Дело №2-2493/2023
УИД 73RS0013-01-2023-003208-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2023 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Иреневой М.А., при секретаре Хабло А.Н., с участием помощника прокурора г.Димитровграда Нуретдиновой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Димитровграда в защиту прав и законных интересов Морозова Е. А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственные препараты, понуждении к обеспечению лекарственными препаратами, возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с указанным иском в защиту прав и законных интересов Морозова Е.А., указав, что прокуратурой г.Димитровграда, в связи с поступившим обращением Морозова Е.А. проведена проверка соблюдения Министерством здравоохранения Ульяновской области (далее по тексту - Министерство), Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» (Далее – ФГБУ ФНКЦРиО) законодательства о льготном лекарственном обеспечении, в ходе которой установлены основания для прокурорского вмешательства.
Морозов Е.А., (ДАТА) года рождения, является <данные изъяты>.
(ДАТА) лечащим врачом КБ № 172 филиала ФГБУ ФНКЦРиО Морозову Е.А. был выписан рецепт для получения лекарственного препарата «<данные изъяты>» в количестве 2 шт.
В связи с отсутствием лекарственного препарата Морозов Е.А. приобрел за собственные денежные средства, выписанный ему препарат, потратив 597,80 руб.
(ДАТА) лечащим врачом КБ № 172 филиала ФГБУ ФНКЦРиО Морозову Е.А. был выписан рецепт №* для получения лекарственного препарата «<данные изъяты>» в количестве 2 шт.
В связи с отсутствием лекарственного препарата Морозов Е.А. приобрел за собственные денежные средства, выписанный ему препарат, потратив 370,40 руб.
Обеспечение лекарственными препаратами, а также контроль за обеспечением граждан необходимыми препаратами, является обязанностью Министерства, исполнение которой возложено на него действующим законодательством.
Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на лекарственное обеспечение.
Морозову Е.А. длительное время не были выданы лекарственные средства, что негативно влияет на его состояние здоровья.
Прокурор просил обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» обеспечить своевременное оформление рецептов Морозову Е. А., (ДАТА) рождение на лекарственные препараты <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Морозова Е.А. лекарственными препаратами <данные изъяты> в соответствии с назначением врача на весь период лечения; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Морозова Е.А. денежные средства в размере 968,20 руб., затраченные на приобретение лекарственных препаратов; взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
Судом к участию по делу в качестве третьего лица привлечена ГУ «Ульяновская государственная аптека».
В судебном заседании помощник прокурора города Димитровграда Нуретдинова Э.Р. поддержала исковые требования только к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании денежных средств в пользу истца Морозова Е.А., затраченных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда по доводам, изложенным в иске.
Морозов Е.А. в судебном заседании пояснил, что лекарственные препараты ему выписываются. Поддержал требования о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, и компенсации морального вреда.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Представил отзыв на исковое заявление, указав, что Министерство проводило все возможные мероприятия для обеспечения медицинскими изделиями и лекарственным препаратом истца. Министерство проводило все необходимые мероприятия по организации закупок льготных медицинских изделий. Просит в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Представитель ответчика ФГБУ ФНКЦРиО ФБМА России в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, согласно которому указывают, что исковое заявление прокурора не содержит информации о каких-либо конкретных нарушениях ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства» при оформлении рецептов Морозову Е.А. на указанные в исковом заявлении лекарственные препараты, требования прокурора г.Димитровграда о понуждении ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов Морозову Е.А. на лекарственные препараты считают необоснованными, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ «Ульяновская государственная аптека», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя ГУ «Ульяновская государственная аптека» поступил письменный отзыв на иск, в котором указал, что при обращении истца в аптечный пункт №* Учреждения с рецептом лот (ДАТА) №* №* лекарственный препарат «<данные изъяты>» имелся под торговым наименованием «<данные изъяты>». От имеющегося препарата истец отказался. При обращении истца в аптечный пункт с рецептом от (ДАТА) №* №* лекарственный препарат «<данные изъяты>» в рамках региональной льготы отсутствовал на складе Учреждения. После того, как истец выписал новый рецепт на лекарственный препарат «<данные изъяты>» по федеральной льготе был обеспечен. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, Морозова Е.А., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно Конституции Российской Федерации, к числу признаваемых в Российской Федерации и защищаемых прав и свобод относятся, прежде всего, право на жизнь (статья 20 часть 1), как основа человеческого существования, источник всех других основанных прав и свобод и высшая социальная ценность, и право на охрану здоровья (статья 41 часть 1), которая также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значения многие другие блага. В силу указанных положений Конституции Российской Федерации на государство возложена обязанность уважения данных конституционных прав и их защиты законом (статья 18).
В силу положений части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Как следует из положений п. п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу положений ст. 10 данного Закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со ст.6.2 того же закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Судом установлено, что Морозов Е. А., (ДАТА) года рождения, является <данные изъяты> (л.д.16).
Лечащим врачом истцу был выписан льготный рецепт от (ДАТА) серии №* для бесплатного получения лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 2 ед. (л.д.17).
Судом установлено, что рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты> не обеспечен.
Действительно, из медицинской карты амбулаторного больного следует, что Морозову Е.А выписывался лекарственный препарат <данные изъяты>, что также подтверждается отзывом ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.
Как следует из материалов дела, Морозов Е.А. (ДАТА) вынуждено приобрел лекарственный препарат <данные изъяты> на общую сумму 968,20 руб., что подтверждается кассовым и товарным чеками (л.д.18,19).
Лечащим врачом истцу был выписан льготный рецепт от (ДАТА) серии №* для бесплатного получения лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 2 ед. (л.д.20).
Судом установлено, что рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты> не обеспечен.
Действительно, из медицинской карты амбулаторного больного следует, что Морозову Е.А выписывался лекарственный препарат <данные изъяты>», что также подтверждается отзывом ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.
Как следует из материалов дела, Морозов Е.А. (ДАТА) вынуждено приобрел лекарственный препарат <данные изъяты> на общую сумму 370,40 руб., что подтверждается кассовым и товарным чеками (л.д.21,22).
По сообщению Министерства льготные рецепты, выписанные Морозову Е.А., (ДАТА) серии №* и (ДАТА) серии №* не обеспечены по причине отсутствия препаратов на момент обращения пациента в аптеку льготного отпуска ГУ «Ульяновская государственная аптека».
Как следует из ответа ГУ «Ульяновская государственная аптека» на запрос прокурора г.Димитровграда рецепты Морозова Е.А. на «<данные изъяты>» от (ДАТА) и на «<данные изъяты>» от (ДАТА) ввиду отсутствия лекарственных препаратов были приняты на отсроченное обеспечение. Лекарственный препарат под торговым наименованием «<данные изъяты>» в аптечный пункт №* поступил (ДАТА) в рамках государственного контракта, заключенного Министерством здравоохранения от (ДАТА). По состоянию на (ДАТА) лекарственный препарат «<данные изъяты>» в рамках региональной льготы отсутствует на складе Учреждения.
В связи с изложенным довод представителя ГУ «Ульяновская государственная аптека», указанный в отзыве на исковое заявление о том, что лекарственный препарат имелся под торговым наименованием «<данные изъяты>», истец отказался от имеющегося препарата, суд находит несостоятельным. Как следует из пояснений истца, в момент обращения лекарственный препарат отсутствовал в аптеке.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области, в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.
Лекарственное обеспечение пациентов на территории Ульяновской области, независимо от того в каком лечебном учреждении области они обслуживаются, является прямой и непосредственной обязанностью Министерства здравоохранения Ульяновской области.
С учетом указанного, в силу того, что Морозов Е.А. самостоятельно приобрел лекарственные препараты, назначенные лечащим врачом, суд находит требования прокурора г.Димитровграда, заявленного в интересах Морозова Е.А. о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение им лекарственных препаратов, назначенных ему лечащим врачом, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
С Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Морозова Е.А. надлежит взыскать расходы в размере 968,20 руб. затраченные на приобретение лекарственных препаратов по рецепту от (ДАТА) и (ДАТА).
Разрешая требования о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
На основании пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 данного Кодекса.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что при рассмотрении спора судом истец ссылался на названную совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие у истца права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами; неполучение в установленный законом срок необходимого ему по жизненным показаниям лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе; наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья. При этом вина и противоправные действия, имевшие место со стороны ответчика, выразившиеся в неисполнении возложенной на него обязанности по своевременному обеспечению граждан (в данном случае истца) в установленном порядке лекарственными препаратами была установлена в судебном заседании.
Суд соглашается с доводами истца о причинении Морозову Е.А. действиями ответчика морального вреда, выразившегося в причинении нравственных страданий в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по обеспечению истца лекарственным препаратом, при этом суд учитывает характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика в причинении вреда истцу, обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, а также суд учитывает требования разумности и справедливости и полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. Оснований для взыскания компенсации в большем размере суд не усматривает.
Оснований для удовлетворения требований о понуждении ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства России обеспечить своевременное оформление рецептов Морозову Е.А. на лекарственные препараты в соответствии с медицинскими показаниями не имеется, поскольку суду не представлено доказательств отказа медицинского учреждения в выдаче рецептов.
Также не имеется оснований для удовлетворения требований о понуждении Министерства здравоохранения Ульяновской области к обеспечению лекарственными препаратами, поскольку суду не представлено доказательств отсутствия лекарственных препаратов. Кроме того, Морозов Е.А. исковые требования в указанной части не поддержал.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Морозова Е. А. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области (ИНН №*) в пользу Морозова Е. А. (паспорт №*) денежные средства в размере 968 руб. 30 коп., затраченные на приобретение лекарственных препаратов по рецептам от (ДАТА) и (ДАТА), компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, а всего взыскать 5968 (пять тысяч девятьсот шестьдесят восемь) рублей 30 копеек.
В удовлетворении исковых требований к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства о понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственные препараты, а также к Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к обеспечению лекарственными препаратами, компенсации морального вреда в большем размере отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 24 ноября 2023 года.
Председательствующий судья М.А.Иренева