Дело № 2а-189/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 мая 2017 года, г.Нововоронеж, Воронежской области, Россия
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Аксеновой Ю.В.
с участием
административного истца ФИО1,
административного ответчика
судебного пристава-исполнителя – заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3, представляющего по доверенности интересы УФССП России по <адрес>,
заинтересованных лиц –
представителя администрации городского округа <адрес> ФИО4, представителя МинФина РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО2,
при секретаре Григорьевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале заседаний Нововоронежского городского суда административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу- исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3 о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ. об окончании исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ :
Решением <суд> по гражданскому делу по иску ФИО1 к администрации <адрес> о предоставлении квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. было постановлено: обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить ФИО1 квартиру жилой площадью не менее 31кв.м, за счет денежных средств, выделяемых администрации <адрес> из федерального бюджета через управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по <адрес> на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
На основании указанного судебного решения был выписан исполнительный лист, который находился в производстве Нововоронежского городского отдела судебных приставов (Постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.), в последующем на основании Постановления руководителя Управления ФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «О передаче исполнительных производств из одного подразделения судебных приставов в другое», указанный выше исполнительный лист находился на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ. заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3 вынес Постановление об окончании исполнительного производства №-ИП по исполнительному листу, выданному Нововоронежским городским судом <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ. с предметом исполнения: обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить ФИО1 квартиру жилой площадью не менее 31кв.м, за счет денежных средств, выделяемых администрации <адрес> из федерального бюджета через управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по <адрес> на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в отношении должника Администрации городского округа <адрес>, в пользу взыскателя ФИО1, и о возвращении указанного исполнительного документа взыскателю ФИО1 (л.д.8-10).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, просит признать незаконным и отменить Постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа без исполнения. Свои требования заявитель обосновывает тем, что оснований для окончания исполнительного производства не имелось. Обстоятельств, делающих невозможным исполнение судебного решения, не имеется.
Исходя из положений ст.221 КАС РФ и положений Приказа ФССП России от 29.05.2012г. №256 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» (согласно п. 9.1. для осуществления своих полномочий в субъектах Российской Федерации ФССП России создает территориальные органы, являющиеся государственными органами, находящимися в ее подчинении), административным ответчиком по делу также является территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет обязанности судебный пристав-исполнитель ФИО3 – Управление Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал требования по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении и в дополнении к нему.
Судебный пристав-исполнитель - заместитель начальника отдела Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> – заместитель старшего судебного пристава ФИО3, который также является представителем Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, не согласился с доводами ФИО1, полагает, что обжалуемое постановление является законным, судебным приставов- исполнителем был принят полный исчерпывающий комплекс мер, направленных на исполнение судебного акта, однако исполнить его не представилось возможным в настоящее время. Совершать же действия, выходящие за определенный решением предмет исполнения, судебный пристав-исполнитель не вправе.
Представители заинтересованных лиц – администрации городского округа <адрес> ФИО4, МинФина РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО2 не согласились с требованиями ФИО1, полагают, что оспариваемое постановление является законным.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд находит требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.3 ст.319 КАС административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно представленных суду материалов, оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ. направлено в адрес ФИО1 посредством почтового отправления, получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ., обращение в суд с административным иском последовало ДД.ММ.ГГГГ., то есть в пределах 10 дней.
В соответствии со ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст.1 Федерального Закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», этот Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно ст.5 этого закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
Судебными актами по гражданским делам, согласно положений ГПК РФ, являются решения суда и определения суда (ст.194, ст.224).
Согласно ст.12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в т.ч. исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В соответствии со ст.428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Как указано судом выше, исполнительный лист, выданный взыскателю ФИО1, находился на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес>, исполнительное производство находилось на исполнении судебного пристава-исполнителя - заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ. заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ФИО3 вынес Постановление об окончании исполнительного производства № по исполнительному листу, выданному Нововоронежским городским судом <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ. с предметом исполнения: обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить ФИО1 квартиру жилой площадью не менее 31кв.м, за счет денежных средств, выделяемых администрации <адрес> из федерального бюджета через управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по <адрес> на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в отношении должника Администрации городского округа <адрес>, в пользу взыскателя ФИО1, и о возвращении указанного исполнительного документа взыскателю ФИО1 (л.д.8-10).
В силу ст.360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как указано судом выше, на основании ст. 121 Федерального закона РФ №229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Статьей 2 этого Федерального закона установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст.4 Федерального закона №229-ФЗ, ст.ст.12,13 Федерального закона от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч.1 ст.64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ст.14 Закона об исполнительном производстве, решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Согласно содержания оспариваемого Постановления, судебным приставом-исполнителем было установлено, что в ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что исполнительный документ возвращается взыскателю в связи с тем, что невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.
Согласно п.3 ч.1 ст.47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ч.1 ст.46 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.
Согласно ч.2 ст.14 Закона об исполнительном производстве, в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны: наименование подразделения судебных приставов и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.
Исходя из анализа указанных выше норм права, исполнительное производство может быть окончено постановлением судебного пристава-исполнителя только при наличии законных оснований.
Частью 2 ст.46 указанного Федерального закона установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем составлен Акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Согласно Акта:
исполнение исполнительных производств данной категории осуществляется в соответствии с порядком закрепленным ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения;
решение суда до настоящего времени не исполнено, денежные средства из федерального бюджета на строительство жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС Администрации городского округа <адрес> не выделены, несмотря на неоднократные обращение в различные органы государственной власти с целью получения денежных средств из федерального бюджета, что подтверждается соответствующей перепиской;
как установлено рядом судебных решений Нововоронежского городского суда <адрес> (решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №г., от ДД.ММ.ГГГГ. по жалобам администрации городского округа <адрес> на постановления должностных лиц службы судебных приставов о привлечении к ответственности за неисполнение решения суда в отношении ФИО1), причиной неисполнения решения суда, а равно как и предписания судебного пристава-исполнителя, является отсутствие соответствующего финансирования федерального бюджета. Указанные обстоятельства исключают наличие «виновности» в действиях администрации и исключают возможность привлечения должника к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ;
согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2011- 2015 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от17.12.2010 № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется только государственным жилищным сертификатом;
определением <суд> от ДД.ММ.ГГГГ. судебному приставу-исполнителю отказано в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного решения в связи с тем, что взыскатель ФИО1 не желает получения государственного жилищного сертификата;
определением <суд> от ДД.ММ.ГГГГ. судебному приставу-исполнителю отказано в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства;
определением ДД.ММ.ГГГГ от г. судебному приставу-исполнителю отказано в разъяснении способа и порядка исполнения решения суда;
согласно ответов на запросы, полученных из Министерства финансов РФ и Минстроя России, единственным способом исполнения решения суда для данной категории граждан является получение государственного жилищного сертификата;
таким образом, в ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.
Данные Акт утвержден начальником отдела – старшим судебным приставом ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. ).
Указанные в Акте обстоятельства также приведены в оспариваемом постановлении.
Установлено, что и в Акте, и в оспариваемом постановлении изложены фактически имевшие место обстоятельства, которые подтверждены содержащимися в материалах исполнительного производства документами – судебными актами, перепиской, документами, вынесенными судебными приставами-исполнителями.
Согласно положений ст.105 Закона об исполнительном производстве «Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Исходя из указанных положений, а также фактических обстоятельств, судебный пристав-исполнитель пришел к обоснованному выводу, что в настоящее время невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена. При этом суд соглашается с позицией административных ответчиков, что службой судебных приставов был принят полный, исчерпывающий комплекс мер, направленный на исполнение судебного решения.
При этом доводы ФИО1, что он имеет право на обеспечение его жильем путем предоставления квартиры, никем из участников процесса не оспаривается, более того, это является предметом исполнения по судебному решению. Указание судебным приставом-исполнителем на отказ ФИО1 на участие в программе «Жилище» (обеспечение жильем путем выдачи государственного жилищного сертификата) приведено для обоснования принятого решения (оспариваемого ФИО1), учитывая, что обеспечение жильем граждан-чернобыльцев является расходными обязательствами федерального бюджета, а в настоящее время, как указано в обширной переписке администрации городского округа <адрес> и службы судебных приставов с различными федеральными структурами, федеральным законодателем установлен именно такой способ обеспечения граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, жильем, а иного порядка в настоящее время нет.
Доводы ФИО1, что судебный пристав-исполнитель должен в рамках исполнительного производства предложить администрации городского округа <адрес> выкупить для ФИО1 за счет средств городского бюджета квартиру, а затраченные средства вернуть из Федерального бюджета, не основаны на требованиях закона. Предмет исполнения четко определен судебным решением, которое и исполняется в рамках исполнительного производства. Указанный ФИО1 порядок исполнения возможен только в случае изменения порядка и способа исполнения судебного акта, однако, такого изменения по решению не осуществлялось, самим взыскателем такая процедура не инициировалась.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении требований ФИО1
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным и отмене Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. об окончании исполнительного производства № и возвращении исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ. № взыскателю, выданному по Решению <суд> от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении взыскателя ФИО1 и должника администрации городского округа <адрес> об обязании предоставить ФИО1 квартиру жилой площадью не менее 31кв.м, за счет денежных средств, выделяемых администрации <адрес> из федерального бюджета через управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по <адрес> на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В.Аксенова
Мотивированное решение изготовлено 05.05.2017 года
Дело № 2а-189/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 мая 2017 года, г.Нововоронеж, Воронежской области, Россия
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Аксеновой Ю.В.
с участием
административного истца ФИО1,
административного ответчика
судебного пристава-исполнителя – заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3, представляющего по доверенности интересы УФССП России по <адрес>,
заинтересованных лиц –
представителя администрации городского округа <адрес> ФИО4, представителя МинФина РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО2,
при секретаре Григорьевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале заседаний Нововоронежского городского суда административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу- исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3 о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ. об окончании исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ :
Решением <суд> по гражданскому делу по иску ФИО1 к администрации <адрес> о предоставлении квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. было постановлено: обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить ФИО1 квартиру жилой площадью не менее 31кв.м, за счет денежных средств, выделяемых администрации <адрес> из федерального бюджета через управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по <адрес> на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
На основании указанного судебного решения был выписан исполнительный лист, который находился в производстве Нововоронежского городского отдела судебных приставов (Постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.), в последующем на основании Постановления руководителя Управления ФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «О передаче исполнительных производств из одного подразделения судебных приставов в другое», указанный выше исполнительный лист находился на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ. заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3 вынес Постановление об окончании исполнительного производства №-ИП по исполнительному листу, выданному Нововоронежским городским судом <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ. с предметом исполнения: обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить ФИО1 квартиру жилой площадью не менее 31кв.м, за счет денежных средств, выделяемых администрации <адрес> из федерального бюджета через управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по <адрес> на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в отношении должника Администрации городского округа <адрес>, в пользу взыскателя ФИО1, и о возвращении указанного исполнительного документа взыскателю ФИО1 (л.д.8-10).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, просит признать незаконным и отменить Постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа без исполнения. Свои требования заявитель обосновывает тем, что оснований для окончания исполнительного производства не имелось. Обстоятельств, делающих невозможным исполнение судебного решения, не имеется.
Исходя из положений ст.221 КАС РФ и положений Приказа ФССП России от 29.05.2012г. №256 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» (согласно п. 9.1. для осуществления своих полномочий в субъектах Российской Федерации ФССП России создает территориальные органы, являющиеся государственными органами, находящимися в ее подчинении), административным ответчиком по делу также является территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет обязанности судебный пристав-исполнитель ФИО3 – Управление Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал требования по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении и в дополнении к нему.
Судебный пристав-исполнитель - заместитель начальника отдела Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> – заместитель старшего судебного пристава ФИО3, который также является представителем Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, не согласился с доводами ФИО1, полагает, что обжалуемое постановление является законным, судебным приставов- исполнителем был принят полный исчерпывающий комплекс мер, направленных на исполнение судебного акта, однако исполнить его не представилось возможным в настоящее время. Совершать же действия, выходящие за определенный решением предмет исполнения, судебный пристав-исполнитель не вправе.
Представители заинтересованных лиц – администрации городского округа <адрес> ФИО4, МинФина РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО2 не согласились с требованиями ФИО1, полагают, что оспариваемое постановление является законным.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд находит требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.3 ст.319 КАС административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно представленных суду материалов, оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ. направлено в адрес ФИО1 посредством почтового отправления, получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ., обращение в суд с административным иском последовало ДД.ММ.ГГГГ., то есть в пределах 10 дней.
В соответствии со ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст.1 Федерального Закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», этот Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно ст.5 этого закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
Судебными актами по гражданским делам, согласно положений ГПК РФ, являются решения суда и определения суда (ст.194, ст.224).
Согласно ст.12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в т.ч. исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В соответствии со ст.428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Как указано судом выше, исполнительный лист, выданный взыскателю ФИО1, находился на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес>, исполнительное производство находилось на исполнении судебного пристава-исполнителя - заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ. заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ФИО3 вынес Постановление об окончании исполнительного производства № по исполнительному листу, выданному Нововоронежским городским судом <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ. с предметом исполнения: обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить ФИО1 квартиру жилой площадью не менее 31кв.м, за счет денежных средств, выделяемых администрации <адрес> из федерального бюджета через управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по <адрес> на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в отношении должника Администрации городского округа <адрес>, в пользу взыскателя ФИО1, и о возвращении указанного исполнительного документа взыскателю ФИО1 (л.д.8-10).
В силу ст.360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как указано судом выше, на основании ст. 121 Федерального закона РФ №229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Статьей 2 этого Федерального закона установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст.4 Федерального закона №229-ФЗ, ст.ст.12,13 Федерального закона от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч.1 ст.64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ст.14 Закона об исполнительном производстве, решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Согласно содержания оспариваемого Постановления, судебным приставом-исполнителем было установлено, что в ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что исполнительный документ возвращается взыскателю в связи с тем, что невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.
Согласно п.3 ч.1 ст.47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ч.1 ст.46 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.
Согласно ч.2 ст.14 Закона об исполнительном производстве, в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны: наименование подразделения судебных приставов и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.
Исходя из анализа указанных выше норм права, исполнительное производство может быть окончено постановлением судебного пристава-исполнителя только при наличии законных оснований.
Частью 2 ст.46 указанного Федерального закона установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем составлен Акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Согласно Акта:
исполнение исполнительных производств данной категории осуществляется в соответствии с порядком закрепленным ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения;
решение суда до настоящего времени не исполнено, денежные средства из федерального бюджета на строительство жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС Администрации городского округа <адрес> не выделены, несмотря на неоднократные обращение в различные органы государственной власти с целью получения денежных средств из федерального бюджета, что подтверждается соответствующей перепиской;
как установлено рядом судебных решений Нововоронежского городского суда <адрес> (решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №г., от ДД.ММ.ГГГГ. по жалобам администрации городского округа <адрес> на постановления должностных лиц службы судебных приставов о привлечении к ответственности за неисполнение решения суда в отношении ФИО1), причиной неисполнения решения суда, а равно как и предписания судебного пристава-исполнителя, является отсутствие соответствующего финансирования федерального бюджета. Указанные обстоятельства исключают наличие «виновности» в действиях администрации и исключают возможность привлечения должника к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ;
согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2011- 2015 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от17.12.2010 № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется только государственным жилищным сертификатом;
определением <суд> от ДД.ММ.ГГГГ. судебному приставу-исполнителю отказано в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного решения в связи с тем, что взыскатель ФИО1 не желает получения государственного жилищного сертификата;
определением <суд> от ДД.ММ.ГГГГ. судебному приставу-исполнителю отказано в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства;
определением ДД.ММ.ГГГГ от г. судебному приставу-исполнителю отказано в разъяснении способа и порядка исполнения решения суда;
согласно ответов на запросы, полученных из Министерства финансов РФ и Минстроя России, единственным способом исполнения решения суда для данной категории граждан является получение государственного жилищного сертификата;
таким образом, в ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.
Данные Акт утвержден начальником отдела – старшим судебным приставом ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. ).
Указанные в Акте обстоятельства также приведены в оспариваемом постановлении.
Установлено, что и в Акте, и в оспариваемом постановлении изложены фактически имевшие место обстоятельства, которые подтверждены содержащимися в материалах исполнительного производства документами – судебными актами, перепиской, документами, вынесенными судебными приставами-исполнителями.
Согласно положений ст.105 Закона об исполнительном производстве «Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Исходя из указанных положений, а также фактических обстоятельств, судебный пристав-исполнитель пришел к обоснованному выводу, что в настоящее время невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена. При этом суд соглашается с позицией административных ответчиков, что службой судебных приставов был принят полный, исчерпывающий комплекс мер, направленный на исполнение судебного решения.
При этом доводы ФИО1, что он имеет право на обеспечение его жильем путем предоставления квартиры, никем из участников процесса не оспаривается, более того, это является предметом исполнения по судебному решению. Указание судебным приставом-исполнителем на отказ ФИО1 на участие в программе «Жилище» (обеспечение жильем путем выдачи государственного жилищного сертификата) приведено для обоснования принятого решения (оспариваемого ФИО1), учитывая, что обеспечение жильем граждан-чернобыльцев является расходными обязательствами федерального бюджета, а в настоящее время, как указано в обширной переписке администрации городского округа <адрес> и службы судебных приставов с различными федеральными структурами, федеральным законодателем установлен именно такой способ обеспечения граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, жильем, а иного порядка в настоящее время нет.
Доводы ФИО1, что судебный пристав-исполнитель должен в рамках исполнительного производства предложить администрации городского округа <адрес> выкупить для ФИО1 за счет средств городского бюджета квартиру, а затраченные средства вернуть из Федерального бюджета, не основаны на требованиях закона. Предмет исполнения четко определен судебным решением, которое и исполняется в рамках исполнительного производства. Указанный ФИО1 порядок исполнения возможен только в случае изменения порядка и способа исполнения судебного акта, однако, такого изменения по решению не осуществлялось, самим взыскателем такая процедура не инициировалась.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении требований ФИО1
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным и отмене Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. об окончании исполнительного производства № и возвращении исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ. № взыскателю, выданному по Решению <суд> от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении взыскателя ФИО1 и должника администрации городского округа <адрес> об обязании предоставить ФИО1 квартиру жилой площадью не менее 31кв.м, за счет денежных средств, выделяемых администрации <адрес> из федерального бюджета через управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по <адрес> на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В.Аксенова
Мотивированное решение изготовлено 05.05.2017 года