РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2022 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при секретаре Тимошенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-524/2022 по иску Щелокова А. С., Макаровой К. С. к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка,
установил:
Щелоков А.С., Макарова К.С. обратились в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании отказа ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка. В обоснование заявления указывает, что административные истцы обратились с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 3649 кв.м., кадастровый №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, т/б «Луч», сроком на 49 лет. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ Росимущества в <адрес> отказал в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 3649 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером № на основании п. 3 ст. 53 ЗК РФ, в связи с отсутствием заявления землепользователя о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и предоставляемого им документа.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят, с учетом уточнений, просят признать отказ ответчика, содержащийся в письме № от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления в аренду Щелокову А.С., Макаровой К.С. земельного участка незаконным, обязать ответчика возобновить работу по рассмотрению заявления истцов, в рамках рассмотрения заявления обязать ответчика обратиться в ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка, обязать ответчика направить запрос в ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» о предоставлении заявления об отказе предусмотренного ст. 53 ЗК РФ и п. 2 ст. 17 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» №.
Представитель административных истцов в судебном заседании требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ТУ Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, представлен отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, оставил вопрос об удовлетворении требований истцов на усмотрение суда.
Выслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Щелоков А.С., Макарова К.С. обратились в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом с заявлением о предоставлении земельного участка, занимаемого приобретенными объектами недвижимости площадью 3649 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, т/б «Луч» в аренду сроком на 49 лет.
Указанное заявление рассматривалось административным ответчиком, неоднократно от административных истцов истребовались дополнительные документы
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ Росимущества в <адрес> административным истцам отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с отсутствием документов, предусмотренных п. 3 ст. 53 ЗК РФ, а именно отсутствия заявления землепользования о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и предоставляемого им документа, подтверждающего согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденном Приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ №, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ, в том числе осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления.
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ указаны основания для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно п.п. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
2. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.
В соответствии в п. 3 Положения о национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № национальный парк «Самарская Лука» расположен на территориях следующих административных образований <адрес>: муниципального района Ставропольский, муниципального района Волжский, муниципального района Сызранский, в черте г.о. Жигулевск, в черте г.о. Самара.
Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальными парками, осуществляет отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на указанные в пункте 1 настоящей статьи земельные участки на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
Особенности подготовки договоров аренды указанных в пункте 1 настоящей статьи земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в аренду административным истцам административным ответчиком указан п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ, то есть в связи с тем, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Суд полагает, что указанный отказ свидетельствует о формальном подходе со стороны административного ответчика к рассмотрению заявления Макаровой К.С., Щелокова А.С.
Так, согласно информации, предоставленной ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» в письме № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-30) земельный участок кадастровый №, истребуемый административными истцами для заключения договора аренды входит в границы национального парка «Самарская Лука» и, изучив представленные заявителями документы, в том числе дополнительно представленные, считают возможным представление в аренду земельного участка площадью 3649 кв.м., Щелокову А.С. в соответствии с действующим земельным законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Согласно части 1 статьи 17 названного Федерального закона земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальными парками, осуществляет отказ от права постоянного бессрочного) пользования на указанные в пункте 1 настоящей статьи земельные участки на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством (часть 2).
Порядок подготовки и заключения договора аренды земельных участков, расположенных в границах функциональных зон национальных парков, утвержден Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 293.
Согласно пункту 1 Порядка, предоставление в аренду земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков, в целях организации рекреационной деятельности осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, законодательством об особо охраняемых природных территориях и настоящим Порядком.
Границы земельного участка, образуемого в целях заключения договора аренды, определяются в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной дирекцией соответствующего национального парка.
Подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды.
Из вышеизложенного следует, что действующее природоохранное законодательство Российской Федерации по вопросу организации ограниченного оборота земельных участков национальных парков путем предоставления их в аренду указывает на необходимость получения от национального парка отказа от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, который предварительно должен быть согласован органом исполнительной власти, являющимся учредителем национального парка и осуществляющим управление указанным учреждением - Министерством природных ресурсов и экологии России.
Исходя из текста письма от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 33-36) следует, что заявление Национального парка «Самарская Лука» об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, который административные истцы просят передать им в аренду, должно быть предоставлено именно административными истцами, хотя получение указанных документов должно происходить в рамках межведомственного взаимодействия между административным ответчиком и ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука». Более того, сам Национальный парк, как в письме в адрес ТУ Росимущества в <адрес>, так и в своем отзыве указывают, что не возражают против предоставления в аренду земельного участка.
Таким образом, суд полагает, что отказ ТУ Росимущества в <адрес> о предоставлении в аренду земельного участка, содержащегося в письме от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Щелокова А. С., Макаровой К. С. к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Щелокова А. С., Макаровой К. С. решение ТУ Росимущества в <адрес> об отказе в предварительном согласовании земельного участка в аренду, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать ТУ Управление Росимущества в <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Щелокова А. С., Макаровой К. С., повторно рассмотрев и приняв решение по их заявлению о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья: