской области для решения вопроса о выделении денежных средств. Финансовое обеспечение предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является расходным обязательством Амурской области и финансируется за счет средств областного бюджета. Администрация Михайловского района в силу закона наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в пределах средств, предоставленных на эти цели из вышестоящего бюджета. В июне /июле 2017 года из областного бюджета выделялись средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которые было приобретено жилье. Указанным жильем были обеспечены лица, относящиеся к указанной категории, поставленные ранее в очередь на получение жилья. В 2018г. до администрации <адрес> были доведены лимиты бюджетных обязательств в пределах которых осуществлено финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий. Сумма на текущий финансовый год составила 806 421,00 рублей, на которые была приобретена одна квартира, данной квартирой обеспечено лицо, из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <адрес> неоднократно направлялись письма в Министерство социальной защиты населения <адрес> с просьбой решить вопрос об увеличении объема средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. Из полученных ответов следует, что Министерство социальной защиты населения <адрес> не имеет возможности увеличить объем средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот <адрес> обязанность по предоставлению жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исполняется в рамках средств, выделенным областным бюджетом.
Таким образом, материалами дела подтверждается нуждаемость Мохарь Л.М. в жилом помещении.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Михайловского районного совета народных депутатов № 25/394 от 27.02.2007г. утверждена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, согласно которому норма представления на одного человека составляет 33 кв.м.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценивая в совокупности представленные доказательства и сопоставляя их с вышеуказанными нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что Мохарь Л.М. относится к категории лиц детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, следовательно, в силу ст. 8 Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” она имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения, площадью не менее установленной нормы предоставления.
При этом суд отмечает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, свидетельствует о том, что жилье должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения субъективного права на получение жилого помещения.
Довод представителя ответчика администрации Михайловского района Амурской области о том, что выделенных из областного бюджета денежных средств для приобретения квартир лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей недостаточно судом не принимается, поскольку действующее законодательство исходя из требований ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставит в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от наличия очереди среди лиц указанной категории, а также от иных условий.
Поскольку в ходе судебного заседания установлено, что Мохарь Л.М. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончила учебное заведение, право на получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не реализовала, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о.прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Мохарь (Тураевой) Л.М. о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Михайловского района Амурской области предоставить Мохарь (ФИО5) ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории с.Поярково Михайловского района Амурской области по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Е.В.Ситникова
В окончательной форме решение изготовлено 23.10.2018г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>