Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2019 года (c учетом выходных дней)
Дело № 2-417/19 (УИД: 51RS0003-01-2019-000145-24)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2019 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Ковган Л.И.
с участием представителя истца Лотник Е.А.,
представителей ответчика Воробьевой С.А., Горя Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимова О.Е. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о включении периодов работы в стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Максимов О.Е., действуя через своего представителя Лотник Е.А., обратился в суд с иском к ГУ – УПФР в Ленинском административном округе города Мурманска о включении периодов работы в стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований представитель истца указала в иске, а также пояснила в ходе рассмотрения дела о том, что Максимов О.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 6 августа 2018 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением от 14 ноября 2018 года истцу было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно данному решению страховой стаж истца составляет 24 года 02 месяца 23 дня при требуемом не менее 25 лет, стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, – 14 лет 10 месяцев 05 дней, в районах Крайнего Севера – 12 лет 10 месяцев 26 дней при требуемом не менее 15 лет.
С данным решением истец не согласен, полагая, что подсчет стажа произведен ответчиком неверно, что нарушает право истца на социальное обеспечение по возрасту.
Так, ответчиком засчитаны в календарном порядке без учета работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы истца с 7 февраля 1980 года по 28 сентября 1981 года и со 2 января 1984 года по 1 января 1986 года на Княжпогостском заводе древесно-волокнистых плит; с 3 января 1986 года по 31 декабря 1991 года в Учреждении АН-243/8; с 23 сентября 2002 года по 28 марта 2003 года в ООО «Норд ВУД».
Указанные организации находились, и трудовая деятельность осуществлялась истцом в Республике Коми (город Емва), территория которой относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, где он постоянно проживал и был зарегистрирован по месту жительства.
Уточнив исковые требования, просила обязать ответчика включить в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в льготном исчислении периоды работы с 7 февраля 1980 года по 28 сентября 1981 года и со 2 января 1984 года по 1 января 1986 года на Княжпогостском заводе древесно-волокнистых плит, с 3 января 1986 года по 31 декабря 1991 года в Учреждении АН-243/8, в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в льготном исчислении – период с 1 января 2003 года по 28 марта 2003 года в ООО «Норд ВУД», признать решение об отказе в назначении Максимову О.Е. страховой пенсии по старости незаконным и обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с 6 августа 2018 года.
Истец Максимов О.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Представители ответчика Воробьева С.А., Горя Е.А. в судебном заседании с иском не согласились, пояснили, что, как установлено при уточнении страхового стажа истца, его страховой стаж составил на момент обращения с заявлением 24 года 2 месяца 11 дней при требуемом не менее 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 14 лет 10 месяцев 5 дней, в районах Крайнего Севера – 12 лет 10 месяцев 26 дней при требуемом не менее 15 лет. Таким образом, необходимый стаж работы истцом не выработан, оснований для назначения пенсии не имеется. Истец не представил документов, подтверждающих его регистрацию на территории Российской Федерации и факт работы по состоянию на 1 января 2002 года. Спорные периоды его работы на Княжпогостском заводе древесно-волокнистых плит и в Учреждении АН-243/8 засчитаны в стаж в календарном исчислении в связи с непредоставлением истцом срочных трудовых договоров. Спорный период работы в ООО «Норд ВУД» не зачтен в страховой стаж и в стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку данный период отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета истца. Просили в удовлетворении иска отказать.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела Максимова О.Е., суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно статье 6 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости является одним из видов страховых пенсий.
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В частях 1, 2 и 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, согласно подпункту «а» пункта 2 которых в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 данных Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 10 Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 данных Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (пункт 11 Правил).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», пунктом 8 Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В судебном заседании установлено, что Максимов О.Е., 3 июня 1963 года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 11 декабря 1997 года.
Реализуя свое право на досрочное пенсионное обеспечение по достижении 55-летнего возраста, 6 августа 2018 года Максимов О.Е. обратился в ГУ – УПФР в Ленинском административном округе города Мурманска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ГУ - УПФР в Ленинском административном округе города Мурманска от 14 ноября 2018 года № 179007/18 Максимову О.Е. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера, стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из указанного решения пенсионного органа следует, что истцом документально подтвержден страховой стаж с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера – 24 года 02 месяца 23 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера – 12 лет 10 месяцев 26 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (календарно), – 14 лет 10 месяцев 5 дней.
Со ссылкой на то обстоятельство, что Максимов О.Е. не представил в пенсионный орган документы, подтверждающие регистрацию на территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 года, периоды работы истца на Княжпогостском заводе древесно-волокнистых плит с 7 февраля 1980 по 28 сентября 1981 года и со 2 января 1984 года по 1 января 1986 года, а также в Учреждении АН-24378 с 3 января 1986 года по 31 декабря 1991 года засчитаны в календарном порядке в связи с непредставлением срочного трудового договора, заключенного в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года. Кроме того, в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включен период работы истца в ООО «Норд ВУД» с 1 января 2003 года по 28 марта 2003 года в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В судебном заседании представителями ответчика представлен уточненный расчет страхового стажа истца, согласно которому страховой стаж Максимова О.Е. составил на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 24 года 2 месяца 11 дней, стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, – 14 лет 10 месяцев 5 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 12 лет 10 месяцев 26 дней.
Проверяя правомерность действий ответчика по исключению указанных периодов работы истца из его льготного (относительно периодов работы на Княжпогостском заводе древесно-волокнистых плит и в Учреждении АН-24378) и страхового и льготного стажа (относительно периода работы в ООО «Норд ВУД»), суд приходит к следующему.
Согласно записям в трудовой книжке Максимова О.Е., 7 февраля 1980 года он был принят на работу на должность слесаря-механика III разряда в транспортный цех Княжпогостского завода древесно-волокнистых плит на основании приказа № 50 от 6 февраля 1980 года, уволен 28 сентября 1981 года по пункту 3 статьи 29 КЗоТ РСФСР, в связи с призывом в ряды Советской Армии, на основании приказа № 422 от 1 октября 1981 года.
2 января 1984 года истец принят на работу на должность водителя автопогрузчика 3 класса с участием в ремонтных работах в транспортный цех Княжпогостского завода древесно-волокнистых плит на основании приказа № 483 от 30 декабря 1983 года, 1 января 1986 года уволен по статье 31 КЗоТ РСФСР, по собственному желанию, на основании приказа № 284 от 30 декабря 1985 года.
3 января 1986 года истец принят на должность шофера на все виды автомашин категорий «В», «С», «Е» в Учреждение АН-243/8 на основании приказа № 1/8 от 2 января 1986 года, 21 февраля 1995 года уволен по статье 31 КЗоТ РФ, по собственному желанию, на основании приказа № 7/1 от 1 марта 1995 года.
Местом нахождения указанных организаций являлся город Емва, Княжпогостский район, Республика Коми, то есть местность, приравненная к районам Крайнего Севера в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029.
Факт ведения деятельности указанными организациями и осуществления истцом непрерывной работы в данных организациях ответчиком не оспаривался.
Материалами пенсионного дела (отказного) в отношении Максимова О.Е. подтверждено, что указанные периоды работы истца включены ответчиком в страховой стаж его работы и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, однако расчет спорных периодов произведен в календарном исчислении, в обоснование чему приведен довод о том, что истцом не представлено документов, подтверждающих его регистрацию на территории Российской Федерации, а также заключение срочных трудовых договоров о работе в соответствующих местностях.
Однако суд приходит к выводу о том, что данный довод стороны ответчика не соответствует установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Аналогичный порядок исчисления страхового стажа определен пунктом 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.
Таким образом, лицо, обратившееся за назначением страховой пенсии, при исчислении страхового стажа имеет право выбора варианта учета периодов работы или иной деятельности, имевших место до 1 января 2015 года: либо в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо в порядке, установленном законодательством в период выполнения работы и иной деятельности.
Абзацем 2 пункта 58 указанных Правил установлено, что при отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию в определенные периоды трудовой деятельности может применяться следующее законодательство: в период до 1 января 1992 года – Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях»; в период с 1 января 1992 года по 31 декабря 2001 года – Закон Российской Федерации от 20 ноября 1992 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года – Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 1 января 2015 года – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Учитывая, что спорными являются периоды работы истца с 7 февраля 1980 по 28 сентября 1981 года, со 2 января 1984 года по 1 января 1986 года и с 3 января 1986 года по 31 декабря 1991 года, суд приходит к выводу, что в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа в данном случае должно производиться в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».
При исчислении страхового стажа по указанному Закону следует руководствоваться Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", пунктом 110 которого установлено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 года засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
В силу пункта "д" статьи 5 данного Указа работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, представляются льготы, в том числе, засчитывается один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Таким образом, действовавшее в спорный период законодательство предусматривало исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в льготном (кратном) порядке только в случае направления работников на работу в районы Крайнего Севера и заключения с ними срочных трудовых договоров.
Вместе с тем, при установлении пенсий до 1 января 2002 года применялись положения Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Указанные положения предусматривали в ряде случаев возможность льготного исчисления общего и специального трудового стажа при определении права на пенсию. Так, в соответствии со статьей 94 указанного Закона при подсчете общего трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчислялись в полуторном размере.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривал льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию. Не предусматривает льготное исчисление трудового стажа и действующий в настоящее время Федеральный закон «О страховых пенсиях».
При этом суд учитывает, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 года № 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" установил, что нормы, закрепленные в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Тем самым при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, в том числе в льготном порядке (независимо от продолжительности стажа на указанную дату).
После введения в действие с 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» такая возможность не допускается. Исчисление страхового стажа, имевшего место после указанной даты, производится в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.
Из пояснений представителей ответчика, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что поскольку по состоянию на 1 января 2002 года у истца отсутствовала регистрация по месту жительства на территории Российской Федерации, факт работы по состоянию на указанную дату им не подтвержден, пенсионный орган при определении права истца на досрочное пенсионное обеспечение применял нормы права без учета позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П.
Согласно сообщению миграционного пункта ОМВД России по Кнажпогостскому району МВД по Республике Коми на запрос суда по учетным данным Максимов О.Е. значился зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес>, в период с 23 марта 2004 года по 16 марта 2016 года.
При этом истец, представитель истца в ходе рассмотрения дела дали пояснения о том, что истец до трудоустройства впервые в 1980 году постоянно проживал в городе Емва, обучался, оттуда был направлен на прохождение срочной военной службы, имел регистрацию по месту жительства. До регистрации по адресу: <адрес>, также проживал в городе Емва.
Доводы стороны истца нашли свое подтверждение в материалах дела, в том числе подтверждаются записями в личной карточке работника о том, что Максимов О.Е. в 1979 году окончил обучение в Княжпогостском ГПТУ-11, был документирован паспортом серии II-ЕА №, выданным 12 июня 1979 года ОВД Княжпогостского района, состоял на учете в Княжпогостском райвоенкомате по месту жительства.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт постоянного проживания истца на территории города Емва Княжпогостского района Республики Коми по состоянию на 1 января 2002 года (то есть на дату вступления в законную силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в данном случае при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, в том числе в льготном порядке, что следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П.
Таким образом, спорные периоды работы истца подлежат зачету в страховой стаж в льготном исчислении.
Относительно периода работы истца в ООО «Норд ВУД» с 1 января 2003 года по 28 марта 2003 года суд приходит к следующему.
Согласно доводам стороны ответчика, указанный период работы истца не включен в его страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по причине отсутствия данного периода в выписке из индивидуального лицевого счета Максимова О.Е., отсутствия сведений о начисленных и уплаченных с выплаченных ему сумм заработной платы в указанный период страховых взносов.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 4).
В силу пункта 5 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указано, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Трудовой книжкой истца подтверждено, что в вышеуказанный спорный период Максимов О.Е. работал в ООО «Норд ВУД» в должности водителя.
В ходе рассмотрения дела истец дал пояснения о том, что в данный период фактически осуществлял трудовую деятельность в указанной организации, периодов простоя, иных периодов без оплаты труда не имелось.
В материалах наблюдательного дела в отношении ООО «Норд ВУД» также отсутствуют сведения о том, что деятельность указанным Обществом в спорный период не осуществлялась. Напротив, из представленных материалов следует, что за 1 квартал 2013 года данным юридическим лицом предоставлялись расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам; пенсионным органом в адрес Общества направлялись требования о предоставлении индивидуальных сведений о стаже и начисленных страховых взносах за 2003 год и уплате задолженности по страховым взносам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ненадлежащее исполнение работодателем указанных обязанностей не может лишать истца права на гарантированное государством пенсионное обеспечение.
Таким образом, требование истца в части учета во все виды стажа спорного периода является законным и обоснованным, в связи с чем период с 1 января 2003 года по 28 марта 2003 года подлежит включению в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При зачете спорных периодов работы истца в страховой стаж, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 7 февраля 1980 года по 28 сентября 1981 года, со 2 января 1984 года по 1 января 1986 года, с 3 января 1986 года по 31 декабря 1991 года, с 1 января 2003 года по 28 марта 2003 года в льготном исчислении, с учетом периодов работы истца, которые были включены пенсионным органом в его страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, страховой стаж истца на момент обращения за назначением пенсии – 6 августа 2018 года – составил 29 лет 3 месяца 5 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 15 лет 1 месяц 3 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера (для права на назначение страховой пенсии) – 13 лет 1 месяц 2 дня.
Таким образом, по состоянию на 6 августа 2018 года у истца отсутствовало право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с отсутствием требуемого (не менее 15 лет) стажа работы в районах Крайнего Севера, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования Максимова О.Е. частично.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные в связи с рассмотрением гражданского дела, которые состоят из государственной пошлины в размере 300 рублей, уплаченной истцом при подаче искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 7 ░░░░░░░ 1980 ░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░░ 1981 ░░░░ ░ ░░ 2 ░░░░░░ 1984 ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 1986 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░-243/8 ░ 3 ░░░░░░ 1986 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 1991 ░░░░; ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░» ░ 1 ░░░░░░ 2003 ░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 2003 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░