Решение по делу № 2-1494/2013 ~ М-1476/2013 от 21.11.2013

Дело № 2-1494/13 копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2013 года г.Лысьва

Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Рязанцевой Л.В.,

с участием прокурора Дружковой Е.В.,

представителя Администрации г. Лысьвы З.Ю.В.,

при секретаре Калениченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьве заявление Администрации города Лысьвы к Отделу судебных приставов по г.Лысьве УФССП по Пермскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Администрация г.Лысьвы обратилась в суд с заявлением к Отделу судебных приставов по г.Лысьве УФССП по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора.

Определением Лысьвенского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.

В судебном заседании представитель администрации г.Лысьвы З.Ю.В. пояснила, что решением Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию МО «Лысьвенский муниципальный район» возложена обязанность за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края, предоставленных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить К.Е.М. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления жилой площади в г. Лысьве. Судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Лысьве УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Администрация г.Лысьвы не согласна с вынесенным постановлением и полагает, что взыскание исполнительского сбора возможно лишь при наличии вины должника, а именно, невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. Решения суда о предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняются органами местного самоуправления за счет средств бюджета Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ поступили субвенции на приобретение жилого помещения для К.Е.М. в сумме <данные изъяты> рублей, однако квартиры определенной площади и в рамках данной суммы на территории Лысьвенского городского округа отсутствуют. Исполнение решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательных действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта. Администрация <адрес> как должник не уклоняется от исполнения и объективно не может в пятидневный срок исполнить требование исполнительного документа о предоставлении жилого помещения, поскольку приобретение жилого помещения целевого назначения осуществляется по договорам социального найма за счет средств краевого бюджета, и требует более продолжительного периода времени. Процедура выделения денежных средств на приобретение жилья регламентируется нормативно-правовыми актами, имеющими определенный порядок исполнения, который требует значительных временных затрат, что не позволяло в 5-дневный срок исполнить судебное решение. В настоящее время решение суда исполнено, договор социального найма жилого помещения с К.Е.М. заключен ДД.ММ.ГГГГ года. На основании ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» просит освободить администрацию г.Лысьвы от уплаты исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей по исполнительному производству о предоставлении жилого помещения К.Е.М.

Помощник Лысьвенского городского прокурора Дружкова Е.В. в судебном заседании оставила рассмотрение данного вопроса на усмотрение суда.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Лысьве Р.С.М. в судебное заседание ее явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений не представил.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, документы исполнительного производства, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии со ст.112 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч.1 ст.401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В Жилищном кодексе РФ отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за нарушение обязательства по предоставлению жилых помещений гражданам по договору социального найма.

По смыслу ст. 7 ЖК РФ, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, применяются нормы гражданского или иного законодательства, прямо регулирующие такие отношения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В том же Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Из материалов дела следует, что решением Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» возложена обязанность в рамках установленных законом полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств, выделяемых на эти цели предоставить по договору социального найма К.Е.М., благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления жилой площади в г. Лысьве.

ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист для исполнения данного решения. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в отношении должника – администрации Лысьвенского муниципального района. Должнику в лице администрации Лысьвенского муниципального района Пермского края предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере не менее <данные изъяты> рублей.

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ с должника – администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение без уважительных причин исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Копия постановления получена должником ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ на основании определения Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена должника в исполнительном производстве с администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» на правопреемника – администрацию г. Лысьвы.

Принимая решение об удовлетворении требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд учитывает наличие доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины администрации г.Лысьвы в неисполнении требований исполнительного документа и о наличии таких причин неисполнения, которые предоставляют истцу основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.

Судом установлено, что денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ и п. 14.2 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечисляются в виде субвенций из бюджета Пермского края органам местного самоуправления.

При этом из содержания статей 5 и 6 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" следует, что такие субвенции являются единственным источником финансового обеспечения осуществления органами местного самоуправления переданного государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью.

В соответствии с разделом 3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением администрации г.Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок приобретения жилых помещений в муниципальную собственность с целью дальнейшего их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно данному порядку приобретение жилых помещений в муниципальную собственность осуществляется путем проведения процедур размещения заказа на право заключения муниципального контракта (договора купли-продажи) с победителем конкурсных торгов; путем публикации извещения в средствах массовой информации о приобретении жилого помещения по рыночной стоимости, на основании отчета об оценке рыночной стоимости жилого помещения, составленного в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". На основании решения комиссии о приобретении жилых помещений комитет имущественных отношений администрации г. Лысьвы подает объявление в средства массовой информации о приобретении жилого помещения; осуществляет подбор жилых помещений в соответствии с требуемой площадью и стоимостью жилого помещения и представляет информацию в комиссию; комиссия осуществляет осмотр жилого помещения с последующим составлением акта осмотра жилого помещения и выносит соответствующее решение; комитет на основании решения комиссии о соответствии жилого помещения санитарным и техническим требованиям запрашивает у Продавца жилого помещения документы, подтверждающие право владения жилым помещением и отчет об оценке рыночной стоимости жилого помещения; комитет готовит проект договора купли-продажи жилого помещения, направляет его на подпись главе Лысьвенского городского округа и продавцу, в течение семи рабочих дней после подписания договора купли-продажи комитет регистрирует право собственности за муниципальным образованием "Лысьвенский городской округ" в Управлении Росреестра по Пермскому краю; в течение трех рабочих дней после оформления права муниципальной собственности комитет принимает жилое помещение по акту приема-передачи; представляет в финансовое управление администрации города Лысьвы на оплату денежных средств по договору купли-продажи необходимые для этого документы.

Финансовое управление администрации города Лысьвы в течение десяти рабочих дней на основании представленных документов перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения.

На основании свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности комитет включает жилое помещение в состав казны Единого реестра муниципальной собственности муниципального образования "Лысьвенский городской округ".

Учитывая вышеприведенные правила организации приобретения жилья для лиц из числа детей-сирот, а также то, что жилое помещение в соответствии с решением суда должно быть предоставлено за счет средств выделяемых Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, суд находит обоснованными доводы представителя Администрации г.Лысьвы, о том, что исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, зависит не только от действий Администрации г.Лысьвы, но и от действий уполномоченных органов исполнительной власти субъекта РФ по предоставлению денежных средств, в связи с чем решение суда изначально не могло быть исполнено в пятидневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника

В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При отсутствии свободных жилых помещений и отсутствии в бюджете денежных средств, предназначенных на эти цели, Администрация г.Лысьвы не могла произвольно приобрести жилое помещение для К.Е.М. по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.

Судом установлено, что денежные средства из бюджета Пермского края были перечислены администрации г.Лысьвы лишь ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после истечения срока, установленного для добровольного исполнения решения суда, после получения финансовых средств, Администрацией г.Лысьвы предпринимались меры по исполнению решения суда, в частности публиковались объявления о необходимости приобретения жилых помещений, направлялись письма к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим посреднические услуги на рынке купли-продажи жилья. Однако принятые истцом меры не привели к реальному приобретению жилых помещений ввиду отсутствия на рынке жилья г.Лысьвы жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным в решении суда.

Как следует из материалов исполнительного производства, о ходе исполнения решения суда Администрация г.Лысьвы извещала судебного пристава-исполнителя.

Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 6, 14, 30, 38, 112 Федерального закона об исполнительном производстве, а также принимая во внимание отсутствие доказательств уклонения должника от исполнения требований исполнительного документа, суд с учетом конкретных обстоятельств спора приходит к выводу о наличии у администрации г. Лысьвы уважительных причин, повлекших пропуск срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа, и, следовательно, об отсутствии оснований для взыскания с должника исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства, установленного решением суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Администрацию города Лысьвы Пермского края освободить от взыскания исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г.Лысьве УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № 1099/12/27/59.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд Пермского края в течение 1 месяца с момента его вынесения.

Судья: подпись: Л.В. Рязанцева

Копия верна: Судья:

2-1494/2013 ~ М-1476/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Админитсрация г.Лысьвы в интересах гражданина
Ответчики
Отдел судебных приставов по г.Лысьве УФССП по Пермскому краю
Другие
Лысьвенский городской прокурор
Суд
Лысьвенский городской суд Пермского края
Судья
Рязанцева Людмила Викторовна
Дело на странице суда
lysva--perm.sudrf.ru
21.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2013Передача материалов судье
25.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2013Судебное заседание
25.12.2013Судебное заседание
25.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее