25RS0004-01-2020-006376-83
Дело №12-221/2021
Р Е Ш Е Н И Е
22 апреля 2021 года г.Владивосток
Судья Советского районного суда г.Владивостока Приморского края Пархоменко Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника заместителя начальника Океанского района Производственного предприятия по эксплуатации электрических сетей МУПВ «ВПЭС» Баженова А.И. – Киреевой А.Г. на постановление начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю от 22.10.2020 №03П-40-0382 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя начальника Океанского района Производственного предприятия по эксплуатации электрических сетей МУПВ «ВПЭС» Баженова А.И.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю от 22.10.2020 №03П-40-0382 должностное лицо – заместитель начальника Океанского района Производственного предприятия по эксплуатации электрических сетей МУПВ «ВПЭС» Баженов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник Баженова А.П. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник Баженова А.И. – Бандеев Б.В. доводы жалобы поддержал, представил дополнительные пояснения, согласно которым в материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих неисполнение заявителем как должностным лицом МУПВ «ВПЭС» указанных положений Правил №229, данные требования соблюдаются персоналом предприятия в полном объеме в ходе осуществления эксплуатации закрепленных за МУПВ «ВПЭС» электрических сетей. Само по себе наличие отключений на эксплуатируемых МУПВ «ВПЭС» объектах электросетевого хозяйства не свидетельствует о ненадлежащем техническом состоянии таких объектов, несоблюдении предприятием требований Правил №229, нарушение которых вменяется заявителю, неисполнении либо ненадлежащем исполнении заявителем служебных обязанностей и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, поскольку, ни административным органом, ни прокурором, не приведены в их постановлениях сведения и доказательства, то есть не установлено и не доказано, что указанное в постановлениях заместителя прокурора Советского района г.Владивостока от 22.05.2020, от 19.06.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении, а также в обжалуемом постановлении от 22.10.2020 отключение в электрических сетях МУПВ «ВПЭС» возникло вследствие:
- невыполнения постоянного и периодического контроля технического состояния энергоустановок;
невыполнения технического обслуживания, планового ремонта и модернизации оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций энергоустановок;
неисполнения установленных требований к поддержанию исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического технического состояния.
Кроме того, ни административным органом, ни прокурором, не приведены в их постановлениях сведения и доказательства, то есть не установлены и не доказаны причины и условия, способствовавшие возникновению отключений в электрических сетях предприятия.
Согласно имеющимся в материалах дела актам расследования причин аварий №509-О, 555-О, 559-О, 462-О, 482-О, составленному по фактам возникновения отключений на объектах, указанных в постановлении от 22.10.2020, причинами отключения в электрических сетях МУПВ «ВПЭС» в указанные в нем даты явились нарушения электрической изоляции КЛ 6кВ.
Из постановления от 22.10.2020 не представляется возможным установить, на основании каких положений Правил №229 и имеющихся в деле доказательств административный орган пришел к выводу о том, что Заявителем не в полном объеме организованы техническое обслуживание, плановые ремонты и модернизация электросетей, а также какие мероприятия по обслуживанию, ремонтам и модернизации сетей им не выполнены.
Из документации, составленной по фактам указанным в постановлении от 22.10.2020 отключениям изначально следовало, что причиной перерыва в электроснабжении являлись обстоятельства, не связанные с недостатком каких-либо мер по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации, либо поддержании в исправном состоянии электрических сетей МУПВ «ВПЭС».
Вместе с тем, указанные обстоятельства как прокуратурой Советского района г.Владивостока, так и административным органом при вынесении постановления от 22.10.2020 №03П-40-0382 приняты во внимание не были.
Представители прокуратуры и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей прокуратуры и административного органа.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд полагает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки в виде административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Диспозиция статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является отсылочной (бланкетной) к требованиям правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Основанием для привлечения должностного лица - заместителя начальника Океанского района Производственного предприятия по эксплуатации электрических сетей МУПВ «ВПЭС» Баженова А.И. к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ послужили материалы прокурорских проверок по факту аварийных отключений электроснабжения жилых домов на территории Советского района г.Владивостока за период с 22.04.2020 по 26.04.2020, с 02.05.2020 по 10.05.2020.
По данным фактам прокурором и заместителем прокурора Советского района г.Владивостока 22.05.2020, 19.06.2020 вынесены постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ. Из указанных постановлений следует, что прокуратурой Советского района г.Владивостока по сведениям Единой дежурной диспетчерской службы проведена проверка соблюдения законодательства при отключении объектов жилищно-коммунального хозяйства от коммунальных ресурсов.
Вместе с тем, сведений о том, когда проводились данные проверки, акты, составленные по их результатам, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю от от 22.10.2020 №03П-40-0382 должностное лицо – заместитель начальника Океанского района Производственного предприятия по эксплуатации электрических сетей МУПВ «ВПЭС» Баженов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Из указанного постановления следует, что Баженову А.И. вменяется нарушение п.п. 1.6.1, 1.6.3, 1.6.4, 1.5.1, 5.8.12 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных Минэнерго России №229 от 19.06.2003.
Пунктом 1.6.1 названных Правил устанавливает, что на каждом энергообъекте должны быть организованы техническое обслуживание, плановые ремонт и модернизация оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций энергоустановок.
Пунктом 1.6.3 Правил предусмотрено, что объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического технического состояния. Рекомендуемый перечень и объем работ по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования приведены в правилах организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и в технико-экономических нормативах планово-предупредительного ремонта энергоблоков.
Согласно п. 1.6.4 Правил периодичность и продолжительность всех видов ремонта установлены правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и нормативно-техническими документами на ремонт данного вида оборудования.
В соответствии с п. 1.5.1 Правил на каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений), определены уполномоченные за их состояние и безопасную эксплуатацию лица, а также назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
Пункт 5.8.12 Правил устанавливает, что при эксплуатации силовых кабельных линий должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.
Согласно постановления установлено, что 02.05.2020, 22.04.2020, 25.04.2020 на электрических сетях ПС «Спутник» (Ф-11, Ф-23), от которых получают электроснабжение потребители жилых домов, расположенных по ул.ул.Шевченко, 1-я, 2-я, 3-я Восточная, Зеленая, Васильковая, Фанерная. Мечникова, Находкинская в г.Владивостоке, 08.05.2020 на электрических сетях ПС «Чайка» (Ф-2), от которых получают электроснабжение потребители жилых домов, расположенных по ул.ул. 4,5,6 Маковского в г.Владивостоке, а также 09.05.2020 на электрических сетях ПС «Угловая» (Ф-7, Ф-158), от которых получают электроснабжение потребители жилых домов, расположенных в п.Трудовое в г.Владивостоке произошли аварийные отключения по причине выхода из строя линии электропередачи КЛ-6 кВ ПРОМУЗЕЛ Ф33ТП-4633-ТП-4233, Океанская Ф-1 ТП-4630-ТП-4673, (Ф-18)ПС «Угловая» ТП-4382-ТП-4383, СПУТНИК Ф23 ТП-4682-ТП-4620, находящейся в хозяйственном ведении МУПВ «ВПЭС».
Ответственным должностным лицом МУПВ «ВПЭС» меры по включению в план-график, а также план ремонтных работ на 2019-2020 годы объектов электроснабжения, требующих реконструкции в силу выхода из строя эксплуатируемого предприятием оборудования, не приняты, что представляет собой реальную угрозу нарушения прав граждан на бесперебойное обеспечение коммунальными услугами и, как следствие, безопасности жизни и здоровью проживающих, в том числе, в предстоящий зимний период 2019-2020.
Кроме того, в нарушение п.п.1.6.1, 1.6.3, 1.6.4 допущено ненадлежащее техническое обслуживание кабельной линии электропередачи высокого напряжения, выраженное в ненадлежащем проведении осмотров кабельных линий, в ходе которых дефекты линии выявлены не были, не было установлено старение изоляции, что повлекло за собой возникновение аварии на кабельной линии электропередачи высокого напряжения.
Между тем, в обжалуемом постановлении сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения, не конкретизированы, из описания обстоятельств нельзя сделать вывод, какие конкретно противоправные действия или бездействие совершил Баженов А.И., которые бы указывали на нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Перечисление пунктов «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» описанием объективной стороны правонарушения не является.
Из постановления от 22.10.2020 не представляется возможным установить, на основании каких положений Правил №229 и имеющихся в деле доказательств административный орган пришел к выводу о том, что Баженов А.И. не в полном объеме организованы техническое обслуживание, плановые ремонты и модернизация электросетей, а также какие мероприятия по обслуживанию, ремонтам и модернизации сетей им не выполнены.
Административным органом не дана какая-либо оценка представленным МУПВ «ВПЭС» паспортам-картам кабельной линии электропередачи высокого напряжения, (п/ст «Спутник», п/ст «Чайка»), актам расследования причин аварий, произошедших 25.04.2020, 22.04.2020, 08.05.2020, 09.05.2020, 02.05.2020 (№№482-О, 462-О, 555-О, 559-О, 558-О, 509-О), листам обхода по результатам осмотра ЛЭП-6/0,4 кВ (п/ст «Спутник», п/ст «Чайка», п/ст «Угловая»).
Вместе с тем, данные документы, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, подлежали обязательной оценке, без которой сделать однозначный вывод о наличии либо отсутствии в действиях должностного лица МУПВ «ВПЭС» состава административного правонарушения не представляется возможным.
Так, из содержания актов установленной формы расследования причин аварий, произошедших 25.04.2020, 22.04.2020, 08.05.2020, 09.05.2020, 02.05.2020 (№№482-О, 462-О, 555-О, 559-О, 558-О, 509-О), следует, что организационные причины возникновения аварий и их развития не выявлены (код 3.4.14), технической причиной аварий указано нарушение электрической изоляции (код 4.12).
Согласно п.2.6 указанных актов недостатков эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления, строительства, монтажа оборудования (устройств), явившихся предпосылками аварий или затруднивших их ликвидацию не выявлено.
Указанные причины не свидетельствуют о том, что Баженовым А.И. были допущены какие-либо нарушения нормативных требований, предъявляемых к порядку технической эксплуатации электрических сетей, в том числе, указанных в оспариваемом постановлении.
Кроме того, из представленных заявителем сведениям, МУПВ «ВПЭС» осуществляется регулярный обход указанной кабельной линии, проводятся испытания силового кабеля, что подтверждается листами обхода, протоколами испытаний и паспортами-картами кабельной линии электропередач высокого напряжения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Таким образом, анализ установленных по делу обстоятельств и наличие неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не позволяют признать вынесенное постановление законным и обоснованным, а вину должностного лица - заместителя начальника Океанского района Производственного предприятия по эксплуатации электрических сетей МУПВ «ВПЭС» Баженова А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, доказанной.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу защитника Баженова А.И. удовлетворить.
Постановление начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю 22.10.2020 №03П-40-0382 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя начальника Океанского района Производственного предприятия по эксплуатации электрических сетей МУПВ «ВПЭС» Баженова А.И. - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня получения.
Судья Д.В. Пархоменко