Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2015 года. с. Исаклы
Судья Исаклинского районного суда Самарской области Семёнова М.П. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материалы гражданского дела № 2а – 589 по административному исковому заявлению Павловой Т.М. об оспаривании отказа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в присвоении ей звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Павлова Т.М. обратилась в суд с административным иском о признании отказа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным и возложении на административного ответчика обязанности присвоить ей звание «Ветеран труда», обосновав своё требование тем, что ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Совета Центросоюза РФ №-С она была награждена знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», к данному знаку ей выдано удостоверение.
С данными документами она обратилась в Муниципальное казенное учреждение муниципального района Исаклинский «Управление социальной защиты и поддержки населения» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» на основании ФЗ РФ от 12 января 1995 года «О ветеранах», но получила ответ с уведомлением об отказе в присвоении указанного звания. Из ответа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области следует, что в удовлетворении заявления ей отказано по тем мотивам, что знак Центросоюза РФ «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не входит в перечень государственных наград Российской Федерации, Центральный Союз потребительских обществ Российской Федерации, от имени которого производилось награждение, не относится к министерствам, ведомствам Российской Федерации, поэтому присвоить звание «Ветеран труда» на основании данной награды невозможно.
Отказ она считает незаконным, поскольку полагает, что законодатель и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяя порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», не вправе сужать круг лиц, отнесенных Федеральным законом «О ветеранах» к категории ветеранов труда и допускать снижения ранее достигнутого уровня их социальной защищенности. Данный отказ лишает её социальной поддержки, предусмотренной для ветеранов труда в виде ежемесячной денежной выплаты, что принижает её права как человека и гражданина РФ.
ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству административного истца и при отсутствии возражений со стороны административного ответчика вынесено определение о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного (письменного производства.
Административный ответчик – Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в лице представителя по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Попель А.В., в своем отзыве не признал заявленное требование по изложенным в отказе мотивам и просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, изучив мнения сторон, материалы дела, считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (ст.26.3 п.2 Федерального закона № 184-ФЗ от 6.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).
На основании ст.ст.10 и 22 Закона РФ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с ч.4 ст.7 данного закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В порядке реализации указанного в Федеральном законе правомочия принят Закон Самарской области № 40-ГД от 6.05.2006 года «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Самарской области».
Согласно ст.3 данного закона лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», подают по месту жительства в органы местного самоуправления, осуществляющие меры социальной поддержки в пределах переданных им государственных полномочий (уполномоченные органы), заявление с приложением следующих документов:
1) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет:
документ, удостоверяющий личность гражданина РФ;
документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории Самарской области;
удостоверения к орденам, медалям, почетным званиям СССР, РСФСР или Российской Федерации либо документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде, решение о награждении которыми принято руководством министерств и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации, Верховного Суда СССР, РСФСР или Российской Федерации, Конституционного Суда РСФСР или Российской Федерации, Государственного арбитража СССР, РСФСР, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Прокуратуры СССР, РСФСР, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, палат и аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации; в случае отсутствия удостоверения к награде либо документа, подтверждающего награждение ведомственным знаком отличия в труде, учитываются правильно оформленные записи в трудовой книжке, содержащие сведения о награждении указанными наградами со ссылкой на орган, принявший решение о награждении, дату и номер документа, подтверждающего данное решение, либо справки, подтверждающие факт награждения указанными наградами, выданные в установленном порядке органами государственной власти или уполномоченными организациями на основании архивных данных;
документ, подтверждающий наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет - для женщин.
Из материалов дела установлено, что Павлова Т.М. имеет непрерывный трудовой стаж в Исаклинском РайПО с ДД.ММ.ГГГГ, продолжает работать по настоящее время. В период работы в Исаклинском РайПО награждалась значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» от имени Центросоюза России на основании постановления №-С от ДД.ММ.ГГГГ.
Сообщением Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Павловой Т.М. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку Центросоюз потребительских общества РФ, от имени которого производились награждения, не относится к министерствам и ведомствам РФ, которые образуются на основании Конституции РФ и Указа Президента РФ № 314 от 9.03.2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
В нормативных актах РФ нет определения «ведомственный знак отличия», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», как и нет определения понятия «ведомство». В общепринятом понимании ведомством признается орган государственного управления, осуществляющий наряду с министерствами руководство отдельными сферами деятельности, совокупностью организаций, учреждений, предприятий.
В силу ст. 1 Закона РФ от 19.06.1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации)" Центральный союз потребительских обществ России является добровольным объединением потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации, получившим в установленном порядке право на использование в своем наименовании слова "Россия" и созданным для координации деятельности потребительских обществ, союзов потребительских обществ; обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ; представления интересов потребительских обществ, союзов потребительских обществ в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.
Указом Президента РФ № 314 от 9.03.2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Центросоюз не включен в структуру указанных органов, в связи с чем доводы заявительницы о возможности отнесения его к ведомствам необоснованны.
Более того, в силу ст. 3 Закона РФ от 19.06.1992 г. N 3085-1 государственные органы не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями.
Таким образом, в силу действующего законодательства Центральный союз потребительских обществ России, являющийся некоммерческой общественной организацией, не отнесен к числу органов государственной власти и управления, в том числе министерствам, государственным комитетам и другим ведомствам различного уровня. Сведения о том, что Центросоюзу РФ переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени органов государственной власти Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд, отсутствуют.
Согласно Общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-95, утвержденному постановлением Госстандарта РФ N 412 от 31.07.1995 года, значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России", в перечень ведомственных наград, перечисленных в разделе "Ведомственные нагрудные знаки" не входит.
Не входит такой значок и в систему государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02.03.1994 года N 442, и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 года N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации".
Соответствующего положения о ведомственном знаке отличия в труде, Центральным союзом потребительских обществ России не утверждено. Федеральный Закон, которым Центросоюзу было бы предоставлено право учреждать в установленном порядке ведомственные награды и награждать ими работников потребительских обществ, не принят.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" выдан общественной организацией, не входящей в структуру органов государственной власти, не уполномоченной награждать ведомственными знаками отличия в труде, и, следовательно, не может быть признан ведомственной наградой.
В совместном Письме Минтруда России и Минсоцзащиты России N 2026-ВЯ, Минсоцзащиты РФ N 4276/1-30 от 10.11.1995 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" разъяснено, что к ведомственным знакам отличия в труде следует относить нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры РФ, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Письмо Министерства труда РФ N 2026-ВЯ и Министерства социальной защиты населения РФ N 4276/1-30 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" не прошло государственную регистрацию.
Согласно Письма Минтруда РФ от 08.08.2001 N 5813-ЮЛ "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" совместное Письмо Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. N 2026-ВЯ/4276/1-30 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" не прошло процедуру государственной регистрации в Минюсте России, так как согласно его заключению от 8 ноября 2000 г. N 9540-ЮД Федеральным законом "О ветеранах" Минтруд России не наделен правом давать разъяснения по применению названного Федерального закона. Исходя из изложенного выше не представляется возможным дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместного письма Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. N 2026-ВЯ/4276/1-30 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
Следовательно, ссылка административного истца на указанные письма не состоятельна и не может быть принята судом во внимание.
Ссылка истца на письмо Минтруда России от 07.10.1998 N5635-KC «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда», в соответствии с которым при присвоении звания «Ветеран труда» предусматривалось учитывать нагрудный значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», также нельзя признать состоятельной, поскольку данное письмо не прошло государственную регистрацию, не было опубликовано и не является нормативным актом органа государственной власти Российской Федерации, и, следовательно, не подлежит применению. Кроме того, указанное письмо отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.06.2008 N3854-ЮB.
Исходя из приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, награждение по решению Центросоюза России значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда", а потому оснований для удовлетворения требований Павловой Т.М. суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 227, 293, 294 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Павловой Т.М. в удовлетворении заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Исаклинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения суда.
Судья: