Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2017 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ботвинникова А.В.
при секретаре ФИО2
с участием прокурора ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 Али оглы к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> о взыскании в порядке реабилитации компенсации морального вреда,
установил:
Истец обратился в Центральный районный суд <адрес> с иском к Воронежской транспортной прокуратуре о взыскании компенсации морального вреда в сумме 100 000 000 рублей в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование.
Определением <данные изъяты>
В судебном заседании истец уточнил заявленные исковые требования и просил взыскать компенсацию морального вреда в заявленном размере с РФ в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ и УФК по <адрес> по доверенностям ФИО4 иск не признал, пояснил, что заявленные истцом сумма морального вреда явно завышена и не подтверждена конкретными фактами перенесенных им физических и нравственных страданий.
Прокурор ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований в заявленном размере, указав что они не отвечают критериям разумности и справедливости.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО5А.о. возбуждено уголовное дело по признаками преступления, предусмотренного ч. <данные изъяты> УК РФ (покушение на передачу взятки).
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением следователя Мичуриснкого СО с дислокацией в <адрес> межрегионального следственного управления на транспорте истец привлечен по указанному делу в качестве обвиняемого.
ДД.ММ.ГГГГ ему избрана мера пресечения в виде подписки о невыезеде и надлежащем поведении.
ДД.ММ.ГГГГ приговором <данные изъяты>
Приговором суда отменена мера пресечения в виде подписки о невыезеде и надлежащем поведении и разъяснено право на реабилитацию.
Данный приговор вступил в законную силу.
В соответствии со ст.ст. 52, 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Статья 1071 ГК РФ устанавливает, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны по общему правилу выступают соответствующие финансовые органы.
В силу указанной нормы от имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, которое является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.
Так, в силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как указано в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 20.12.1994г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» - под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из положений ст.1101 ГК РФ, согласно которой размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает обстоятельства привлечения истца к уголовной ответственности, факт избрания ему меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, продолжительность избранной в отношении него меры пресечения (3 года), длительность всего уголовного преследования в целом, основание прекращения уголовного преследования, категорию преступления, в котором он обвинялся, данные о личности истца, степень нравственных страданий, причиненных незаконным уголовным преследованием, а также принципы разумности и справедливости.
При изложенных обстоятельствах, суд находит, что заявленные истцом требования о компенсации морального вреда не отвечают критериям разумности и справедливости, в связи с чем считает необходимым взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 130 000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 Али оглы в порядке реабилитации компенсацию морального вреда в размере 130 000 руб.
В остальной части требований ФИО1 Али оглы - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ботвинников А.В.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2017 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ботвинникова А.В.
при секретаре ФИО2
с участием прокурора ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 Али оглы к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> о взыскании в порядке реабилитации компенсации морального вреда,
установил:
Истец обратился в Центральный районный суд <адрес> с иском к Воронежской транспортной прокуратуре о взыскании компенсации морального вреда в сумме 100 000 000 рублей в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование.
Определением <данные изъяты>
В судебном заседании истец уточнил заявленные исковые требования и просил взыскать компенсацию морального вреда в заявленном размере с РФ в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ и УФК по <адрес> по доверенностям ФИО4 иск не признал, пояснил, что заявленные истцом сумма морального вреда явно завышена и не подтверждена конкретными фактами перенесенных им физических и нравственных страданий.
Прокурор ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований в заявленном размере, указав что они не отвечают критериям разумности и справедливости.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО5А.о. возбуждено уголовное дело по признаками преступления, предусмотренного ч. <данные изъяты> УК РФ (покушение на передачу взятки).
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением следователя Мичуриснкого СО с дислокацией в <адрес> межрегионального следственного управления на транспорте истец привлечен по указанному делу в качестве обвиняемого.
ДД.ММ.ГГГГ ему избрана мера пресечения в виде подписки о невыезеде и надлежащем поведении.
ДД.ММ.ГГГГ приговором <данные изъяты>
Приговором суда отменена мера пресечения в виде подписки о невыезеде и надлежащем поведении и разъяснено право на реабилитацию.
Данный приговор вступил в законную силу.
В соответствии со ст.ст. 52, 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Статья 1071 ГК РФ устанавливает, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны по общему правилу выступают соответствующие финансовые органы.
В силу указанной нормы от имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, которое является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.
Так, в силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как указано в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 20.12.1994г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» - под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из положений ст.1101 ГК РФ, согласно которой размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает обстоятельства привлечения истца к уголовной ответственности, факт избрания ему меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, продолжительность избранной в отношении него меры пресечения (3 года), длительность всего уголовного преследования в целом, основание прекращения уголовного преследования, категорию преступления, в котором он обвинялся, данные о личности истца, степень нравственных страданий, причиненных незаконным уголовным преследованием, а также принципы разумности и справедливости.
При изложенных обстоятельствах, суд находит, что заявленные истцом требования о компенсации морального вреда не отвечают критериям разумности и справедливости, в связи с чем считает необходимым взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 130 000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 Али оглы в порядке реабилитации компенсацию морального вреда в размере 130 000 руб.
В остальной части требований ФИО1 Али оглы - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ботвинников А.В.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.