Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2654/2015 ~ М-1220/2015 от 27.04.2015

Дело №2-2654/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Емельяново                                                                                     05 августа 2015 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи                            Горбачевой Е.Н.

при секретаре                                                         Рудикове С.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании бездействия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании бездействия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка.

Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с заявлением о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>, ориентир <данные изъяты> м. юго-западнее пер. Рябиновый, из категории земель – земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства. При этом просила утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Письмом и.о. начальника отдела архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю отказано в согласовании схемы расположения земельного участка, поскольку многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, только при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка, для предоставления многодетным гражданам. Кроме того, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне Ж1, на которой подлежат размещению усадебные и блокированные жилые дома. Заявитель считает указанный ответ незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в зону жилой усадебной застройки <адрес> и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. Просит признать отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории незаконным; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» принять решение об утверждении ФИО1 схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории в каталоге координат, указанном в заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, была извещена, доверила представлять свои интересы представителю.

    В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 (действующая по доверенности) поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

     В судебное заседание представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» не явился, был извещен.

      Исследовав материалы дела, выслушав лицо, участвующее в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ (действующей на день обращения заявителя в орган местного самоуправления) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2).

Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).

Таким образом, процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:

1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;

утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;

принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;

заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Действующим на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования <адрес> (далее - Положение, утвержденное <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N ), в соответствии с которым рассмотрение заявлений по вопросам утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в процессе образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на МКУ "УправЗем" (п. 3.2).

Отдел архитектуры, входящий в МКУ "УправЗем", рассматривает заявление, после чего руководитель МКУ "УправЗем" утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории или готовит мотивированный отказ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в течение 30 дней со дня поступления заявления (п. 5.1.1.).

Пунктом 5.1.2. Положения, утвержденного <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N , определен перечень необходимых документов, предоставляемых заявителем для утверждения схемы.

Согласно пункту 5.2. Положения, утвержденного <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N , основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является отсутствие документов, указанных в п. 5.1.2 настоящего Положения, несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлениями о предоставлении ей земельного участка для личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>, ориентир 1200 м. юго-западнее пер. Рябиновый, из категории земель – земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства.

Также просила утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, приложив в числе других документов, схему кадастрового плана территории.

Письмом и.о. начальника отдела архитектуры МКУ "УправЗем" от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было сообщено, что земельный участок расположен в зоне Ж1, на которой подлежат размещению усадебные и блокированные жилые дома. Кроме того, многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, только при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка, для предоставления многодетным гражданам.

Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В материалы дела предоставлена выписка (карта градостроительного зонирования) из правил землепользования и застройки <адрес>, с указанием территориальных зон.

Судом установлено, что земельный участок располагается в территориальной зоне Ж-1 (зона усадебной жилой застройки), граничит с земельными участками, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, вид разрешенного использования определен для ведения личного подсобного хозяйства), что подтверждается кадастровым планом территории.

Согласно письму ведущего специалиста по вопросам архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый заявителем земельный участок входит в зону жилой усадебной застройки <адрес>, предполагающему размещение земельных участков с видом разрешенного использования приусадебный участок личного подсобного хозяйства.

Как следует из статьи 10 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в частности описание местоположения границ таких зон.

Статьей 15 Закона о кадастре на государственные органы и органы местного самоуправления возложена обязанность направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 5 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 71 (ред. от 22.10.2014) "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме" установлено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

В материалы дела органом, чьи действия оспариваются, не представлены доказательства в части описания местоположения границ территориальной зоны отличной от той, которая определена в государственном кадастре недвижимости.

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

МКУ "УправЗем" не представлено доказательств отнесения указанной территориальной зоны, определенной в представленной карте в состав иных зон, объективно препятствующих утверждению схемы КПТ в представленных заявителем координатах. Также не представлено доказательств того, что испрашиваемый заявителем земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства не может быть размещен в зоне жилой усадебной застройки.

Согласно закону <адрес> о внесении изменений в закон края «О регулировании земельных отношений в <адрес>» в части установления порядка бесплатного предоставления в собственность многодетным граждан земельных участков из земель находящихся в государственной и муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, многодетный гражданин, зарегистрированный по месту жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа <адрес>.

Доказательств того, что в <адрес> отсутствуют свободные земельные участки, не представлено.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, достоверно свидетельствующих о расположении земельного участка в зоне жилой усадебной застройки, где не может быть предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, тогда как ст. 249 ГПК РФ предусмотрена обязанность именно МКУ "УправЗем" как органа местного самоуправления, принявшего оспариваемое решение, по доказыванию законности принятого решения, суд полагает возможным согласиться с заявленными требованиями, признав незаконным отказ и.о. начальника отдела архитектуры МКУ "УправЗем" в согласовании схемы размещения земельного участка и возложения обязанности вернуться к рассмотрению заявления ФИО1 о принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Признать незаконными действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», выраженные в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу вернуться к рассмотрению заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.

Взыскать с МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.

        Председательствующий:                                                             Е.Н. Горбачева

Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2015 года.

2-2654/2015 ~ М-1220/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коновалова Елена Николаевна
Другие
МКУ "Управзем"
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Горбачева Елена Николаевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
27.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2015Передача материалов судье
30.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2015Судебное заседание
05.08.2015Судебное заседание
06.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2016Дело оформлено
20.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее