Председательствующий: Валитова М.С. Дело № 33а-3003/2020
2а-821/2020
55RS0005-01-2020-000738-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Усовой Е.И.,
судей областного суда Круглова В.В., Шукеновой М.А.
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июня 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Романенко О. Г., Колосова А. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменения сведений об объекте недвижимости
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Первомайского районного суда г. Омска от 17 марта 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Романенко О.Г., Колосов А.В. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменения сведений об объекте недвижимости.
В обоснование указано, что принадлежащий Романенко О.Г. и Колосову А.В. на праве общей долевой собственности индивидуальный жилой дом № <...> по ул. <...> распоряжением администрации Кировского административного округа г. Омска от 02.02.2016 № <...> был переведен в нежилой фонд для использования в качестве магазина товаров первой необходимости. Изменение функционального назначения помещений в жилом доме проведено в соответствии с проектом перепланировки и переустройства, подготовленным ООО «<...>». Актом комиссии от 06.06.2018 предъявленное к приемке помещение принято в эксплуатацию.
09.12.2019 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области отказало им в осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений о функциональном назначении объекта в связи с тем, что переводимый объект является зданием и с целью ЕГО эксплуатации в качестве нежилого помещения требуется оформление разрешительных документов, предусмотренных градостроительным законодательством (разрешения на реконструкцию и ввод в эксплуатацию), с чем административные истцы не согласны, указывая, что в здании были выполнены работы исключительно по изменению назначения помещений (монтаж дверей и дверных проемов в существующих перегородках), полностью соответствующие понятиям перепланировки и переустройства.
Просили признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 09.12.2019 об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменения основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области внести изменения в основные характеристики указанного объекта недвижимости.
Судом постановлено изложенное выше решение, которым исковые требования удовлетворены: признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 09.12.2019 об отказе в государственном кадастровом учете изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области возложена обязанность внести изменения в основные характеристики объекта недвижимости на основании заявления представителя Романенко О.Г., Колосова А.В. от 29.08.2019
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области просит решение суда отменить, принять новое. Считает, что решение вынесено с нарушением норм материального права. Судом не были учтены положения пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", которые определяют здание как результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, а помещение как часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями. Подчеркивает, что отнесение нежилых зданий к нежилым помещениям действующим законодательством не предусмотрено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Романенко О.Г. и Колосова А.В. - Новоселова А.В., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Терехову Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Свидетельствами о государственной регистрации права подтверждено, что Романенко О.Г. и Колосов А.В. является собственниками одноэтажного жилого дома № <...> по ул. <...> общей площадью <...> кв.м назначение: жилое, учтенного в ЕГРН под кадастровым номером <...>.
Указанный жилой дом расположен в границах принадлежащего Романенко О.Г. и Колосову А.В. на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв.м (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины товаров первой необходимости).
Распоряжением администрации Кировского административного округа г. Омска от 02.02.2016 № <...> жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, переведено в нежилое помещение, собственникам поручено выполнить работы по перепланировке и переустройству переводимого помещения в соответствии с представленным проектом, предъявить выполненные работы приемочной комиссии.
Перевод жилого дома в нежилое помещение – под магазин товаров первой необходимости осуществлен собственниками на основании проекта перепланировки и переустройства жилого дома № <...> по ул. <...> в нежилое в <...>, подготовленного ООО «<...>».
Актом приемочной комиссии от 06.06.2018 предъявленное к приемке после переустройства и перепланировки помещение принято в эксплуатацию.
29.08.2019 представитель собственников Новоселов А.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером <...> в связи с уточнением его местоположения на земельном участке и изменением его характеристик, приложив технический план от 16.08.2019, в соответствии с которым у здания изменилось назначение (с «жилое» на «нежилое»), а также наименование (с «жилой дом» на «магазин товаров первой необходимости»), распоряжение администрации Кировского административного округа г. Омска от 02.02.2016 № <...>, акт приемки в эксплуатацию от 06.06.2018 (л.д. 69, 70).
09.09.2019 государственным регистратором принято решение о приостановлении осуществления действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав сроком до 09.12.2019 со ссылкой на несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства РФ. По мнению регистратора, действующее законодательство предусматривает возможность перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение только в отношении помещений, как одного из видов объектов недвижимости; здание не относится к нежилым помещениям, в связи с чем для его эксплуатации в качестве нежилого необходимо оформление разрешительных документов на реконструкцию и ввод его в эксплуатацию в порядке, предусмотренном статьями 51, 55 ГрК РФ.
09.12.2019 Управлением принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Основанием для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости явилось истечение срока приостановления кадастрового учета и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для этого.
Несогласие с названным отказом послужило поводом для обращения заявителей в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в ч. 4 ст. 8 вышеуказанного федерального закона. В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 – 3 статьи 38 данного Закона вносятся в уведомительном порядке.
К числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, подлежащих внесению в кадастр недвижимости относится назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание (п. 9 ч. 5 ст. 8 вышеуказанного закона).
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (п. 6 ч. 2 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
До принятия Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2017 года, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
По правилам п. 3 ст. 288 ГК РФ перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ одной из форм собственности жилищного фонда является индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч. 1 ст. 16 ЖК РФ).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).
Из изложенного следует, что к жилым помещениям относится жилой дом, представляющий собой индивидуально-определенное здание.
Условия и порядок перевода жилого помещения, к которым относится и жилой дом, в нежилое, установлены ст. ст. 22-23 ЖК РФ.
Выдача заявителям решений о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение относится к компетенции администраций административных округов города Омска (п. 4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, находящегося на территории города Омска», утв. постановлением Администрации города Омска от 30.03.2012 г. № 494-п).
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В данной связи государственный регистратор вследствие ошибочного толкования норм материального права, определяющих понятие жилого помещения, а также условия и порядок признания жилого помещения нежилым, пришел к неправильному выводу о том, что принадлежащий заявителям индивидуальный жилой дом не является жилым помещением.
Поскольку назначение здания относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, подлежащих внесению в кадастр недвижимости, и представителем административных истцов были представлены документы, выданные органом местного самоуправления, подтверждающие перевод жилого помещения в нежилое, требование государственного регистратора о необходимости получения разрешительной документации в порядке, предусмотренном положениями ГрК РФ, на нормах права не основано.
Суд обоснованно исходил из того, что проектом перевода жилого дома под магазин товаров первой необходимости, выполненным ООО «<...>», реконструкция не предусмотрена и в результате перевода жилого помещения (жилого дома) в нежилое помещение изменения параметров объекта капитального строительства (жилого дома), его частей не произошло (не изменились его высота, количество этажей, площадь и объем), не были осуществлены его надстройка, перестройка, расширение, а также не были затронуты его несущие строительные конструкции.
Кроме того, судом верно учтено, что принадлежащий административным истцам жилой дом с учетом изменения его назначения в результате процедуры перевода в нежилое помещение полностью соответствует требованиям градостроительного регламента территориальной зоны индивидуальной жилой застройки Ж1-1, для которой одним из основных видов разрешенного использования являются магазины товаров первой необходимости.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом решении.
Ссылка представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на положения ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» приведенная без учета 1 ч. 1 ст. 4 этого же закона как невозможность изменения назначения здания с жилого на нежилое в рамках процедуры перевода, установленного ЖК РФ, с учетом вышеприведенного подлежит отклонению.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 17 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи